Сфера автобусных пассажирских перевозок оказалась в безвыходном положении

3479 просмотров
0
Рустам ЖУРСУНОВ
Среда, 29 Июл 2020, 14:30

Перевозчики утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний

Автомобильный конвент Казахстана организовал zoom-конференцию, где приняли участие представители НПП "Атамекен", КТ МИИР, МИО и перевозчиков.

Читайте также
Предприятие с государственным участием "Semey Bus" просит субсидий и повышения тарифа

О текущей ситуации в сфере пассажирского транспорта и мерах по оздоровлению отрасли рассказал Марат БЕРКАЛИЕВ - президент АЮЛ "Автомобильный Конвент Казахстана". Он просил принять все меры, зависящие от меня как бизнес-омбудсмена, для решения проблем отрасли и от имени перевозчиков донести их проблемы до президента страны.

Я согласен с ними в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых регионах субсидии вовсе не предусмотрены.

По информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года, объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 млрд тг. до 36,9 млрд тг. в 2019 году. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 годы не были предусмотрены.

Хочу отметить, что данные существенные сдвиги связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018 - 2020 годы.

Вместе с тем раскрывается проблема, когда МИО в основном поддерживает 8 автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и т.д., что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков. Можете сами посмотреть информацию с реестра государственных предприятий на сайте www.gosreestr.kz.

Читайте также
Работники "ТОО Semey Bus" бастуют

24 января т.г. на расширенном заседании правительства главой государства было поручено правительству в течение 2-х месяцев навести порядок в данной сфере, системно решить проблемы субсидирования городских пассажирских перевозок.

В рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием государственных органов, НПП и бизнеса. МИИР РК разработан новый Комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Утверждение данного документа планируется в августе т.г.

Вместе с тем до сегодняшнего дня в условиях пост чрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.

Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и др., численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек.

Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков. По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд тг.) требуется порядка 70 млрд тг., что также позволит обновить подвижной состав, тем самым повысится качество перевозок.

Читайте также
Три конкретных предложения для улучшения бизнеса в стране

Следует отметить, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге приведет к остановке перевозок пассажиров и потере рабочих мест.

Вместе с тем акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках.

Указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил "желтых страниц", ограничивающих создание компаний с участием государства. Но акиматы обходят Указ президента и создают в регионах автобусные предприятия с гос. участием, хоть и с меньшей долей (49%).

Есть отрицательный пример проекта ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк "Semey bus", который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО "БРК-Лизинг" приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование пассажиров, перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.

Читайте также
В Казахстане чрезвычайное положение официально отнесено к форс-мажору

Сейчас нужно понять, как распоряжаться с оставшимся коммунальными парками, и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно вопросы отработать на уровне Комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблем.

Стоит отметить, что в целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки, осуществляющие социально-значимые перевозки, будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

Также следует отметить, что НПП совместно с Министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдений санитарно-эпидемиологических требований.

Источникстраница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Жанар Асылханова.

Загрузка...
политолог
- Если посмотреть декларацию чиновников, замечаешь, что у них нет ни машины, ни дома. Многие оформляют имущество на своих жен. Бывают и те, кто специально разводится перед тем, как прийти на эту должность.
Лейла Зульфугарова: После дефолта застройщиков обвалится банковская система
Люди не понимают, что "смерть застройщика" приведет к тому, что нельзя будет продать "панельку" в Орбите даже за $2 тысячи
Ковидимо-невидимо
Желающих "лечить" журналистов и приглядывать за свободой слова и без министра Цоя хватает
Проект обречён на провал
Бизнесмены просят президента не допустить передачи в залог банку имущества СЭЗ "Сарыарка"
Как павлодарцы гуляют в психи и обратно
В Павлодаре юрист государственного предприятия уведомил борцов с коррупцией, поймавших его на вымогательстве, что он пациент психдиспансера
Экономика Алматы: задачи, которые никто не решает
Прямо на наших глазах качество жизни в городе снижается
Прощай, Америка?
Люди на полном серьёзе обсуждают, куда валить из Америки в случае победы на президентских выборах Джо Байдена
О привыкании к хорошему
Остыньте, господа!
Актюбинские фермеры обратились к депутату мажилиса из ЮКО за помощью
До депутата из Нур-Султана крестьянам, оказалось, достучаться легче, чем до местных властей
Крест на горе
Убийц монахов нашли, но посчитали их невиновными…
Казахстан: между Китаем и Америкой Часть 3. КНР, РФ.
На вопросы Ratel.kz отвечает политолог Айдос Сарым
Президенту университета не простили ширинку
На одной из фотографий он за талию обнимал какую-то девушку, в руках держал бокал, но самое главное - у него ширинка была расстёгнута
Выучить казахский язык. Часть 17
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
О налоговом контроле в период локдауна
Иногда все позитивные решения и меры поддержки бизнеса сводятся на нет действиями отдельных должностных лиц
На всякий OPEC найдется свой OPIC
Нефтедобывающим странам придется считаться с новой реальностью
Почему некоторые слова во многих языках так похожи
Мы можем найти массу однокоренных слов в английском, русском, греческом, португальском, и даже в персидском и хинди
Не верь, не бойся, не проси. Продолжение
Нам удалось убедить россиян принять доводы моего клиента и согласовать все условия. Они пошли нам навстречу
Мой монохромный друг
Вот и пришло время высказаться на тему расизма. Укатали сивку крутые горки. Сколько верёвочке ни виться… Пришла беда – отворяй ворота
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Тенге начинает "отвязываться" от рубля
Темп обесценения тенге заметно замедляется по сравнению с темпом обесценения рубля
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Ханжество - 2017
- Только в нашей стране могут посадить человека за стриптиз в стриптиз-клубе.