Как преимущества для некоторых превращаются в ущерб для всех
* Рынок «лимонов»
* Кто должен платить?
* Дорогие кредиты
Речь пойдет не о политике или социологии, а об экономике – теории рынков с асимметричной информацией. В 2001 году за анализ таких рынков премию им. Альфреда Нобеля Центрального банка Швеции получили Джордж АКЕРЛОФ, Джозеф СТИГЛЕЦ и Майкл СПЕНС. Кстати, супруга Акерлофа, Джаннет ЙЕЛЛЕН, возглавляет сегодня ФРС США.
Рынок «лимонов»
В США «лимонами» называются подержанные автомобили плохого качества. Теория говорит, что если покупатель не обладает иной информацией о подержанном автомобиле, кроме внешнего вида и цены, то, со временем, автомобили более низкого качества вытеснят с рынка автомобили лучшего качества. Речь идет об автомобилях одной и той же марки и с примерно одинаковым пробегом.
Дело в том, что средняя цена, устанавливаемая рынком для подержанных автомобилей, выгодна продавцам «лимонов» и невыгодна продавцам «слив» (так в США называют автомобили хорошего качества). Соответственно, продавцы «слив», со временем, полностью уходят с рынка, на котором остаются продавцы «лимонов».
Теория «лимонов» родилась на основе наблюдений за рынком подержанных автомобилей в США в 60-е годы прошлого века. А в 1970 г. Акерлоф опубликовал статью «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм», в которой утверждал, что ситуация, когда плохой товар вытесняет качественный, может возникнуть только в результате неравного распределения информации между экономическими агентами, в нашем случае, между продавцом и покупателем.
Собственно говоря, эта ситуация хорошо знакома всем, кто когда-либо покупал подержанные автомобили – собираясь его приобрести, мы всегда берем с собой квалифицированного специалиста, который способен распознать скрытые дефекты у объекта покупки.
Но теория рынков с несимметричной информацией затрагивает гораздо больше сфер экономической жизни, чем рынок подержанных автомобилей, а сама асимметрия информации относится к одному из основных дефектов рынка.
Кто должен платить?
За устранение дефекта рынка, порождаемого асимметрией информации, кто-то должен платить – либо продавец, либо покупатель, либо третья сторона.
В США обязали продавцов подержанных автомобилей давать гарантию на проданный автомобиль, и это уравняло положение продавца и покупателя.
У нас в стране дополнительные издержки несет покупатель – ведь труд и время приглашенного автомеханика надо оплачивать.
Но это простой случай. А как быть в ситуации, например, с ГСМ?
Приезжая на АЗС, если у вас нет с собой маленькой лаборатории, вы не в состоянии определить какого качества бензин заливается в ваш бак. Только проехав какое-то расстояние после заправки, по поведению двигателя вы поймете, что вам залили что-то не то. Понятно, что вы не станете больше заправляться на этой АЗС, занеся ее в свой черный список. И невидимая «рука рынка» должна вытеснить некачественный товар.
Но! Информация об АЗС с некачественным бензином распространяется медленно. И пока она дойдет до всех потребителей, недобросовестные продавцы успеют хорошо заработать, что станет соблазном для других. И вполне вероятна ситуация, когда некачественный бензин вытеснит с рынка качественный.
В такой ситуации издержки должно брать на себя государство, неся расходы на надзор за качеством продаваемого бензина.
Дорогие кредиты
Когда потенциальный заемщик приходит в банк за кредитом, он лучше кредитного офицера знает плюсы и минусы своего проекта. Стремясь получить кредит, заемщик минусы затушевывает, а плюсы, наоборот, преувеличивает. Банк стремится выровнять ситуацию, обязывая заемщика раскрыть как можно больше информации о своем бизнесе, посылая своих инспекторов на проверку полученных сведений.
Это все издержки, которые потом учитываются в стоимости кредита – то есть их покрывают, как добросовестные, так и недобросовестные заемщики.
[В нашем случае, когда говорится о недобросовестных заемщиках, имеются ввиду не мошенники, имеющие цель обмануть банк, а те, кто искренне верит в успех своего проекта и, желая получить кредит, подгоняют свои данные под требования банка - прим. Ж. А.].
Либо заемщик должен представить в банк дополнительные экспертные заключения, что снова означает издержки, и их снова несут все – и добросовестные, и недобросовестные заемщики.
Но дело в том, что у заемщика возможностей исказить данные о себе, включая недостоверные экспертные заключения, больше, чем у банка их выявить. Банк обычно пытается выправить ситуацию за счет залогов, становясь некой разновидностью ломбарда. А это понижает доступность кредитования.
Что можно предложить, чтобы исправить ситуацию?
Во-первых, освободить банки от обязанности кредитовать стартапы. Этим должны заниматься венчурные фонды – у них другая система управления рисками, во многом недоступная банкам. А для этого надо вывести из анабиоза рынок венчурного финансирования.
Во-вторых, государство должно взять на себя издержки, связанные с ликвидацией асимметрии рыночной информации, сделав ее доступной для всех, в том числе и банков. Это в значительной мере сократит и банковские издержки, и банковские риски, сделав доступнее для всех и кредитование.
Проблема неравного распределения информации слишком обширна и разнообразна, чтобы ее можно было раскрыть в небольшой заметке.
Единственная цель, которую преследовал автор – это обратить внимание на существование такой проблемы у нас и подчеркнуть ее важность.
Усилия по ее решению, которые должно приложить не только государство, но и общество, окупятся сторицей, раскрыв новые возможности для развития.