Цены на бензин: запретить нельзя отпустить

6564 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 13 Июл 2021, 17:45

Единственный способ удержать рост цен на ГСМ

На последнем расширенном заседании правительства с участием президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА вновь в числе актуальных вопросов звучала бензиновая тема. С начала года цены на бензин выросли на 13%, при этом вдоволь его не стало. Как озвучил глава государства, в южных регионах горюче-смазочные материалы отпускаются по талонам. И это в нефтедобывающей стране! Причем ситуация повторяется из года в года накануне осени.

Читайте также
Больше свободы – больше бензина

Запретами и квотам ее не исправить – отношения между отраслевыми игроками и потребителями должен регулировать не чиновник, а рынок. Сегодня часть недропользователей имеет в контрактах прописанные обязательства по поставкам нефти на отечественные НПЗ. По данным Минэнерго, обязательства по поставке нефти на перерабатывающие заводы достигают 70% объема добычи. На экспорт идут оставшиеся 30% добычи. Причем основные поставщики нефти на переработку – старые месторождения, добыча на которых снижается из года в год. При этом, чтобы выполнить обязательства, нефтедобывающим компаниям приходится снижать объемы экспорта, что негативно сказывается на экономике проектов.

Доходы от экспорта не покрывают потери нефтяников на внутреннем рынке. Скидка при поставке нефти на казахстанские НПЗ достигает 135 долларов на тонне, в сравнении с экспортной альтернативой. Рост цен на нефть, наблюдаемый в последние недели на мировых сырьевых рынках, только увеличивает разрыв. В итоге поставки нефти на внутренний рынок не обеспечивают недропользователю экономическую эффективность.

Выправить ситуацию можно за счет уменьшения дисконта при поставке нефти на переработку, но это автоматически вызовет дальнейший рост цены розничной продажи бензина и дизтоплива. На что правительство пока не готово идти во имя социальной стабильности. Низкие цены на горюче-смазочные материалы де-факто продолжают субсидироваться недропользователями. Поэтому нефтедобывающий сектор не имеет возможности развивать проекты по разведке новых месторождений и повышению нефтеотдачи на действующих.

Читайте также
Почему неизбежен рост цен на бензин

Страдают и сами НПЗ – по оценке аналитиков агентства FinReview, оборотные средства, направляемые на увеличение производственных мощностей, на 40% состоят из займов банковского и небанковского секторов. Очевидно, что эта закредитованность предприятий отражается в себестоимости бензина, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам. В этой ситуации Казахстану необходимо уменьшить влияние кредитной нагрузки на себестоимость автомобильного топлива. Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства, благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки.

Весной текущего года на площадке товарной биржи ETS прошли первые торги по продаже бензина. В результате были сформированы первые ценовые индикаторы на бензин. За торговую неделю стоимость топлива выросла на 39%: со стартовой цены в 169 тысяч тенге до 234,9 тысяч тенге за тонну. То есть со 125 до 174 тенге за литр. За последнюю торговую сессию, которая прошла 12 апреля, цена бензина марки АИ-92 составила от 155 до 174 тенге за литр. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%-20%. Только баланс спроса и предложения покажет, какой должна быть справедливая цена на ГСМ.

Таким образом, для сохранения экономики добычи нефти и ее переработки на НПЗ Казахстана необходимо либо повышение цен на внутреннем рынке, либо выработка демпферного механизма, при котором государство будет возмещать потери нефтедобывающих компаний при поставках нефти на внутренний рынок. Другого пути нет.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента