Ежегодная перекладка дорожного покрытия на одних и тех же улицах давно никого не удивляет.
Очередное Послание президента открывает старт новым госпрограммам, строительству дорог, развитию сельского хозяйства, четырех мегаполисов и многого другого. Можно представить, какие объемы средств будут заложены под реализацию этих крупномасштабных проектов. Но почему-то одновременно с мечтами о перспективах реализации новых программ вспоминается практика исполнения старых, закрадываются коварные мысли о таком слишком прочно вошедшем в нашу реальность явлении, как распил.
Ежегодная перекладка дорожного покрытия на одних и тех же улицах давно никого не удивляет. Равно как и ставшая привычной регулярная смена тротуарной плитки, бордюров и прочих дорогостоящих материалов, вроде бы не достигших износа. Народ, конечно, перемигивается и ворчит, подозревая за этими мероприятиями не заботу о себе, а корыстные интересы конкретных должностных лиц. Даже президент на совещании вынес четкий и ясный вердикт «Деньги схлюздили». Но, увы, процессуально не оформленную взятку доказать невозможно, а потому подозревать можно сколько угодно…
Тем временем иногда обрушиваются жилые дома, принятые членами комиссии по госприемке. Те самые дома, которые вроде бы должны были контролировать чиновники из ГАСК на протяжении всего периода их строительства. Наверняка же стоят подписи конкретных должностных лиц на каждом акте проверки того же дома или ремонтируемой в очередной раз дороги. По логике, они бы должны нести ответственность за их состояние.
Но ведь бывают случаи, которые вообще в голове не укладываются. К примеру, столб посреди дороги . Трудно сказать, что появилось раньше – столб или дорога. Это все равно, что гадать о первичности курицы и яйца. Но этот шедевр вызывает подлинное восхищение полетом фантазии согласовавших его чиновников. Им бы не в акиматах работать, а картины писать. Выставишь такой шедевр, и «Черный квадрат» Малевича выбросят на свалку…
Интересное сооружение красуется на въезде в Щучинск. Как выяснилось, это недостроенный горнолыжный трамплин. Увы, достраивать его никто не собирается, поскольку неожиданно выяснилось, что погодные условия и роза ветров делают невозможным его эксплуатацию. Хотя кто мешал раньше провести эту экспертизу? Более того, как утверждает старший тренер сборной Казахстана по прыжкам с трамплина Кайрат Биекенов, он еще пять лет назад давал заключение о том, что трамплины высотой в 90 и 120 метров в этой климатической зоне будут представлять опасность для спортсменов. Специалист предлагал построить маленький на 10, 30 или 50 метров, которые прекрасно подошли бы для тренировки детей. То ли бюджеты маленьких трамплинов ответственных чиновников не впечатлили, то ли понадеялись, что к моменту завершения строительства глобальное потепление превратит Щучинск в новый Алматы, но сделали они прямо противоположное заключению авторитетного эксперта. В результате, деньги освоены, а действующего объекта уже не будет. Утверждают, что изначально стоимость строительства составляла 9 млрд.тенге, после чего произошло привычное удорожание объекта. Сообщается, что новая бюджетная заявка была отклонена правительством ввиду отсутствия результатов финансовой проверки эффективности выделенных ранее средств. Судя по всему, никто эту проверку не проводил и проводить особо не желает. Хотя ведь должностные лица, отвечавшие за этот проект, никуда не делись. Наверняка есть и подписанные кем-то акты экспертизы и разрешения на строительство. Кстати, у подножия этой базы находится трехэтажный тубдиспансер. Вряд ли зарубежные, как, впрочем, и отечественные спортсмены сочтут такое соседство столь уж привлекательным.
Особая тема - облицовка зданий керамогранитом. В Астане порывы ветра срывают его с креплений и беспощадно бросают на крыши припаркованных автомобилей. Между прочим, падение его на голову прохожего сопоставимо с ударом топора – упавший с крыши кирпич покажется божьей благодатью. Сейчас использование этого облицовочного материала вроде запрещено, но ведь кто-то несколько лет утверждал стандарты, проводил сертификацию и подписал соответствующие разрешительные документы. Неужели эксперты не могли заблаговременно оценить последствия? Кто теперь должен отвечать за битые автомобили, обнажающиеся здания и угрозы жизням людей? А ведь таких облицованных керамогранитом зданий по республике тысячи!
Странные метаморфозы в Астане можно наблюдать постоянно. Периодически перекрывают определенные участки улиц, чтобы прорыть там подземный переход или развязку. Одно дело в Алматы, который проектировался десятилетия назад, там подобные переделки вполне объяснимы. Но в Астане? Не проще ли было заложить эти подземные переходы всего лишь несколько лет назад, когда только прокладывали эти улицы? Или же заблаговременно соорудить огромный платный подземный паркинг под Водно-зеленным бульваром. Не пришлось бы армии полицейских проводить рейды и снимать номера с неправильно припаркованных автомашин. Уверен, через несколько лет встанет вопрос и о строительстве подземных переходов возле новых школ и организации паркингов. Но зачем за это платить дважды?
Не берусь утверждать, что в каждом случае чиновники руководствовались корыстными интересами. Возможно, это были ошибки. Но, согласитесь, таких случаев стало слишком много. И вполне может быть, что причиной тому банальная безнаказанность должностных лиц. Как давно известно, перед тем, как что-то резать, нужно семь раз отмерить. У нас же мерить давно уже разучились, зато попилить готовы хоть семь раз, хоть семьдесят.
Если чиновничьи ошибки так дорого обходятся государству, то пора ввести за это соответствующую меру ответственности. Были же когда-то статьи за вредительство, халатность. Не призываю к репрессиям, но можно хотя бы те же дороги переделывать за счет самих подрядчиков и принимавших у них работу чиновников. Уверен, количество «ошибок» уменьшилось бы в разы.