Сфера автобусных пассажирских перевозок оказалась в безвыходном положении

5932 просмотров
0
Рустам ЖУРСУНОВ
Среда, 29 Июл 2020, 14:30

Перевозчики утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний

Автомобильный конвент Казахстана организовал zoom-конференцию, где приняли участие представители НПП "Атамекен", КТ МИИР, МИО и перевозчиков.

Читайте также
Предприятие с государственным участием "Semey Bus" просит субсидий и повышения тарифа

О текущей ситуации в сфере пассажирского транспорта и мерах по оздоровлению отрасли рассказал Марат БЕРКАЛИЕВ - президент АЮЛ "Автомобильный Конвент Казахстана". Он просил принять все меры, зависящие от меня как бизнес-омбудсмена, для решения проблем отрасли и от имени перевозчиков донести их проблемы до президента страны.

Я согласен с ними в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых регионах субсидии вовсе не предусмотрены.

По информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года, объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 млрд тг. до 36,9 млрд тг. в 2019 году. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 годы не были предусмотрены.

Хочу отметить, что данные существенные сдвиги связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018 - 2020 годы.

Вместе с тем раскрывается проблема, когда МИО в основном поддерживает 8 автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и т.д., что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков. Можете сами посмотреть информацию с реестра государственных предприятий на сайте www.gosreestr.kz.

Читайте также
Работники "ТОО Semey Bus" бастуют

24 января т.г. на расширенном заседании правительства главой государства было поручено правительству в течение 2-х месяцев навести порядок в данной сфере, системно решить проблемы субсидирования городских пассажирских перевозок.

В рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием государственных органов, НПП и бизнеса. МИИР РК разработан новый Комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Утверждение данного документа планируется в августе т.г.

Вместе с тем до сегодняшнего дня в условиях пост чрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.

Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и др., численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек.

Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков. По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд тг.) требуется порядка 70 млрд тг., что также позволит обновить подвижной состав, тем самым повысится качество перевозок.

Читайте также
Три конкретных предложения для улучшения бизнеса в стране

Следует отметить, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге приведет к остановке перевозок пассажиров и потере рабочих мест.

Вместе с тем акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках.

Указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил "желтых страниц", ограничивающих создание компаний с участием государства. Но акиматы обходят Указ президента и создают в регионах автобусные предприятия с гос. участием, хоть и с меньшей долей (49%).

Есть отрицательный пример проекта ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк "Semey bus", который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО "БРК-Лизинг" приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование пассажиров, перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.

Читайте также
В Казахстане чрезвычайное положение официально отнесено к форс-мажору

Сейчас нужно понять, как распоряжаться с оставшимся коммунальными парками, и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно вопросы отработать на уровне Комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблем.

Стоит отметить, что в целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки, осуществляющие социально-значимые перевозки, будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

Также следует отметить, что НПП совместно с Министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдений санитарно-эпидемиологических требований.

Источникстраница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Жанар Асылханова.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента