Частное мнение по новостям KASE (4-6 мая)
5 мая на бирже сообщили, что Кайрат ШАРИПБАЕВ, председатель правления "КазТрансГаза", был исключен из состава правления "КазМунайГаза". Решение было принято 8 апреля 2021 года.
С учетом внесенного изменения правление "КазМунайГаза" состоит из семи человек: АЙДАРБАЕВ А.С., МАРАБАЕВ Ж.Н., КАРАБАЕВ Д.С., ТИЕСОВ Д.С., БЕРЛИБАЕВ Д.А., АБДУЛГАФАРОВ Д.Е., СӘУЛЕБАЙ М.О.
Причина исключения Шарипбаева К. из правления КМГ в том, что "КазТрансГаз" окончательно отделяется от КМГ и становится отдельной портфельной компанией "Самрук-Казыны".
В начале марта было принято постановление правительства, а также подписан договор между ФНБ СК и "КазМунайГаз" о передаче "КазТрансГаза" в доверительное управление фонду "Самрук-Қазына".
Ахметжан ЕСИМОВ, который возглавлял ФНБ в то время, сказал, что КТГ "будет осуществлять не только транспортировку газа, но и становится полноценным национальным оператором в сфере газа и газоснабжения".
Данное отделение осуществлено согласно задаче, поставленной Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в ноябре 2020 года.
Ранее, когда Шарипбаев перешел с позиции председателя совета директоров "КазТрансГаза" на должность президента компании, председателем СД был избран Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ.
Что это значит для КМГ и КТГ? С учетом серьезной социальной нагрузки на КТГ, КМГ может стать немного прибыльнее. В силу ряда договоров, подписанных на заре независимости, "КазТрансГаз" вынужден покупать газ у крупных производителей за доллары США, а поставлять казахстанским пользователям за тенге. Поэтому КТГ фактически принимал на себя все девальвационные риски и держал цену. Для этого компания получала субсидирование из бюджета.
Развязывает ли это руки для КТГ повышать тарифы на газ для конечных потребителей? Будет ли КТГ теперь забирать попутный газ с нефтяных месторождений, где есть доля КМГ? Будет ли КТГ автоматически объявлен 50%-ым собственником всех потенциальных газовых месторождений Казахстана? – вопросов много, и все они требуют быстрых ответов.
У руководства компании теперь развязаны руки для развития бизнеса и отдельной кредитной линии от правительства. При этом КТГ придется брать деньги у правительства и много, иначе все девальвационные риски, операционные затраты компании придется брать из повышения тарифов.
Кроме того, если речь идет о газохимической промышленности – то все шансы у КТГ сделать это быстрее, чем они бы делали это в составе КМГ. Недостаток сырья (сырого газа) пока сдерживает это. Например, Узбекистан рассматривает возможность полного отказа от экспорта газа и 100% переработки его на своей территории.
Все конечно будет зависеть от операционной самостоятельности КТГ и правильно осуществленной схемы раздела полномочий и имущественных комплексов, включая инфраструктуру.
***
Турецкий инвестор наконец проявил себя и назначил президента аэропорта Алматы – Кадри Мете ЭРКАЛ, бывшего генерального директора TAV Georgia.
Следует отметить, что трафик пассажиров через аэропорт Тбилиси составлял около 3,6 млн в год, что почти сопоставимо с аэропортом Нур-Султана (5 млн пассажиров).
Несмотря на активное "заворачивание" иностранных маршрутов на Нур-Султан, Алматы остается главной международной гаванью Казахстана с трафиком в 6,5 млн пассажиров в 2019 году.
***
Министерство финансов Казахстана привлекло на KASE 4 мая 4,7 млрд тенге, через размещение ГЦБ с доходностью к погашению 10,20 % годовых.
На следующий день, 5 мая, Минфин привлек 4,2 млрд тенге, разместив государственные ценные бумаги со средневзвешенной доходностью 10,45 % годовых.
Фото: caravan.kz.