Передача разрешительных функций в частный сектор усилит конкуренцию внутри системы, что может привести к полному или почти полному искоренению взяток
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА «Механизмы коррупции».
* Цитата
* Выгода против издержек
* Почва для коррупции
Цитата
«Нурсултан НАЗАРБАЕВ подчеркнул, что на сегодняшний день все проводимые реформы обеспечены необходимыми источниками финансирования. При этом, по информации Счетного комитета, в прошлом году были выявлены финансовые нарушения в размере более 160 млрд тенге.
- К административной ответственности привлечены 47 должностных лиц, к дисциплинарной – 223. По сравнению с 2015 годом, объем выявленного неэффективного использования бюджетных средств вырос в три раза и составил 382 миллиарда тенге. Поручаю правительству создать специальную комиссию для рассмотрения фактов преступно-халатного отношения к государственным средствам, - сказал президент Казахстана».
Источник: akorda.kz.
Выгода против издержек
Когда некто дает взятку чиновнику, он рассчитывает получить выгоду. Если же размер взятки (издержки для взяткодателя) больше получаемой выгоды, то никто никому никаких взяток давать не будет.
Рассмотрим в качестве примера случай с руководителем одного из комитетов МСХ, обвиняемого в получении взяток за выдачу лицензий на ввоз мясной продукции в Казахстан.
(Необходимая оговорка: судом еще не установлена вина обвиняемого и о ней можно говорить только предположительно).
Некто «благодарит» чиновника за полученную лицензию, дающую права на ввоз на территорию страны некоего товара. Для взяткодателя это часть издержек, которая компенсируется в цене товара, оплачиваемого потребителями, т.е. нами. Выгода, приобретаемая им, очевидна - он получает доступ к рынку и увеличивает свои доходы. Сохраняется же она до тех пор, пока потребитель, т.е. мы с вами, готов платить цену, включающую в себя взятку.
Но как только размер взятки вырастет до такой степени, что цена на товар становится неконкурентоспособной, мы перестанем его покупать и давать взятку уже экономически нецелесообразно.
Если просмотреть на ситуацию шире – взять не только лицензии на импорт, но вообще всю разрешительно-лицензионную систему, то способ борьбы с коррупцией, кажущийся наиболее очевидным – ужесточить контроль за выдачей лицензий и разрешений, что должно привести к росту размера взятки, которая будет включать в себя дополнительную премию за риск. Если размер взяток будет постоянно расти, то рано или поздно, издержки для взяткодателя станут нестерпимыми, и он просто откажется их давать.
Это наше любимое средство борьбы с коррупцией, к которому мы постоянно прибегаем, создавая многочисленные комиссии и экспертные группы, без с согласования с которыми получить разрешение или лицензию невозможно.
Правда, к особым успехам этот способ не приводит. И понятно почему – возводятся практически непреодолимые барьеры для нормальной предпринимательской деятельности, что вызывает ропот возмущения. И маятник идет в обратную сторону – условия получений лицензий и разрешений смягчаются ровно до такой степени, чтобы снова возникла благодатная почва для коррупции.
Другой средство борьбы с коррупцией, предлагаемое РОУЗ-АККЕРМАН, – это конкурентная бюрократия, когда за лицензиями и разрешениями можно обратиться к разным, независимым друг от друга чиновникам или даже ведомствам. Такой способ не уничтожает полностью коррупцию, но ведет к конкуренции между бюрократами, что понижает размеры взяток. Не Бог весть какое достижение, но все-таки снижаются издержки заявителя. А это, как бы там ни было, положительный результат.
Еще более эффективна передача значительной части разрешительных функций в частный сектор. Это еще более усиливает конкуренцию внутри разрешительной системы, что может привести к полному или почти полному искоренению взяток.
Конечно, есть риск, что частные структуры войдут в картельный сговор между собой, чтобы повысить стоимость своих услуг, как легальных, так и незаконных.
Противопоставить этому можно требование к прозрачности таких структур, обязанности по раскрытию информации. Должно вырасти не только значение СМИ, которые обязаны первыми бить в колокола, увидев нарушения в работе таких структур, но и их профессионализм – умение увидеть такие нарушения.
Почва для коррупции
Другой эффективный способ борьбы с коррупцией – это просто уничтожить почву для ее возникновения.
Например, вам надо поменять водительские права и это процедура может занять несколько дней с неизвестным успехом. Когда к вам обращается «жучок» с предложением решить вопрос за несколько часов за соответствующее вознаграждение, то, сопоставив сумму вознаграждения и стоимость впустую потраченного времени, вы, вполне возможно, прибегните к услугам такого «жучка».
Но если процедура замены прав будет упрощена до такой степени, что весь процесс у вас займет не более трех часов, то просто пропадает смысл в пользовании услугами подобных «жучков». Вот и испарилась почва для взяток. Здесь важно и достойное вознаграждение чиновников, чтобы у них не возникал соблазн придумать различные ухищрения, усложняющие существующие процедуры, которые восстановят почву, благоприятную для коррупции.
Этот пример наводит на мысль о том, что если изменить систему государственной поддержки предпринимателей таким образом, чтобы она стала доступной для всех, то это не только будет содействовать снижению коррупции, но и повысит эффективность использования государственных средств.
На самом деле сегодня получатель государственной поддержки должен отвечать «высоким» критериям, а само ее получение обусловлено сложными правилами и процедурами. Естественно, возникает соблазн дать взятку, чтобы получить государственные субсидии или налоговые льготы и преференции.
Такая система, помимо взяточничества, способствует неэффективному использованию полученной государственной помощи – какой смысл бороться за рост эффективности, если собственные просчеты можно покрыть за счет государства при помощи подкупа соответствующих чиновников?
Как иллюстрация – система поддержки отечественного сельского хозяйства. Процитируем главу государства: «Финансовое положение агрохолдингов в неудовлетворительном состоянии. Большие средства выделяются на субсидирование закупа и лизинга сельхозтехники. В то же время, эта работа не систематизирована и не организована должным образом. Закуп сельхозтехники в страну осуществляется от разных производителей. Поэтому отсутствует унификация запчастей. Не используется рационально машинный парк. В одном регионе комбайны стоят, в других – не хватает».
Если же меры государственной поддержки станут общедоступными, т.е. правила и процедуры их получения будут упрощены до такой степени, что не будет необходимости платить кому-бы то ни было взятки, исчезнет не только благодатная почва для коррупции, но и повысится эффективность использования государственных средств.
За пределами заметки осталась защита предпринимателей от государственного рэкета, про который Н. А. Назарбаев говорил на расширенном заседании правительства: «Скрытый рэкет бизнесменов. Напугать надо, завести уголовное дело. Потом он бегает и готов на что хочешь».
Об этом, а также о Рональде КОУЗЕ и его теории транзакционных издержек поговорим в следующей заметке.
Продолжение следует.
Фото: kapital.kz.