Древние женщины предпочитали одежду красного цвета
"О, знакомое платюшко!" – вскричала я, увидев на фото международного научного семинара "Культурный потенциал региона как ресурс перспективного развития" красное платье. Семинар прошел в Костанайской области в городе Лисаковске и собрал семинар ученых-археологов, краеведов, реставраторов из трех стран: Казахстана, Кыргызстана и России.
И казалось бы – где Лисаковск и они все, а где я.
Но платюшко действительно знакомое. Мало того, у меня есть фото (почти историческое), где я в этом платье.
На этом фото в центре Эмма Радиковна УСМАНОВА, великий археолог, Ольга ГУМИРОВА, идейный вождь и бессменный вдохновитель волонтерского движения "Охотники за петроглифами" (я писала о нем вот тут) и я в красном платье андроновской эпохи.
Предыстория. В феврале 2022 года я самым чудесным образом попала на алматинскую лекцию карагандинского ученого мирового уровня Эммы Радиковны Усмановой. И до этого дня мое знакомство с великолепной Эммой Радиковной носило односторонний характер. Я ее знала, читала ее работы, читала о ней, а она о моем существовании и не подозревала. А тут Ольга Гумирова пригласила меня на лекцию, и я помчалась!
Лекция была посвящена древней истории Степи. Точнее, Эмма Радиковна говорила о магии эпохи бронзы, о ее достижениях и особенностях культуры – захоронениях, обрядах, украшениях косных и прочих.
Такие лекции суперценны – они будоражат мысль, вдохновляют на создание нового, дают знания. И спасибо за них организаторам. Увы, не государственные конторы занимаются их организацией – лекцию в феврале 2022 года (и многие другие в нашем городе) организовала сеть магазинов по продаже отделочных материалов. Круто. Не устаю говорить спасибо потрясающей Эмме Радиковне и людям, организовавшим это мероприятие, за этот час.
А после лекции мы познакомились, и Эмма Радиковна натянула на меня это потрясающее платье – реконструкцию андроновской эпохи. И я даже сквозь свой весьма объемный зимний прикид ощущала особую плотность и приятную колючесть ткани. И чувствовала необъяснимую связь времен через этот андроновский наряд.
В ходе лисаковского международного научного семинара и была продемонстрирована реконструкция древних женских и мужских одеяний жителей Казахстана. И платье, которое мне посчастливилось примерить, там тоже было. Демонстрировала его сама автор платья-реконструкции Эмма Радиковна Усманова.
Я на семинаре не была, потому вся информация о женской одежде - из научных статей Эммы Радиковны, из ее лекций и эмоциональных рассказов об андроновской культуре:
"Одежда – знак. Одежда является знаковой системой и по сути многофункциональна. Она позволяет различать людей по половому признаку, возрасту, социальному статусу, национальной, территориальной, религиозной принадлежности…"
"Костюм языком деталей говорит о своем конкретном носителе. Но в погребении, как правило, сохраняются лишь незначительные свидетельства – украшения, фрагменты декора – которые не могут дать полного представления об одежде, не говоря уже об разрушенном временем материале, из которого ее когда-то мастерили…"
"Обращение к теме реконструкции костюма вызвано прежде всего археологическими находками, характер которых самый разный – от ювелирного декора о различного рода предметов одежды. Но одно дело - увидеть изображение костюма и совсем другое - потрогать, пощупать его в прямом смысле этого слова руками. Древность только увеличивает информационную ценность одежды, и реально обнаружить ее в погребении или ином месте - большая удача для археолога".
Мало мест на земле, к сожалению, где благодаря климату – вечной мерзлоте, торфу или песку – костюмы людей прошлого сохранились в деталях. И эти детали позволяют увидеть "не только костюм во всем разнообразии его деталей, но и эстетический образ, сформировавшийся во II -I тысячелетии до н.э. – I тысячелетии н.э. К тому же их уникальная сохранность позволяет изучать ткачество, характер волокон и выделки тканных и нетканных материалов, способ крашения, красители и так далее".
А это, согласитесь, важно для понимания эпохи, культуры, образа жизни людей прошлого.
Но что делать, если костюмы степных жителей эпохи бронзы не сохранились целиком в могилах, не найдено их изображений? Каким был фасон платьев и головных уборов? Какого они были цвета?
Реконструкторы воссоздают все это по найденным фрагментам. В основном, найденным в погребениях.
Карагандинка Эмма Радиковна Усманова не зря является почетным гражданином города Лисаковска – она с 1986 года исследует археологические памятники эпохи бронзы Лисаковской округи. В сферу ее научных интересов входят ритуалы и обряды, культовые сооружения Золотой Орды, костюмы древних людей евразийской степи.
Так вот, реконструкция женской одежды из погребений, найденных в районе города Лисаковск, показывает, что женщины-"андроновки" (а это бронзовый век, 3-4 тысячи лет назад) предпочитали одежду красного цвета.
Почему ученые в этом уверены? В кусочках ткани ("тлене", как пишут исследователи) были обнаружены красители – корень марены. Марена – популярный краситель во все времена. Видимо, люди тысячелетия назад знали свойство растений семейства мареновых окрашивать волокна в красный цвет. Марену для окрашивания ткани применяли в Древнем Египте, Китае, Персии, Средней Азии, в раннесредневековой Франции, Британии, Скандинавии. Используют ее и сейчас.
"Крашение мареной – сложный химический процесс, который невозможен без применения протрав – квасцов, помогающих закреплять природный краситель на волокнах. Обычно – это соли металлов, наиболее распространенные из них: алюмоаммонийные, алюмокалиевые, железоаммонийные. Квасцы помогают варьировать цветовую колористику. В лисаковских текстильных образцах, окрашенной мареной, в качестве протравных катионов обнаружены алюминий и железо. Это означает, что авторский колорит мог быть и чисто красным (для алюминиевых протрав) и красновато-коричневым (для железных протрав). При этом преобладают протравные, а не прямые красители. Это свидетельствует о высоком качестве технологии крашения".
Кроме того, древние жительницы современного Северного Казахстана изготавливали по технологии плетения уникальные красные головные уборы. К ним они приделывали подвески из тесьмы, напоминающие косы. Сочетание этих технологий показывает высокий уровень развития древних племен, населявших север Казахстана, и говорит о культурной преемственности с последующими эпохами.
Кстати, увидеть одну из реконструкций алматинцы могут в одном из залов Музея Алматы. Обычно все пробегают эту экспозицию за три секунды. А зря – это долгий и кропотливый труд команды реставраторов. Над ней работали, как мне удалось выяснить, С. ПОЖАРСКИЙ (фигура), Т. КУНИНА, Н. ЖИЛЯЕВА, Л. КОГАЙ, Н. ГОНЧАРОВА, реставрационная мастерская-лаборатория "Остров Крым", и Эмма Радиковна с ее потрясающими знаниями.
Платье вручную шилось из конопляной ткани ручного изготовления, тесьма плелась вручную, швы выполнены традиционным старинным бельевым швом. Шапочка из кожи с накосником. Обувь кожаная. Вышивка ручная.
"Конечно, модель костюма сборная. В основу модели взяты данные по артефактам из казахстанских могильников эпохи бронзы Лисаковский, Балыкты. Джангильды и Семиречья. Получился некий такой андроновский бренд одежды".
Красного цвета и одежда у Урджарской жрицы, о которой на семинаре рассказывала Элина АЛТЫНБЕКОВА, реставратор научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым".
Эта сенсационная находка, напомню, была сделана в Восточном Казахстане возле села Лайбулак в 2013 году. Это останки женщины-"жрицы".
Тогда в ходе плановых раскопок были обнаружены остатки каменного саркофага. Он был полностью запечатан, стыки каменных плит были пригнаны настолько тщательно, что грунт внутрь не попал. Это очень редко случается.
В ногах у погребенной женщины располагался жертвенник, священные сосуды с остатками пищи, всевозможные сосуды со снадобьями. Голову "жрицы" венчал головной убор, похожий на корону. Уже потом выяснится, что он был сделан из войлочно-матерчатой основы, на которую нанесен узор из золотой фольги. В ходе раскопок появились догадки, что это захоронение знатной женщины, "жрицы", жившей в скифо-сакское время, примерно в IV–III вв. до н. э. Почему "жрица" в кавычках? Да потому что сейчас, спустя две с половиной тысячи лет после погребения, сложно сказать, кем была эта знатная женщина. Можно только предполагать.
Для проведения дальнейшего исследования был приглашен художник-реставратор Крым АЛТЫНБЕКОВ (директор научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым"). Он предложил оригинальную методику по извлечению захоронения и дальнейшего его изучения в лабораторных условиях.
Саркофаг вынули с глубины более двух метров. Были изготовлены специальные конструкции для изъятия монолитного блока, а извлекали его при помощи подъемного крана – он весил более тонны, и вручную это не удалось бы сделать. Извлекали с максимальной осторожностью – надо было доставить его в лабораторию таким, каким был найден. Саркофаг доставили в Алматы, в реставрационный центр Крыма Алтынбекова.
Более шести лет понадобилась специалистам лаборатории, чтобы воссоздать образ древней жрицы. Результаты были опубликованы, потом вышла красочная книга, где описан весь процесс.
Я же процитирую небольшой отрывок про фрагменты одежды: "Образец содержал фрагменты кожи, тлен этой кожи в различных стадиях разложения и почти разложившиеся волокна шерсти. Образования, напоминающие по внешнему виду волокна, лежат близко друг от друга. Часть более длинных волокон лежит параллельно, более короткие волокна – перпендикулярно длинным. Исследование на электронном микроскопе позволило идентифицировать эти образования как волокна шерсти, находящиеся в стадии глубокого разложения. То есть они еще сохраняют свою форму, но скоро распадутся на так называемые диски, которые являются последней стадией распада шерстяного волокна перед его фактическим исчезновением как определенной структуры. По сохранившемуся строению волокон можно различить, что это достаточно однородные по толщине волокна. Установить вид животного, которому принадлежат эти волокна, не представляется возможным".
Исследователи предполагают, что жрица была похоронена без волос - ее голова была побрита и на ней был парик из растений, клеем выступала камедь. Головной убор был остроконечной конусовидной формы. По сути, он был короной, которую надевали на парик. Его верх венчал ребристый деревянный цилиндр, покрытый золотой фольгой. На ободке в районе висков были закреплены две крупные бляшки, тоже деревянные и покрытые золотой фольгой. На них рельефное изображение лежащего на земле сайгака. В центре ободка - плоское изображение птицы с клювом грифона… А еще на головном уборе установлены два тонких деревянных прута, обернутых в золотую фольгу, по которым, чередуясь, расходятся стебли из золотых ниток. Прутья напоминают листья папоротника.
Такие головные уборы, считают исследователи, были частью парадного костюма саков. Что же касается ткани, из которой был выполнен этот убор, то опять цитирую: "Спектр ткани содержит алюминий (Al), располагающийся строго по волокнам ткани. С большой долей уверенности можно предположить, что ткань была окрашена в красный цвет мареной по глиноземной протраве. Текстиль является тонкой шелковой тканью китайского производства".
С Элиной я потом созвонилась и задала ей кучу наверняка глупых, с точки зрения специалиста, вопросов. К примеру, интересовалась, какие именно наряды жителей той эпохи были красными?
Она пояснила, что красный цвет в одежде в те времена был признаком статусности. Позволить себе яркую одежду могла только аристократия, элита, знать. И люди с особым общественным статусом. Как раз к ним, видимо, и относилась при жизни Уджарская жрица…
Сколько еще тайн скрывает наша земля?
Кстати, до Лисаковска я уже давно пытаюсь добраться – регион невероятно интересный, сохранивший множество исторических объектов. Благодаря работам археолога Эммы Радиковны Усмановой этот городок известен сейчас всему научно-археологическому миру. Прочитала, что около Лисаковска археологи раскопали более 230 погребений эпохи бронзы. Часть из них предполагается музеефицировать и сделать доступной для туристов. В районе города Житикара обнаружены погребения сакской и тюркской эпох, а также "курганы с усами" - перед каждым из них выложены две дугообразные гряды камней. Их предназначение остается загадкой для ученых. Краевед и археолог из Житикары Владимир ЛОПАТИН выдвинул гипотезу о том, что форма этих курганов – отражение почитания небесных объектов, возможно, комет.
А неподалеку, в Денисовском районе, расположено древнее поселение Камысты. Ему около 4 000 лет, и его часто называют "Казахстанским Аркаимом". Это единственный на территории нашей страны памятник Синташтинской культуры, предшествовавшей андроновской.
Кстати. Или некстати. Но ненавижу вот такие сравнения: "Казахстанский Аркаим", "Казахстанская Швейцария" и все прочее. Все эти места уникальны. Пусть будет просто всему миру известное: Камысты, Лисаковск, Житикара…. Таких мест у нас много, надо только их суметь сохранить.
А до Лисаковска я доеду, обещаю.
И да. Современные женщины тоже предпочитают красное.
В статье использованы материалы:
- Статьи Э.Р. Усмановой "Костюм женщины эпохи бронзы Казахстана. Опыт реконструкции" и "Презентация андроновского костюма в экспозиции музея (по материалам могильника Лисаковский эпохи бронзы)".
- Алтынбеков К. Уржарская жрица: история возрождения уникальной находки. – Алматы, Остров Крым, 2018. – 94 с.
Фото: Сергей Алексеенок, Зира Наурзбай, Евгения Морозова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!