Сколько будет стоить бензин к осени

7547 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 31 Янв 2020, 16:00

Если ситуация с наполнением бюджета не улучшится, то у правительства велик соблазн ещё поиграть с акцизом

В начале года в Казахстане подорожал бензин. В принципе, о грядущем повышении цены было известно еще в ноябре, когда на подпись премьер-министру поступил проект постановления правительства о повышении с нового года акциза на бензин более чем в два раза: с 10 500 тенге за тонну до 24 435 тенге. Министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ тогда предположил, что "на пистолете" на АЗС топливо подорожает не больше, чем на 10 тенге, и добавил, что это, по его мнению, "небольшая прибавка к цене".

Читайте также
Как за 25 миллионов купить то, что стоит 250 миллионов

И вот – случилось. В двадцатых числах января ценники на заправках действительно начали менять. Пока подорожание составило не 10 тенге, как обещали, а немного меньше: в каких-то сетях АЗС на 2-4 тенге, а где-то и на все 6. Подорожание это – не первое и, смеем заверить – не последнее.

Анализируя на протяжении нескольких лет тенденции на рынке горюче-смазочных материалов, мы неоднократно отмечали, что розничные цены внутри страны, хотим мы того или нет, будут стремиться к мировым. В противном случае нефтедобывающим компаниям просто экономически невыгодно поставлять нефть на переработку на отечественные заводы вместо того, чтобы отправлять ее в сыром виде на экспорт, где прибыль неизмеримо выше. Это первый резон.

Второй – полтора года назад в Казахстане завершилась модернизация всех трех нефтеперерабатывающих заводов. Потрачено на нее, в общей сложности, более 6 млрд долларов, и почти все эти деньги – кредиты, которые надо возвращать. А чтобы возврат шел быстрее, заводы будут увеличивать стоимость своих услуг по переработке, что ляжет в конечную цену бензина и дизтоплива.

Ну и, наконец, третью причину, не менее важную, чем предыдущие, прямо озвучил тот же министр Даленов, сказавший, что сократившиеся доходы бюджета не позволяют в полной мере финансировать возросшие социальные обязательства перед гражданами: "В республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45 процентов. Естественно, что нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акцизов". А это значит, что если ситуация с наполнением бюджета в течение года не улучшится, то у правительства велик соблазн поиграть с акцизом еще.

Читайте также
Болевой порог министра Нурымбетова

И вопрос заключается не в том, будут ли дальше расти цены на бензин в 2020 году, а исключительно в том: до какого предела? В понедельник, 27 января, в интернете появилась копия письма, подписанного генеральным директором ТОО "КазМунайГаз-Аэро" Нуржаном НУРЛАНОВЫМ, в котором предлагается контрагентам выкупить талоны на получение бензина (со сроком действия до конца года) по следующим ценам: АИ-92 – 181 тенге за литр, АИ-95 – 193 тенге за литр и АИ-98 – 212 тенге за литр, при условии 30%-ной предоплаты. При том, что в конце января на АЗС в Алматы и Нур-Султане литр АИ-92 стоил 152-154 тенге.

Буквально на следующий же день, 28 января, департамент по связям с общественностью нацкомпании "КазМунайГаз" вынужден был выпустить специальное разъяснение, в котором говорится, что "распространяемое в сети Интернет письмо предназначено только в целях исполнения обязательств в рамках реализации Постановления Правительства Республики Казахстан №1304 от 12 декабря 2014 года "Об определении единого оператора по поставке нефтепродуктов". ТОО "КазМунайГаз-Аэро" не осуществляет реализацию нефтепродуктов на рынке для гражданских лиц и организаций".

Читайте также
Нефтегаз-2020: будем ли пить шампанское?

Говоря простыми словами, "КазМунайГаз-Аэро", согласно упоминаемому постановлению, является единым поставщиком ГСМ для нужд армии, пограничной службы, нацгвардии, комитета по чрезвычайным ситуациям и госматрезерва. Цена в 181 тенге за литр – не для частника, заправляющего свое авто. Но стоит обратить внимание в сообщении пресс-службы КМГ на слова о том, что указанная в письме "стоимость является фиксированной до конца года и включает возможные риски колебания цен".

Из чего можно предположить, что производившие расчеты экономисты "КазМунайГаз-Аэро" вполне допускают, что среднегодовая розничная цена внутри страны по итогам 2020 года может уложиться в названные параметры. Вот вам и ответ на вопрос: до какого предела может подорожать бензин до конца года?

Фото: ТАСС.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента