С чего начинать реформы в экономике

3316 просмотров
0
Берик ЖАКИЯНОВ
Понедельник, 02 Мая 2022, 15:30

Произошёл сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов. Пора ликвидировать "Самрук-Казына" и иные элементы, паразитирующие на теле экономики

Читайте также
Последствия шторма в Новороссийске приведут к рецессии в Казахстане

В условиях меняющейся геополитической обстановки фундаментальные проблемы нашей экономики становятся более очевидными. Чрезмерное присутствие государственных предприятий, ограниченный доступ к мировым рынкам и повсеместные монополии привели к неравномерному росту и стагнации экономики. Январские события во многом были следствием такого перекоса экономической системы.

В последнее десятилетие произошел сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов, который сузил возможности для трудоустройства и будущего молодежи.

Ровно неделю назад, 25 апреля на своем заседании правительство рассмотрело "вопросы развития импортозамещения". Перечень из 700 инвестиционных проектов включает золотоизвлекательную фабрику, НПЗ, заводы по производству пропилена, автошин и другое. В очередной раз очередное правительство планирует заняться импортозамещающими проектами, заверяя, что они приведут к созданию рабочих мест, развитию несырьевых секторов и экономическому росту.

Какой раз мы слышим это за последние 20 лет? Сколько сотен миллионов долларов США наше правительство потратило на импорт коров самолетами из Северной Америки и Европы для развития аграрного сектора? Сколько миллиардов ушло на строительство заводов, которые так и не производят вакцины, планшетники и автомобили?

Помимо коррупции, такого рода вливания сильно вредят становлению конкурентной бизнес-среды, поскольку являются прямым вмешательством государства на стороне одного из субъектов рынка, которые часто являются близкими и родственниками чиновников.

Я думаю, что пришло время подойти к решению проблем нашей экономики с умом и основательно. Если говорить об устойчивом росте, улучшении благосостояния граждан и преодолении несправедливого распределения доходов, то нашей стране нужны прежде всего структурные экономические реформы.

Наиболее очевидным объектом для начала этих реформ видится "Самрук-Казына", гигантское государственное образование, активы которого составляют 40% нашего ВВП. Этот фонд непрозрачен и почти не приносит прибыли своему собственнику – нашему государству. И самое главное, он создаёт препятствия для роста частного сектора. За 2021 год "Самрук-Казына" пообещал выплатить около 170 млрд тенге дивидендов.

Читайте также
Как вторжение России в Украину разрушает экономику Казахстана

На первый взгляд, такая сумма может показаться большой. Но по сравнению 30 триллионами его активов, это мизер – всего полпроцента. Для сравнения: за тот же период, тому же "Самрук-Казына" один только "Тенгизшевройл" выплатил 268 млрд тенге в виде дивидендов на 20% доли, которыми владеет Казахстан в этой компании (то есть, свыше 1 триллиона тенге в дивидендах в пересчете на 100%)!

При этом ТШО добывает нефти лишь немного больше, чем структуры "Самрук-Казына" и у неё в составе нет железнодорожных, энергетических, горнодобывающих и прочих индустриальных гигантов!

Более того, из-за многоуровневой структуры фонда нам, гражданам Казахстана, неизвестно что реально происходит внутри и как принимаются решения в каждом из его подразделений.

К примеру, Эмбамунайгаз, фактически самостоятельная нефтедобывающая компания, является дочерней предприятием РД Казмунайгаз – в свою очередь "дочки" НК Казмунайгаз, где "Самрук-Казына" "сидит" акционером. То есть, четырехуровневая "матрешка" с раздутыми управленческими составами и расходами на персонал!

"Самрук – Казына" своей структурой и размерами подавляет частный сектор. Предпринимателям тяжело конкурировать с вертикальными государственными монополиями. Небольшому частному производителю нефти на каждом шагу нужно преодолевать различные барьеры, создаваемые НК "Казмунайгаз", который контролирует доступ к нефтепроводу и нефтеперерабатывающим заводам. Соответственно, частным компаниям невозможно разработать небольшое месторождение или развить бизнес в нефтяном секторе без связей в госкомпании.

Аналогичная ситуация сложилась и с железными дорогами. КТЖ, также входящий в состав "Самрук – Казына", владеет и оперирует ж/д вагонами через свою дочернюю компанию КТТ, которая декларирует своим клиентам низкие цены на рынке, поскольку имеет привилегии. Однако в реальности, только через связи или взятки можно вовремя получить от КТТ нужное количество вагонов. Частные же операторы ж/д вагонов и терминалов сталкиваются со всевозможными препятствиями. Чтобы построить бизнес, они должны преодолеть монополию КТЖ, бюрократию и коррупцию. Здесь также можно вспомнить о схемах "последнего километра", где компании близкие к верхушке КТЖ и Кайрату САТЫБАЛДЫ, в свое время приватизировали множество участков железной дороги, которые являлись подъездными к ключевым грузовым тупикам. Соответственно, за проезд через них перевозчики обязаны были платить сумасшедшие суммы.

Читайте также
"Самрук-Казына" обнародовал план реформ

Для решения проблем напрашивается, как минимум, ликвидация фонда "Самрук-Казына" с выделением из него производственных и монопольных единиц. На примере Эмбамунайгаз-РД Казмунайнгаз-НК Казмунайгаз наглядно видно, что искусственные звенья-прослойки не создают ничего, кроме отрицательной добавленной стоимости, затратны и непрозрачны.

Как акционер, государство должно прямо, без "Самрук-Казына" и всяких "прокладок", быть представлено в предприятиях, создающем добавленную стоимость. Каждое такое юридическое лицо должно представлять уполномоченному государственному органу и общественности подробную финансовую отчетность и раскрывать информацию о том, как и почему принимаются ключевые решения компании. В условиях прозрачности и публичности несложно будет выявить их неэффективные расходы и коррупционные схемы, заставляя эти госкомпании быть более прибыльными и выплачивающими дивиденды в интересах народа Казахстана.

Государственные монополии, такие как Казтрансойл и КТЖ, не должны заниматься деятельностью, которая конкурировала бы с бизнесом их клиентов. Казтрансойл, КТТ и другие дочерние компании должны быть выведены из состава НК Казмунайгаз и КТЖ, соответственно. Но, главное, с целью регулирования такого рода монополий наша республика должна создать независимую антимонопольную комиссию с выборными должностными лицами.

Моделью может послужить легендарная Железнодорожная Комиссия Техаса, созданная в США более ста лет назад и эффективно функционирующая в настоящее время. Антимонопольная комиссия Казахстана могла бы состоять от 3 до 5 членов, прямо избираемых гражданами страны каждые 2 года со сроком полномочий одного комиссионера 6 лет.

В условиях прозрачных и подотчетных монополий у частного предпринимательства появился бы шанс для развития. Только тогда местные нефтяные компании в Атырау, Актау или Актобе могут подняться также, как их коллеги в Техасе или Альберте. Только тогда появятся новые железнодорожные грузовые компании и терминалы в Караганды, Костанае и других городах Казахстана. Только при эффективном регулировании монопольных монстров местные предприятия могут развиваться, создавать новые рабочие места и приносить благосостояние не только в Астану и Алматы, но и в другие регионы нашей страны.

Читайте также
"Самрук-Казына" как экономический Титаник Казахстана

Также заметим, аналогичный подход следует применить и в коммунальной сфере. Целесообразно в каждом городе Казахстана создать свои антимонопольные комиссии в составе от 3 до 5 членов, которых избирает непосредственно местное население.

Работа этих органов будет заключаться в регулировании деятельности монополистов, связанных со снабжением электричества, газа, тепла, воды и коммуникации, многие из которых сейчас принадлежат "Самрук-Казыне". Только представьте, чего такая выборная и подотчётная населению комиссия могла бы добиться, к примеру, в городе Алматы с его проблемами экологии и газификации!

Именно поэтому я считаю, что сейчас нам важны структурные экономические реформы, а не "импортозамещение" и вмешательства государства. И начинать надо с ликвидации "Самрук-Казына" и других паразитирующих на теле экономики элементов и регулирования рынка с помощью выборных антимонопольных комиссии.

Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстрация: glavpost.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге
Есть риск потерять целую отрасль из-за участия в тендерах "Қазақстан темір жолы" в 2025 году китайских компаний
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как "Денискины рассказы" стали в Павлодаре фильмом для взрослых
Восьмилетнюю павлодарку не пустили на фильм "Денискины рассказы", заявив, что у него ограничение по возрасту 12 лет и нужна доверенность от родителей
Получит ли "Татнефть" в управление Атырауский НПЗ
В чём цель приезда в Астану генерального директора российской компании
Госорганы обсуждают возможность проведения амнистии
Министерство внутренних дел Казахстана подтвердило, что дискуссия была инициирована депутатами парламента
Качество бизнес-элит Казахстана: её политическое могущество
Наши бизнес-элиты влиятельны, но не имеют власти ни над политикой, ни над экономикой
Алма-Атинский зоопарк: кто положит букет на могилу Малыша
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Как Даниал Ахметов разрешил стройфирме с 40 миллионами на счету строить в ВКО жилые комплексы
И чем это аукнулось жителям региона и государству
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Как судья Аканов поддержал травлю журналиста Ratel.kz
Адвокаты обвиняемых по делу о гибели горняков шахты Костенко с молчаливого согласия суда травят потерпевших
Автор “Дамы с Востока”, установившей рекорд на аукционе, родился в Петропавловске
Полотно продано за 1,7 млн долларов. Имя покупателя не разглашается
Минсельхоз в очередной раз обещает кукурузоводам Жетысу блага в виде выхода их продукции на экспорт
Эти разговоры продолжаются не первый год
Двойное убийство 25-летней давности рассматривают в суде Уральска
Удивительно ли, что свидетели не могут вспомнить события тех дней?
Как транспортные полицейские станции Арыс организовывали раскрываемость преступности
Оперуполномоченные криминального отдела уговаривали знакомых стать ворами и потерпевшими
Как ОАЭ используют чужие деньги на укрепление и продвижение своих интересов
В руках у небольшого государства оказались рычаги влияния на две крупнейшие ядерные державы планеты
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.