С чего начинать реформы в экономике. Часть 2

2612 просмотров
0
Берик ЖАКИЯНОВ
Пятница, 06 Мая 2022, 09:45

Для устойчивого экономического роста Казахстану необходимо больше автомобильных и железных дорог, портов на Каспийском море и грузовых терминалов по всей стране

Начало читайте здесь.

В первой части я писал о проблемах, связанных с "Самрук-Казына" и чрезмерным уровнем монополизации нашей экономики. Уже после публикации того поста, 3 мая, глава госфонда Алмас САТКАЛИЕВ выступил с программой его комплексного развития до 2025 года. Из его речи стало понятным, что "Самрук-Казына" никаких реформ проводить не собирается. Этот непрозрачный и не приносящий прибыли народу Казахстана фонд планирует и дальше продолжать тратиться на разные проекты, эффективность которых крайне сомнительна. Аргументация в их необходимости — это "рост уровня жизни, развитие социальной инфраструктуры и стимулирование развития бизнеса". Однако по опыту последних десятилетий мы знаем, что часть этих проектов окажется мертворожденной, а другая станет кормушкой для чиновников и управленцев фонда. Говорить о стимулировании бизнеса тут вообще не приходится, поскольку госмонополии представляют собой барьеры, которые дают обратный эффект – лишают предпринимателей кислорода, жизненно важного для их развития. Этот фонд нужно ликвидировать, а для регулирования рынка нужно создавать избираемые гражданами РК антимонопольные комиссии.

Читайте также
С чего начинать реформы в экономике

Но помимо искусственно созданных монопольных барьеров, существуют естественные, преодоление которых также требует незамедлительных структурных реформ. Поэтому в этой части я хотел бы затронуть тему их важности в транспортной инфраструктуре. Как уже не раз отмечалось, наша страна не имеет выхода к морю, но в то же время мы находимся на пересечении транспортных потоков из Китая в Европу. Санкции против России и сбои в цепочках поставок показали, насколько зависима от северного соседа и слаба транспортная инфраструктура нашей республики. Для устойчивого экономического роста Казахстану необходимо больше автомобильных и железных дорог, портов на Каспийском море и грузовых терминалов по всей стране. Наша экономика нуждается в альтернативных и более масштабных доступах к мировым рынкам.

Здесь образцами для нас могут стать Австралия и Канада, которые также обладают богатыми природными ресурсами, большой территорией и относительно небольшим населением. При этом обе страны достигли высокого уровня благосостояния граждан и развития экономики. И там, и там сельское хозяйство, горнорудная промышленность и добыча углеводородов являются ведущими отраслями, но большинство месторождений расположены далеко от крупных городов и портов. Для роста своей экономики эти страны провели политику, нацеленную на развитие транспортных и инфраструктурных сетей, которые обеспечили хороший доступ к рынкам. Благодаря конкурентным тарифам и отсутствию монопольных барьеров частный сектор смог успешно развиваться даже в отдаленных провинциях и штатах, что принесло процветание их гражданам. Наиболее важным компонентом этой политики является возможность не только государственного, но и частного финансирования и управления проектами. В Австралии BHP, Rio Tinto и другие частные компании построили тысячи километров железных дорог и множество портов, чтобы облегчить вывоз продукции со своих месторождений, находящихся глубоко внутри материка. В Канаде две самые крупные железнодорожные компании являются частными. Там частники ежегодно строят большое количество железных дорог, нефтепроводов и морских терминалов. В обоих странах в процессе развития таких проектов было создано большое количество высокооплачиваемых рабочих мест и целых градообразований.

Читайте также
Казахстан в ЕАЭС: как лучше провести Kazexit

Ключевым элементом подобных проектов является концессионное соглашение. К сожалению, в нашей стране, магистральные железные дороги и морские порты исключены из списка объектов, которые можно развивать за счёт частного финансирования. В рамках структурных реформ следует изменить наше законодательство о концессиях. Концессионные соглашения с участием частного капитала способны дать сильнейший импульс развитию нашей инфраструктуры и экономики в целом. На печальном примере "Астана ЛРТ" мы видим, что управляемые чиновниками проекты служат лишь кормушкой для них и средством вывода денег из государственной казны. В отличие от чиновничьих, частные проекты более эффективны и целесообразны. В них меньше вероятности перерасхода средств и времени на освоение. Кроме того, за такие крупные концессии обычно берутся международно-признанные корпорации и банки, как тот же ВНР или ЕБРР. Такие организации прозрачны в процессе принятия решений и найме подрядчиков.

Конечно же, одним только частным финансированием в этом секторе не обойтись. И тут как раз стоит подумать о направлении сюда средств нашего национального фонда. Но с условием, что государство не будет единственным участником в этих проектах. Оно должно лишь играть роль ответственного инвестора, который вкладывается в казахстанские проекты, уже согласованные и управляемые международно-признанными компаниями и банками развития.

Таким образом, говоря о структурных реформах экономики, следует обратить внимание в первую очередь на демонополизацию фонда "Самрук-Казына" и транспортной инфраструктуры. Конечно, список ими не ограничивается, есть и другие сферы, в которых нужно проводить реформы.

Главное, нашему государству пора менять подход к экономической политике и перестать пытаться решать проблемы социальных перекосов методом вливания казенных денег в очередные "прорывные" или "импортозамещающие" проекты. Нужно наконец начать вести политику, которая приведет к устойчивому экономическому росту, а также улучшению благосостояния всех граждан и регионов.

Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Потомки знаменитого купца увидели шедевр прадеда, сохранённый Даниалом Ахметовым
Правнуки купца Рамазанова не подозревали, кто он и что оставил Павлодару, пока их семейную тайну не раскрыл журналист Салауат Темирболат-улы
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинка получила срок за смерть своего ребёнка
Её осудили за оставление младенца в опасности
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Несколько месяцев предприниматель не может получить землю под сенокос в Риддере
Пришло время начинать заготовку, а отдел земельных отношений города до сих пор не может провести конкурсные процедуры
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
Петропавловск подаст заявку о признании центральной пешеходной улицы самой длинной в мире
В регион с инфраструктурными проблемами хотят привлечь больше туристов
Рядом с МЦПС “Хоргос” появится аэропорт немецкого качества
Накануне в Германию ездил министр Марат Карабаев, а, вернувшись, стал экс-министром
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.