Как мы ездили в Семей и что мы там увидели
Случилось этим летом у меня путешествие в город Семей, куда я рвалась уже давно. Манила меня история этого края, которую я знала только из учебников, хотелось увидеть своими глазами исторические здания, места, где жили и творили известные всему миру личности. Это родина Абая, Шакарима, АУЭЗОВА, Амре КАШАУБАЕВА. Здесь в разные годы жили и творили многие известные всему миру личности. Так что не зря Семей считается духовно-культурным центром страны.
К тому ж это родина казахстанского футбола. А футбол хоть и не совсем духовная, но явно культура, физическая, дело очень важное…
Поездка эта задумывалась в формате исторического уикенда. Суть его в том, чтобы за два (а иногда и три, когда совпадает с праздниками) дня познакомиться с историей одного из мест (городов, поселков, аулов) Казахстана. Мне очень этот формат нравится, да и не только мне – ведь мало кто из нас готов потратить отпуск на знакомство со страной, в отпуск мы все-таки стремимся куда-нибудь в дальние страны, а вот два-три дня на поездку (или полет) в другой город Казахстана алматинцы потратить готовы. Формат для нас не новый, в таком формате мы бродили по старому Таразу, удивлялись городским историям Шымкента, Жаркента, Капала, Талдыкоргана, Каскелена и еще много где были. Невероятные места, которые туристы в полной мере еще не оценили.
Семей же, да простят меня парижане, лично меня поразил больше Парижа.
Чем? Да всем. Атмосферой старого города, старинными домами – крепкими, но уже изрядно потрепанными временем, тленной красотой, уходящей историей… И я буду часто его вспоминать и много о нем писать – три дня вместили столько приключений и впечатлений, что про них и за год не расскажешь.
Хотя времени катастрофически не хватило, чтобы увидеть все. Ой, да какой там все, все вообще невозможно – но хотя бы самое основное. Город удивительный, наполненный историей под макушечку, и мы целых три дня с ним знакомились.
То есть знакомились с городом два дня, а один день у нас ушел на поездку к атомному озеру и в Курчатов. Про это необычное путешествие я расскажу отдельным материалом, оно того стоит…
А сейчас только про Семей.
Много гуляли по городу, смотрели-рассматривали старый центр с его историческими зданиями, а их в городе сохранилось много, очень много… И нам хотелось истории и историй, с этими зданиями связанными.
Но – ах и увы – не удалось разыскать в Семее городских гидов. Возможно, я плохо искала. Но все турфирмы, куда я обращалась, призывали меня уехать из города и впечатлиться окрестностями, удивиться природными достопримечательности, вдохновиться Прииртышьем, и сразу признавались, что городских туров не делают: невыгодно, нет спроса.
Кстати, это очень частое явление в нашем, казахстанском, туризме. Городские туры у туркомпаний не в почете, на этом направлении не заработаешь много. Да и государственная политика туризма нацелена на массовость. А массовые потоки тематические сити-туры вряд ли могут обеспечить.
То ли дело природные красоты! Казахстан славится (пока) уникальными дикими ландшафтами, а они притягивают иностранцев как раз своей дикостью и неосвоенностью. И маршруты направлены туда, за город. В городе же иностранным туристам предлагают разве что обзорные экскурсии.
Мы знакомство с городом начали с реликтового соснового бора. Гостей города обязательно сюда привозят, чтобы поразить удивительной красоты природой. И мы, конечно, поразились - бор огибает город с северо-востока, такая своеобразная зеленая граница. Местные говорят, что такие реликтовые сосновые леса в таком практически не тронутом человеком виде сохранились только здесь и в Канаде. Не знаю, правда ли это, но впечатляет.
Прошел (проехал, и не раз) маршрут наших семейских прогулок и через набережную реки Иртыш. Подвесной мост через реку Иртыш – уникальное сооружение по проекту японских архитекторов, он единственный такой в Казахстане и 17-ый в мире, и местные жители очень этим гордятся. Так что мост вполне можно считать своеобразной визитной карточкой Семея.
А совсем недалеко от нового моста - Ямышевские ворота бывшей Семипалатной крепости. Это одно из первых строений города, памятник архитектуры XVIII века. Правда, ворота сейчас стоят не там, где были когда-то построены - в 1970-е годы город задумал строительство тоннеля для подъезда к железной дороге, а ворота мешали. Вот их и перетащили на 50 метров ближе к реке Иртыш. То есть они были сначала разобраны, а потом опять выстроены на новом месте с сохранением внешнего облика.
Зашли (и надолго в нем застряли) в бывший дом местного генерал-губернатора. Сейчас в нем находится историко-краеведческий музей города, один из старейших и крупнейших музеев Казахстана. Это первый музей в истории Казахстана, который был основан аж в XIX веке политическими ссыльными.
А еще в Семее в здании двухсотлетней постройки расположен Литературно-мемориальный дом-музей Абая – очень хороший музей, для демонстраций экспозиций которого применены самые последние музейные технологии.
И сохранился дом, где в 1857-1859 годах жил Федор ДОСТОЕВСИЙ. У входа установлен памятник ему и Чокану ВАЛИХАНОВУ. Туда мы добрались почти в полночь – настолько плотным был график наших выходных.
А наутро разделились на несколько маленьких групп – кто-то пошел к Федору Михайловичу, а кто-то (кто у Достоевского уже бывал, и я в том числе) отправился в Семипалатинский музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.
Очень мне хотелось увидеть их уникальную коллекцию, заслуженно считающуюся одним из самых серьезных собраний в Казахстане. Сейчас это пять тысяч экспонатов, шедевров русской живописи XVIII-XIX веков, европейского искусства XVI-XIX веков, работы казахстанских художников. Есть здесь подлинные работы САВРАСОВА, ШИШКИНА, КУИНДЖИ, ЛЕВИТАНА, БРЮЛЛОВА, ТРОПИНИНА, ВЕНЕЦИАНОВА, КРАМСКОГО, ГЕ… Всего и не перечислить! Музей уникальный и к посещению в Семее обязателен.
Мне ж было до дрожи в коленках приятно увидеть в экспозиции ВЕРЕЩАГИНА – он какой-то родной, "Туркестанская серия" его работ сделала нам его очень близким. О нем вот тут…
А в соседнем зале я неожиданно увидела небольшое творение Калмыкова. Что еще роднее и приятнее. Он-то вообще наш, Сергей Иванович, алматинский – и вдруг в такой коллекции! Встречать своих вдали от дома – что может быть приятнее?
Прогулялись по татарскому краю Семея, бродили меж старых-старых домов, впитавших дух прошлых веков, заходили в некоторые из них. Спасибо местным жителям, не гнали нас, показывали сохранившиеся от прошлых веков детали интерьеров – лепнину, мудреные деревянные и металлические крепления, лестницы, старые каменные фундаменты. Мы глазели на все эти чудеса, а местные удивлялись – ну что вы хотите тут смотреть, тут одно старье… И еще больше удивлялись, что посмотреть на это "старье" мы приехали из Алматы…
Побывали в старых мечетях Татарской слободы – они в идеальном состоянии, несмотря на свой весьма преклонный возраст. В деревянной мечети конца XIX - начала XX века показали старую печь. Ее сохранили – это ценно, важно!
А в невероятно красивой одноминаретной мечети, созданной в 1910 году (как нам сказали, стамбульским архитектором Габдулла эфенди) вообще разрешили подняться на минарет. И это были незабываемые ощущения. Сначала мы ползли вверх по старинной винтовой лестнице, очень узкой, неудобной, поднимались, держась за стены, хватаясь за ступеньки – в общем, помогая себе всеми возможными способами… Останавливались, чтобы разглядеть артефакты в виде старинных скоб, замков, гвоздей… А потом – узенькая дверка – а за ней целый мир, небо, город…
А за спиной – минарет. И ты стоишь, прижавшись спиной к нему. Он твоя защита и опора. Сделать шаг – страшно невероятно. Причем не вперед шаг – впереди под ногами почти нет твердого пространства. Метр, наверное, и невысокий металлический заборчик, а за ним - воздух. А шаг в сторону, потому что служитель мечети из-за поворота откуда-то кричит: "Евгения, идите сюда, отсюда открывается отличный вид!"… И я пошла, "обняв" спиной стену и закрыв глаза, и открыла их только на слове: "Смотрите!". И увидела я весь татарский край Семея, увидела внизу своих товарищей по путешествию, и даже помахала им рукой, кажется. Или не помахала, а просто крикнула "привет". Не помню…
А потом такой же сложный путь назад до двери. Сердце ёкает, ладони влажные, в горле пересохло. И все равно счастье, все равно улыбаешься…
Удивились церковному музею Вознесенского кафедрального собора. Сам собор – старейший храм Семея, был основан в 1860-м году, само здание – свидетель истории. А в подвальном помещении хранится (и постоянно пополняется) великолепная экспозиция артефактов, имеющих отношение к церкви.
И что еще все время видели мы в Семее – так это связь этого города с нашим. Еще со времен Семипалатинска и Верного (так города назывались когда-то) проглядывает много общего.
Музей Федора Достоевского, который расположен в доме, где когда-то сосланный в Семипалатинск писатель снимал квартиру, навел на мысли о "нашем" Иване КУРАТОВЕ - основателе литературы Коми – он в наш город прибыл из Семипалатинска, куда приехал "по службе" - он был следователем по особым делам. В Семее он познакомился с Герасимом КОЛПАКОВСКИМ, будущим губернатором Семиречья, и тот пригласил его в Верный. В нашем городе он прожил 10 лет и создал целый цикл произведений, его именем в Алматы названа улица. Подробнее вот здесь.
А известный всем алматинцам (я про тех из нас, кто интересуется историей города) Павел Матвеевич ЗЕНКОВ – вообще купец семипалатинский. Правда, не очень удачливый. Дела его в Семипалатинске шли не очень хорошо, вроде как он даже разорился и был вынужден продать свой дом и переехать в Верный. Дом снесли в советское время. Мы небольшой группой любопытных даже сбегали посмотреть на это место. Ничего особенно там сейчас нет – обычная полицейская контора…
И некоторые семипалатинские источники уверяют, что он даже умер в Семипалатинске и был похоронен на старом кладбище, которого сейчас уже не существует – на его месте был построен стадион. Но это точно не так, похоронен Павел Матвеевич был в Верном, есть информация в похоронных книгах. Правда, кладбища этого уже нет. Причем, мы даже не знаем точно, что это было за кладбище – то "Новое", на котором потом построили вокзал, сейчас это "Алматы-2"? Или то "Новое", где в советское время обосновался завод? Обсуждали это со всеми знатоками кладбищенской темы – к консенсусу не пришли.
Вот потому-то нам всем хотелось в Семее глубокого погружения в историю. Тем более, что мы точно знали, что у Семея она есть. Погружения с фактами, цифрами, датами и фамилиями. Но экскурсия хоть и была впечатляюще эмоциональной, но без особых исторических деталей.
С деталями нас знакомил уже позже, после экскурсии, местный краевед Михаил СИТУДА, к которому мы нагло напросились в гости.
Увы. Недавно пришла скорбная новость, что Михаил Ибрагимович умер. И мы были, наверное, последние, кто навещал его таким большим составом.
Он тогда восстанавливался после инсульта, сразу сказал, что ходить по городу с нами не сможет. И пригласил к себе. Мы поехали к нему большой алматинской компанией с тортиком и намерениями проговорить часа три. И проговорили, забыв про чай, и он нам даже книги свои подарил – небольшие брошюры с информацией о городе – старом и новом, и выслал на почту еще не напечатанные статьи.
Это были очень плодотворные три часа. Говорили об исторических фактах, предположениях, легендах, бытующих в Семее. Рассказанное Михаилом Ибрагимовичем разбудило во мне дух искательства (будто он спал когда-то!), и я сейчас пытаюсь разыскать сразу несколько деталей для нескольких своих статей по "семейскому" материалу.
Говорили о разном, к примеру, о том же Павле Матвеевиче Зенкове, и теперь мне хочется съездить в Аягуз, ибо Михаил Ибрагимович высказал тогда предположение, что там сохранилось здание церкви, которую проектировал когда-то Зенков. И здание сейчас хоть и в потрепанном состоянии, но еще стоит… Пока непонятно, где искать подтверждающие документы. Наверное, надо ехать и на месте разбираться.
А еще взбудоражил воображение рассказ Михаила Ибрагимовича об ученом Александре НЕЧАЕВЕ.
"Где-то в 90-х годах мне рассказали, что на кафедре педагогики и психологии семипалатинского пединститута преподавал ученый с мировым именем профессор Александр Петрович Нечаев. Я думаю, что именно он был прототипом профессора Преображенского в "Собачьем сердце" БУЛГАКОВА.
Нечаев – один из основоположников экспериментальной педагогики и российской психологической науки. В 1917 году он переехал из Москвы в Самару, и там его избрали директором местного пединститута. В этом же институте преподавал и профессор Павел Александрович ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Преображенский как-то сказал, что не считает марксизм предметом, достойным изучения в университете. И, конечно же, он попал в тюрьму. Нечаева тоже тогда допрашивали, он тоже высказался крайне негативно о марксизме как о предмете преподавания. Он избежал ареста, но самарский университет тогда закрыли. Нечаев поехал в Москву и стал добиваться восстановления самарского вуза, и даже передал письмо ЛЕНИНУ с просьбой освободить профессора Преображенского. Как ни странно, Ильич заступился за профессора, и Преображенского выпустили. А самого Александра Петровича Нечаева перевели в Москву, где в 1922 году он возглавил государственный психоневрологический институт. В том же году его пригласили к Ленину, перенесшему инсульт, для психоневрологического обследования. Он осмотрел больного и дал вердикт "медицина бессильна".
А через два года на втором съезде психоневрологов в Москве Нечаев встретился с Булгаковым. Писатель представлял там московскую прессу, а профессор на этом съезде выступил с резкой критикой "ученых", которые выступали за перестройку всей советской психологии – по их мнению, психология должна основываться на марксизме. Мы не знаем, о чем они говорили на личных встречах, но скорее всего Нечаев рассказал ему и о своих разногласиях с большевиками, и о профессоре Преображенском. И уже через год вышла повесть "Собачье сердце". И там главный герой получил фамилию от одного ученого, угодившего в тюрьму за идеологические разногласия с новой властью, а медицинскую специальность - от другого ученого, не боявшегося публично выражать свое несогласие с марксизмом. А самого профессора Нечаева в 1935 году приговорили к ссылке в Семипалатинск за якобы контрреволюционную агитацию. Здесь он возглавлял кафедру, писал научные труды и здесь же был похоронен в 1948 году на ныне заброшенном кладбище у Силикатного поселка", - рассказал Михаил Ситуда.
Представляете, какая удивительная история!
Конечно, это только версия, но очень уж увлекательная.
Ну вы же помните, как там было у Булгакова? Профессор Преображенский из "Собачьего сердца" провел невероятно сложную операцию по пересадке гипофиза и семенных желез некоего Клима Чугункина собачке Шарику. И в результате этой операции пес превратился в человека. Ничего путного из этого не вышло, как мы знаем из романа.
А прототипов у Филиппа Филипповича было сразу несколько, если верить исследователям его творчества – ведь эксперименты по омоложению проводились много раз, а некоторые реальные ученые очень даже были похожи на литературный персонаж Булгакова.
Самый вероятный - брат матери Булгакова, Николай Михайлович ПОКРОВСКИЙ. Он был известным в Москве гинекологом и имел большую практику на дому, к нему обращались дамы возраста, далеко вышедшего за бальзаковский, с просьбой продлить им женскую молодость...
Или хирург Сергей Абрамович ВОРОНОВ – он как раз был приверженцем метода ксенотрансплантологии, то есть пересадки органов животных человеку. Он верил, что такие процедуры продлят молодость человеку.
Или Владимир Николаевич РОЗАНОВ, главврач кремлевской больницы. Пожалуй, во времена "Собачьего сердца" в Москве был только один врач, который мог позвонить СТАЛИНУ с просьбой убрать из его квартиры очередного зарвавшегося Швондера. (Помните эпизод в произведении?).
Розанов имел обширнейшую практику, жил в огромной квартире, лечил партийную элиту. Был безумно знаменитым. И даже, говорят, как-то пересадил дворнику больницы щитовидную железу козы, чтобы спасти его от гангрены всех конечностей. Операция удалась, дворник выжил и излечился. Вполне возможно, что Булгаков знал эту историю и использовал для своего сюжета.
Список этот можно продолжать долго.
И, кстати, есть такой герой-Преображенский и у нас, у алматинцев. Немного отойду от семейских историй и поведаю нашу. Тем более, что они пересекаются. А в чем – читайте ниже.
Эту информацию (чей-то пост, автора не знаю, простите) прислал мне буквально неделю назад некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН.
"Все мы знаем, что главного героя Шарикова в экранизации произведения Булгакова Собачье сердце играл великий актер-алмаатинец Владимир ТОЛОКОННИКОВ. А еще в Алма-Ате немного жил и работал прототип профессора Преображенского Филипп Филипповича – профессор ИВАНОВ Илья Иванович.
Илья Иванович Иванов – ученый, который хотел превратить мечту в реальность, создав супер-человека, соединив разумного человека с мускулистой обезьяной. Об этом много написано в Интернете, и даже есть про дипломатический скандал. И еще в начале прошлого столетия многие врачи-ученые и биологи пытались продлить жизнь человека, заменив поврежденные и изношенные годами органы на органы животных, включая органы обезьян. Чем профессор Иванов и занимался.
Но главные его научные труды, плодами которых человечество до сих пор пользуется – это размножение сельскохозяйственных животных и разработка зоотехнического метода искусственного осеменения. К его технологиям разведения сельскохозяйственных животных во всем мире придут только после войны в 50-60-х годах, а тогда в Союзе благодаря им били все рекорды в сельском хозяйстве.
В 1930 году Иванов из-за научных экспериментов с обезьянами подвергся политической критике, осужден и получил 5 лет ссылки. А в конце 30-го года был выслан в Алма-Ату. Правда, ему оставили все звания и дали должность в Ветеринарно-зоотехническом институте. Тогда этот институт находился в районе парка Панфилова. Возможно, что он там рядом жил. К сожалению, в марте 1932 года он умер. Пожил и поработал в нашем городе он чуть больше одного года.
Интересно, кто-то знает, где его могила и где он жил в Алматы?".
Собственно, Георгия Алексеевича заинтересовала последняя фраза – действительно, можно ли найти могилу человека, который умер в нашем городе в 1932 году?
Мы с ним обсудили и пришли к выводу, что теоретически можно, но очень сложно… Но сейчас не об этом.
А о том, что могила профессора Нечаева, о котором рассказывал Михаил Ибрагимович, тоже утеряна…
Вот такие случаются совпадения.
И это тоже связь двух наших городов – Алматы и Семея.
И мне теперь очень хочется вернуться в Семей и походить по его улицам с книжками, которые Михаил Ибрагимович нам подарил. И я очень надеюсь, что они станут основой для экскурсионных маршрутов по Семею в наших следующих поездках в этот замечательный город.
А все мои статьи, маршруты, исследования по городу Семею будут начинаться с благодарности Михаилу Ибрагимовичу Ситуде, человеку, педагогу, краеведу.
Увы, уже посмертной благодарности. Светлая ему память.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!