Усложнение налогового законодательства, рост влияния контрольных и репрессивных органов ведет к росту транзакционных издержек у налогоплательщиков
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА "Как бороться с коррупцией".
* Затраты взаимодействия субъектов экономики
* Теорема Коуза
* Как защитить бизнес от "наездов"
Затраты взаимодействия субъектов экономики
Практически каждый из нас, так ли иначе, сталкивается с транзакционными издержками. Например, когда на дом приходят контролеры, снимающие показатели счетчиков – это транзакционные издержки компании поставщика, проверяющей добросовестность своих клиентов.
Или, например, вы решили продать (купить) квартиру, тогда расходы на риелтора, нотариуса, оплата госпошлины – это снова транзакционные издержки, но уже ваши.
Или, например, вы предприниматель и покупаете какой-нибудь товар. Чтобы быть уверенным в количестве и качестве получаемого товара, вы, по согласованию с продавцом, нанимаете независимого инспектора, чье заключение о количестве и качестве товара будет принято и вами, и продавцом. Расходы на такого инспектора тоже относятся к транзакционным издержкам.
В общем виде их определение выглядит так: под транзакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса (Неоинституциональная экономическая теория под ред. В.В. Разумова).
Состав транзакционных издержек можно увидеть на рисунке 1.
Источники возникновения транзакционных издержек изображены на рисунке 2.
Об асимметрии рыночной информации и ограниченной рациональности мы уже говорили, поговорим теперь об оппортунистическом поведении.
Теорема Коуза
Рональд КОУЗ, получивший нобелевскую премию по экономике за открытие и прояснение точного смысла транзакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики, никогда не формулировал в явном виде теорему, которая, тем не менее, носит его имя:
«Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на транзакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда транзакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами её развития» (формулировка Трайана ЭГГЕРТСОНА).
Чтобы разобраться с тем, о чем говорит эта теорема, рассмотрим такой пример: государство взымает с населения налоги, но размер налогов определен таким образом, что каждый налогоплательщик может не просто безболезненно нести их бремя, но и получает от государств услуги, которые, по мнению налогоплательщика, адекватны уплаченным им налогам. И все дружно платят назначенные налоги. Это ситуация с нулевыми транзакционными издержками. У всех равный доступ к информации, возможность без издержек принять рациональное решение и не возникает соблазна не платить налоги. Но это не просто идеальный, а утопический случай. Мы все понимаем, что в реальной жизни так не бывает.
В реальной жизни налогоплательщик стремится, используя законные и незаконные способы, сократить свои налоговые платежи. Это и есть оппортунистическое поведение.
Государство же, в свою очередь, усложняя налоговое законодательство, стремится перекрыть возможные лазейки. А усиливая контрольный и репрессивный аппарат, пытается принудить налогоплательщик выплачивать налоги в полной мере. Это ведет к росту транзакционных издержек государства, которые покрываются за счет роста налогов, что, в свою очередь, усиливает у налогоплательщиков желание платить как можно меньше налогов.
В свою очередь, усложнение налогового законодательства, рост влияния контрольных и репрессивных органов ведет к росту транзакционных издержек и у налогоплательщиков – чтобы разобраться со все более усложняющимся налоговым законодательством, необходимо нести дополнительные издержки, прибегая к услугам налоговых консультантов.
О теореме Коуза мы вспомнили потому, что из нее можно вывести следствие: чем ниже транзакционные издержки, тем ниже уровень коррупции в стране и лучше защищены права собственности.
Как защитить бизнес от "наездов"
Если говорить о предпринимателях, то снижение транзакционных издержек увеличивает эффективность их бизнеса. А это, в свою очередь, снижает потребность в получении дополнительной выгоды с помощью взятки.
Снижение транзакционных издержек защищает бизнес от «наезда» со стороны многочисленных проверяющих.
Чем транзакционные издержки ниже, тем меньше возможностей для ситуаций, о которых говорил глава государства на расширенном заседании правительства: «Скрытый рэкет бизнесменов. Напугать надо, завести уголовное дело. Потом он бегает и готов на что хочешь».
Дело в том, что высокие транзакционные издержки порождают оппортунистическое поведение – нарушение правил и процедур (их соблюдение – всегда издержки), что и дает возможность проверяющим «наехать» на предпринимателя.
Соответственно, ключевой задачей любой государственной программы развития должно быть снижение транзакционных издержек в экономике.
Уместно будет вспомнить статью президента страны Н.А. НАЗАРБАЕВА «План нации – путь к казахстанской мечте»: «Нашей долгосрочной линией должно стать перманентное сокращение транзакционных издержек функционирования экономики».
О том, как можно снизить транзакционные издержки, автор уже писал в заметках "Как правильно выбрать спутника жизни" , "Война лимонов со сливами" и "Как бороться с коррупцией".
P.S. Имеет ли смысл писать о коррупции?
Думаю, да. Со мной связались сотрудники Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, которые сообщили, что изучают эти заметки на предмет практического использования.