С чего начинать реформы в экономике

3129 просмотров
0
Берик ЖАКИЯНОВ
Понедельник, 02 Мая 2022, 15:30

Произошёл сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов. Пора ликвидировать "Самрук-Казына" и иные элементы, паразитирующие на теле экономики

Читайте также
Последствия шторма в Новороссийске приведут к рецессии в Казахстане

В условиях меняющейся геополитической обстановки фундаментальные проблемы нашей экономики становятся более очевидными. Чрезмерное присутствие государственных предприятий, ограниченный доступ к мировым рынкам и повсеместные монополии привели к неравномерному росту и стагнации экономики. Январские события во многом были следствием такого перекоса экономической системы.

В последнее десятилетие произошел сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов, который сузил возможности для трудоустройства и будущего молодежи.

Ровно неделю назад, 25 апреля на своем заседании правительство рассмотрело "вопросы развития импортозамещения". Перечень из 700 инвестиционных проектов включает золотоизвлекательную фабрику, НПЗ, заводы по производству пропилена, автошин и другое. В очередной раз очередное правительство планирует заняться импортозамещающими проектами, заверяя, что они приведут к созданию рабочих мест, развитию несырьевых секторов и экономическому росту.

Какой раз мы слышим это за последние 20 лет? Сколько сотен миллионов долларов США наше правительство потратило на импорт коров самолетами из Северной Америки и Европы для развития аграрного сектора? Сколько миллиардов ушло на строительство заводов, которые так и не производят вакцины, планшетники и автомобили?

Помимо коррупции, такого рода вливания сильно вредят становлению конкурентной бизнес-среды, поскольку являются прямым вмешательством государства на стороне одного из субъектов рынка, которые часто являются близкими и родственниками чиновников.

Я думаю, что пришло время подойти к решению проблем нашей экономики с умом и основательно. Если говорить об устойчивом росте, улучшении благосостояния граждан и преодолении несправедливого распределения доходов, то нашей стране нужны прежде всего структурные экономические реформы.

Наиболее очевидным объектом для начала этих реформ видится "Самрук-Казына", гигантское государственное образование, активы которого составляют 40% нашего ВВП. Этот фонд непрозрачен и почти не приносит прибыли своему собственнику – нашему государству. И самое главное, он создаёт препятствия для роста частного сектора. За 2021 год "Самрук-Казына" пообещал выплатить около 170 млрд тенге дивидендов.

Читайте также
Как вторжение России в Украину разрушает экономику Казахстана

На первый взгляд, такая сумма может показаться большой. Но по сравнению 30 триллионами его активов, это мизер – всего полпроцента. Для сравнения: за тот же период, тому же "Самрук-Казына" один только "Тенгизшевройл" выплатил 268 млрд тенге в виде дивидендов на 20% доли, которыми владеет Казахстан в этой компании (то есть, свыше 1 триллиона тенге в дивидендах в пересчете на 100%)!

При этом ТШО добывает нефти лишь немного больше, чем структуры "Самрук-Казына" и у неё в составе нет железнодорожных, энергетических, горнодобывающих и прочих индустриальных гигантов!

Более того, из-за многоуровневой структуры фонда нам, гражданам Казахстана, неизвестно что реально происходит внутри и как принимаются решения в каждом из его подразделений.

К примеру, Эмбамунайгаз, фактически самостоятельная нефтедобывающая компания, является дочерней предприятием РД Казмунайгаз – в свою очередь "дочки" НК Казмунайгаз, где "Самрук-Казына" "сидит" акционером. То есть, четырехуровневая "матрешка" с раздутыми управленческими составами и расходами на персонал!

"Самрук – Казына" своей структурой и размерами подавляет частный сектор. Предпринимателям тяжело конкурировать с вертикальными государственными монополиями. Небольшому частному производителю нефти на каждом шагу нужно преодолевать различные барьеры, создаваемые НК "Казмунайгаз", который контролирует доступ к нефтепроводу и нефтеперерабатывающим заводам. Соответственно, частным компаниям невозможно разработать небольшое месторождение или развить бизнес в нефтяном секторе без связей в госкомпании.

Аналогичная ситуация сложилась и с железными дорогами. КТЖ, также входящий в состав "Самрук – Казына", владеет и оперирует ж/д вагонами через свою дочернюю компанию КТТ, которая декларирует своим клиентам низкие цены на рынке, поскольку имеет привилегии. Однако в реальности, только через связи или взятки можно вовремя получить от КТТ нужное количество вагонов. Частные же операторы ж/д вагонов и терминалов сталкиваются со всевозможными препятствиями. Чтобы построить бизнес, они должны преодолеть монополию КТЖ, бюрократию и коррупцию. Здесь также можно вспомнить о схемах "последнего километра", где компании близкие к верхушке КТЖ и Кайрату САТЫБАЛДЫ, в свое время приватизировали множество участков железной дороги, которые являлись подъездными к ключевым грузовым тупикам. Соответственно, за проезд через них перевозчики обязаны были платить сумасшедшие суммы.

Читайте также
"Самрук-Казына" обнародовал план реформ

Для решения проблем напрашивается, как минимум, ликвидация фонда "Самрук-Казына" с выделением из него производственных и монопольных единиц. На примере Эмбамунайгаз-РД Казмунайнгаз-НК Казмунайгаз наглядно видно, что искусственные звенья-прослойки не создают ничего, кроме отрицательной добавленной стоимости, затратны и непрозрачны.

Как акционер, государство должно прямо, без "Самрук-Казына" и всяких "прокладок", быть представлено в предприятиях, создающем добавленную стоимость. Каждое такое юридическое лицо должно представлять уполномоченному государственному органу и общественности подробную финансовую отчетность и раскрывать информацию о том, как и почему принимаются ключевые решения компании. В условиях прозрачности и публичности несложно будет выявить их неэффективные расходы и коррупционные схемы, заставляя эти госкомпании быть более прибыльными и выплачивающими дивиденды в интересах народа Казахстана.

Государственные монополии, такие как Казтрансойл и КТЖ, не должны заниматься деятельностью, которая конкурировала бы с бизнесом их клиентов. Казтрансойл, КТТ и другие дочерние компании должны быть выведены из состава НК Казмунайгаз и КТЖ, соответственно. Но, главное, с целью регулирования такого рода монополий наша республика должна создать независимую антимонопольную комиссию с выборными должностными лицами.

Моделью может послужить легендарная Железнодорожная Комиссия Техаса, созданная в США более ста лет назад и эффективно функционирующая в настоящее время. Антимонопольная комиссия Казахстана могла бы состоять от 3 до 5 членов, прямо избираемых гражданами страны каждые 2 года со сроком полномочий одного комиссионера 6 лет.

В условиях прозрачных и подотчетных монополий у частного предпринимательства появился бы шанс для развития. Только тогда местные нефтяные компании в Атырау, Актау или Актобе могут подняться также, как их коллеги в Техасе или Альберте. Только тогда появятся новые железнодорожные грузовые компании и терминалы в Караганды, Костанае и других городах Казахстана. Только при эффективном регулировании монопольных монстров местные предприятия могут развиваться, создавать новые рабочие места и приносить благосостояние не только в Астану и Алматы, но и в другие регионы нашей страны.

Читайте также
"Самрук-Казына" как экономический Титаник Казахстана

Также заметим, аналогичный подход следует применить и в коммунальной сфере. Целесообразно в каждом городе Казахстана создать свои антимонопольные комиссии в составе от 3 до 5 членов, которых избирает непосредственно местное население.

Работа этих органов будет заключаться в регулировании деятельности монополистов, связанных со снабжением электричества, газа, тепла, воды и коммуникации, многие из которых сейчас принадлежат "Самрук-Казыне". Только представьте, чего такая выборная и подотчётная населению комиссия могла бы добиться, к примеру, в городе Алматы с его проблемами экологии и газификации!

Именно поэтому я считаю, что сейчас нам важны структурные экономические реформы, а не "импортозамещение" и вмешательства государства. И начинать надо с ликвидации "Самрук-Казына" и других паразитирующих на теле экономики элементов и регулирования рынка с помощью выборных антимонопольных комиссии.

Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстрация: glavpost.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как Казахстану за год удалось стать в два раза комфортнее для EV автомобилей
Созданная 7 декабря прошлого года компания Qazaq Energy Charge открыла 200 высокоскоростных электрозарядных станций в крупных городах и на междугородных трассах страны
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.