Как сохранить наследие предков
Чтобы создать что-то стоящее, нужны время, талантливые идеи, силы, упорство.
Чтобы уничтожить что-то стоящее – нужен лом. Или молоток…
Вот эту каменную картину художник Санжар ЖУБАНОВ создавал три недели. Камень – плитняк, а картина – уменьшенная копия реально существующей в виде наскальных рисунков большой батальной сцены тюркского периода. Создал… А потом резкими ударами лома за пару минут разбил на куски большую каменную картину, над которой так упорно работал.
Зрители дружно ахнули, охнули, а некоторые даже заплакали. Хотя все мы – и участники, и зрители перфоманса "Жизнь и смерть одного шедевра" - были готовы к таким жестоким поворотам события, да и картина ж "ненастоящая", это всего лишь копия каменной картины…
То есть нам казалось, что мы готовы. Но слезы лились, и сердце сжималось. И ничего тут не поделаешь – мы ж не каменные. А этот перфоманс показал, что каменное – оно тоже уязвимое, хрупкое…
Впрочем, цель перфоманса такой и была – поразить, заставить очнуться, понять, что разбить, разрушить – это быстро и легко. А вот сохранить, сберечь – гораздо тяжелее…
Организаторы флешмоба – общественное объединение "Охотники за петроглифами". Родилось это поистине народное движение много лет назад, объединяет людей разных профессий и возрастов в очень хорошем и важном деле – они разыскивают в наших степях и горах петроглифы, фиксируют их и стараются сохранить их.
Оригинал разбитой картины находится в археологическом комплексе Архарлы. Охотники обнаружили этот шедевр в 2021 году.
Эту плиту заготовщики плитняка просто-напросто откололи от скалы с рисунками ломом или каким-то другим инструментом, и она упала изображением вниз. Но не разбилась. Видимо, хотели потом утащить, но не утащили, бросили…
А охотники же, увидев ее, сразу поняли, что она – часть большого полотна.
Ольга ГУМИРОВА, координатор сообщества волонтеров, рассказывала, что она засунула руку под эту плиту и пальцами нащупала рисунки. И тогда было принято решение плиту поднять. Волонтеры организовали целую спасательную операцию. Руководил ею "охотник" Ерлан ЖАГИПАРОВ (Ерлан Степняк) - удивительный человек, светлый, добрый, археолог-любитель. К сожалению, его уже нет с нами – он был убит во время Кантара…
Плиту с превеликим трудом перевернули – и открылась вот такая чудесная картина. Это оказалась уцелевшая, к нашему счастью, центральная часть алтаря, которая была просто отколота ломом и сброшена вниз.
А сколько других великолепных каменных картин перемолото в щебень – нам уже и не узнать. Да-да, вы не ослышались, а я не опечаталась – уникальное наследие предков, потрясающие каменные картины недалекие алчные людишки перерабатывают в строительный камень. (вот тут я об этом писала)
И не останавливает их даже то, что рядом с каменными картинами стоят таблички "охраняется государством", "памятник истории" и прочие предупреждающие надписи. Ну, а если не стоят – то тем более все растаскивается, перемалывается и продается. Хотите узнать, сколько стоит память предков? Сходите на строительный рынок.
Вот так. Ну не ценим мы того богатства, которое оставили нам в наследство люди, которые жили на этой земле задолго до нас. Случаев такого варварства – увы, увы – полно. И не только близ Алматы. Я видела уничтожаемые петроглифы близ Талдыкоргана, Тараза и в других местах необъятной нашей родины, до которых тоже дотянули свои жадные ручки заготовители плитняка.
"У нас же их много, все не сохранишь!", - мудро изрек один из чиновников. В приватной беседе, конечно. Ибо публично он за сохранение и туризм. А как иначе.
И в чем-то он прав, конечно. У нас действительно много наскальных изображений. Настолько много, что Казахстан может запросто получить в среде путешественников туристический псевдоним "Страна петроглифов". Это не я так сказала, это говорят специалисты – археологи. Вероятно, мы – казахстанцы – владеем самой большой "коллекцией" петроглифов в мире. Ну как владеем… Больше растаскиваем да крушим…
Только на территории Жетысу по предварительным подсчётам ученых имеется до 90 тысяч петроглифов, причем это в известных уже скоплениях, особенно много их вокруг Талдыкоргана, из них под охраной - только 10 000 в музее-заповеднике Танбалы и небольшая часть в национальном парке Алтын-Эмель. Остальные петроглифы "охраняются" только отдаленностью и плохими дорогами. Но и это не помогает, достаточно вспомнить святилище Аккайнар, центральная часть которого почти полностью уничтожена надписями, оставленными солдатами - "срочниками" и местными чабанами.
Если сейчас не озаботиться сохранением петроглифов, то в самом ближайшем будущем мы их можем потерять.
Что же делать, как их сохранить? К каждому рисунку охрану не приставишь, чтобы уберечь его от людей…
Значит, надо у этих самых людей менять сознание. Рассказывать им о том богатстве, которым Казахстан владеет. Показывать, объяснять.
И "Охотники" придумали очень необычный проект – интересный, содержательный, образовательный, познавательный. Парк петроглифов "Аркалан".
- Идея носилась в воздухе давно, в команде мы не раз ее обсуждали, но как вполне конкретный проект она родилась в одну из экспедиций в Архарлы, где мы с Ерланом Жагипаровым помогали сотрудникам института археологии имени Маргулана проводить паспортизацию петроглифов. Я помню, мы остановились на отдых на поселении и скоплении петроглифов недалеко от аула Самен. Был великолепный закат, мы были вдохновлены нашей работой, в этот день мы видели очень много великолепных петроглифов, паспортизировали несколько групп. И обсуждая это, поняли, что большинство людей никогда не сможет увидеть эти рисунки, не сможет восхититься ими - все эти петроглифы находятся в труднодоступных местах. И вот тогда-то идея проекта обрела форму: собрать копии уникальных образцов в постоянную выставку в Алматы под открытым небом, сделать их доступными для всех, кто хочет увидеть наследие, - рассказывает Ольга Гумирова.
- К тому же у нас культура туризма плохо развита, много вандализма, и многие объекты просто не выдержат большого скопления людей, слишком хрупкие эти объекты. Перенести петроглифы в музеи – не вариант, без своей привычной им окружающей среды они просто исчезнут со временем. А парк позволит увидеть наследие, прикоснуться к истории без ущерба для самих петроглифов, - добавляет Зира НАУРЫЗБАЙ, писательница, большой знаток тюркской и казахской культуры, Ольга не зря называет ее идеологом проекта.
Идею долго обсуждали в группе "охотников" - постепенно она обросла подробностями, деталями. Потом нашли место для будущего парка – в Ботаническом саду города Алматы, именно здесь находится площадка необходимого размера, подходящая по всем параметрам. И пейзаж отличный - горы на юге, вокруг заросли терновника, в которых бродят фазаны...
- Это будет совместный с Ботаническим садом проект, мы очень надеемся, что в таком сотрудничестве в парке удастся воссоздать атмосферу святилищ степной зоны, что арт-объекты удачно впишутся в среду, будут подобраны подходящие растения и кустарники. Это будет место для погружения в историю, для размышления и сосредоточения. Мы очень большую поддержку получили от сотрудников Ботсада. К тому же, и это очень важный момент – Ботанический сад может обеспечить сохранность объектов, ведь это будут настоящие произведения искусства, которые несут серьезную информацию, - отметила Ольга.
Большой проблемой было найти дизайнера проекта – он должен был быть "в теме", знать про петроглифы почти все, разбираться в истории, понимать важность задачи и ее суть. Нашли в собственных рядах - Дмитрий АНАНЬЕВ - "охотник" с большим стажем, выезжал в экспедиции еще с Алексеем Николаевичем МАРЬЯШЕВЫМ, основателем движения и учителем многих его участников. Дмитрий отодвинул свои дела и взялся за проект.
И вот состоялась презентация перед всеми участниками проекта. Рабочая группа "охотников", руководители и сотрудники Ботанического сада, скульпторы, которые будут заниматься созданием арт-объектов. Рабочая обстановка, все без лишних слов, все по делу.
Из обычных зрителей в зале была, пожалуй, только я. Да и то – я пусть далеко не самый активный, но все-таки "охотник", следила в чате за созданием проекта, понимаю важность проблемы сохранения петроглифов и даже была в паре экспедиций…
А презентовал проект Дмитрий Ананьев, он же и создавал визуализацию – не несколько картинок, а парк в движении, благо - современные технологии это позволяют. Мы будто бы прошлись по дорожкам парка, увидели его весь: и сверху, и в деталях.
Первое и самое главное, что сразу понимаешь: в парке нет ничего случайного, каждый (каждый!) объект, будь то лужайка, камень, стела – все несет информацию, во всем есть смысл.
- Парк - тематический, предпринята попытка воссоздать модель тюркского мира с мировым деревом на горе, у подножия которого бьет святой родник, - рассказывает Дмитрий.
А мы будто шагаем по этому парку, по его извилистым дорожкам, обходим клумбы-лужайки – они как из дикой природы, так и задумывалось: ландшафт как природный, без ровных прямых линий… Встречаем камни с петроглифами – они будто вырастают из земли, внимательно их разглядываем.
Таких камней задумано 20-24, петроглифы на них будут изображены самые яркие, самые значимые и преимущественно тюркского периода. Делать копии будет художник Санжар Жубанов, тот самый, кто уничтожил свою каменную картину во время перфоманса…
- Недавно я побывал в горах Архарлы, расположенного в Жетысу, где находится одно из крупнейших в Средней Азии скоплений петроглифов. На протяжении нескольких тысяч лет наши предки молились там, отмечали священные праздники, приводили туда молодежь. В наше время сердце Архарлы было практически уничтожено: бесценные плиты с петроглифами переработали на щебенку. Я был потрясен и буквально уничтожен, когда понял, что за варварство творится с историческим наследием, - сказал Санжар Жубанов.
В парке запланировано создание (реконструкция?) остова жилища древних тюрков, на входе - менгир. Мне кажется, это один из объектов, который будет понятен всем. Ведь всем любопытно увидеть, каким было жилище предков. Тут можно и уроки истории проводить, вот он – наглядный материал. А аудиоописание – рядом, в "камне" (это тоже стилизация) с QR-кодом.
Слушать и читать про объекты, кстати, надо будет обязательно – тут очень много смыслов символов, много отсылок к истории, к легендам.
И да, этот парк для вдумчивых посетителей и у него много смыслов, что очень важно. Но еще важнее, чтобы эти смыслы были поняты, услышаны теми, кто придет сюда.
Мне же особенно насыщенными смыслами показались задуманные скульптуры. Их в парке будет несколько - каменных, больших! Создавать их будет скульптор Саид АЙНЕКОВ.
Стела в виде неприступной скалы – а на ней петроглифы всадников с боевыми знаменами. "Коновязь" – символ единства казахских родов, а на скульптуре - тамги казахских родов, всех.
"Хранитель" - он посетителям парка напомнит, что наследие предков надо хранить, кто мы без их мудрости?
Задуман еще амфитеатр в виде юрты – очень полезный объект. Красивый для фото и видео, удобный для лекций и посиделок…
Обсуждение - живое, неформальное - выявило и достоинства проекта, и его недочеты. И это хорошо – лучше сейчас все учесть, чем потом переделывать.
Один из "охотников" со стажем (три года в экспедициях!), который участвовал в обсуждении проекта онлайн - талдыкорганец Рафаэль ХИСМАТУЛЛИН, врач-стоматолог по профессии, по увлечению - краевед-любитель, сказал замечательные слова:
- Смысл парка – сакральный, он станет одним из символов объединения казахстанского народа. Это уникальная возможность для нас, современных людей, в малом месте показать (и увидеть!) большой кусок истории, многие исторические детали, штрихи. Это очень емкий проект. И самая важная его ценность в том, что парк этот делается не чиновниками. Парк делается обычными людьми, инициатива – народная, и парк тоже будет народным.
Так что я уверена, что парку быть. Проект настолько народный, открытый, нужный, что все сложится, все получится. Если что, и сами сделаем. Это я про нас, про народ.
Фото: Дмитрий Ананьев, Сергей Алексеенок, Ольга Гумирова, Ирина Татарина.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!