С чего начинать реформы в экономике

3488 просмотров
0
Берик ЖАКИЯНОВ
Понедельник, 02 Мая 2022, 15:30

Произошёл сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов. Пора ликвидировать "Самрук-Казына" и иные элементы, паразитирующие на теле экономики

Читайте также
Последствия шторма в Новороссийске приведут к рецессии в Казахстане

В условиях меняющейся геополитической обстановки фундаментальные проблемы нашей экономики становятся более очевидными. Чрезмерное присутствие государственных предприятий, ограниченный доступ к мировым рынкам и повсеместные монополии привели к неравномерному росту и стагнации экономики. Январские события во многом были следствием такого перекоса экономической системы.

В последнее десятилетие произошел сильнейший разрыв в доходах как среди населения, так и в разрезе регионов, который сузил возможности для трудоустройства и будущего молодежи.

Ровно неделю назад, 25 апреля на своем заседании правительство рассмотрело "вопросы развития импортозамещения". Перечень из 700 инвестиционных проектов включает золотоизвлекательную фабрику, НПЗ, заводы по производству пропилена, автошин и другое. В очередной раз очередное правительство планирует заняться импортозамещающими проектами, заверяя, что они приведут к созданию рабочих мест, развитию несырьевых секторов и экономическому росту.

Какой раз мы слышим это за последние 20 лет? Сколько сотен миллионов долларов США наше правительство потратило на импорт коров самолетами из Северной Америки и Европы для развития аграрного сектора? Сколько миллиардов ушло на строительство заводов, которые так и не производят вакцины, планшетники и автомобили?

Помимо коррупции, такого рода вливания сильно вредят становлению конкурентной бизнес-среды, поскольку являются прямым вмешательством государства на стороне одного из субъектов рынка, которые часто являются близкими и родственниками чиновников.

Я думаю, что пришло время подойти к решению проблем нашей экономики с умом и основательно. Если говорить об устойчивом росте, улучшении благосостояния граждан и преодолении несправедливого распределения доходов, то нашей стране нужны прежде всего структурные экономические реформы.

Наиболее очевидным объектом для начала этих реформ видится "Самрук-Казына", гигантское государственное образование, активы которого составляют 40% нашего ВВП. Этот фонд непрозрачен и почти не приносит прибыли своему собственнику – нашему государству. И самое главное, он создаёт препятствия для роста частного сектора. За 2021 год "Самрук-Казына" пообещал выплатить около 170 млрд тенге дивидендов.

Читайте также
Как вторжение России в Украину разрушает экономику Казахстана

На первый взгляд, такая сумма может показаться большой. Но по сравнению 30 триллионами его активов, это мизер – всего полпроцента. Для сравнения: за тот же период, тому же "Самрук-Казына" один только "Тенгизшевройл" выплатил 268 млрд тенге в виде дивидендов на 20% доли, которыми владеет Казахстан в этой компании (то есть, свыше 1 триллиона тенге в дивидендах в пересчете на 100%)!

При этом ТШО добывает нефти лишь немного больше, чем структуры "Самрук-Казына" и у неё в составе нет железнодорожных, энергетических, горнодобывающих и прочих индустриальных гигантов!

Более того, из-за многоуровневой структуры фонда нам, гражданам Казахстана, неизвестно что реально происходит внутри и как принимаются решения в каждом из его подразделений.

К примеру, Эмбамунайгаз, фактически самостоятельная нефтедобывающая компания, является дочерней предприятием РД Казмунайгаз – в свою очередь "дочки" НК Казмунайгаз, где "Самрук-Казына" "сидит" акционером. То есть, четырехуровневая "матрешка" с раздутыми управленческими составами и расходами на персонал!

"Самрук – Казына" своей структурой и размерами подавляет частный сектор. Предпринимателям тяжело конкурировать с вертикальными государственными монополиями. Небольшому частному производителю нефти на каждом шагу нужно преодолевать различные барьеры, создаваемые НК "Казмунайгаз", который контролирует доступ к нефтепроводу и нефтеперерабатывающим заводам. Соответственно, частным компаниям невозможно разработать небольшое месторождение или развить бизнес в нефтяном секторе без связей в госкомпании.

Аналогичная ситуация сложилась и с железными дорогами. КТЖ, также входящий в состав "Самрук – Казына", владеет и оперирует ж/д вагонами через свою дочернюю компанию КТТ, которая декларирует своим клиентам низкие цены на рынке, поскольку имеет привилегии. Однако в реальности, только через связи или взятки можно вовремя получить от КТТ нужное количество вагонов. Частные же операторы ж/д вагонов и терминалов сталкиваются со всевозможными препятствиями. Чтобы построить бизнес, они должны преодолеть монополию КТЖ, бюрократию и коррупцию. Здесь также можно вспомнить о схемах "последнего километра", где компании близкие к верхушке КТЖ и Кайрату САТЫБАЛДЫ, в свое время приватизировали множество участков железной дороги, которые являлись подъездными к ключевым грузовым тупикам. Соответственно, за проезд через них перевозчики обязаны были платить сумасшедшие суммы.

Читайте также
"Самрук-Казына" обнародовал план реформ

Для решения проблем напрашивается, как минимум, ликвидация фонда "Самрук-Казына" с выделением из него производственных и монопольных единиц. На примере Эмбамунайгаз-РД Казмунайнгаз-НК Казмунайгаз наглядно видно, что искусственные звенья-прослойки не создают ничего, кроме отрицательной добавленной стоимости, затратны и непрозрачны.

Как акционер, государство должно прямо, без "Самрук-Казына" и всяких "прокладок", быть представлено в предприятиях, создающем добавленную стоимость. Каждое такое юридическое лицо должно представлять уполномоченному государственному органу и общественности подробную финансовую отчетность и раскрывать информацию о том, как и почему принимаются ключевые решения компании. В условиях прозрачности и публичности несложно будет выявить их неэффективные расходы и коррупционные схемы, заставляя эти госкомпании быть более прибыльными и выплачивающими дивиденды в интересах народа Казахстана.

Государственные монополии, такие как Казтрансойл и КТЖ, не должны заниматься деятельностью, которая конкурировала бы с бизнесом их клиентов. Казтрансойл, КТТ и другие дочерние компании должны быть выведены из состава НК Казмунайгаз и КТЖ, соответственно. Но, главное, с целью регулирования такого рода монополий наша республика должна создать независимую антимонопольную комиссию с выборными должностными лицами.

Моделью может послужить легендарная Железнодорожная Комиссия Техаса, созданная в США более ста лет назад и эффективно функционирующая в настоящее время. Антимонопольная комиссия Казахстана могла бы состоять от 3 до 5 членов, прямо избираемых гражданами страны каждые 2 года со сроком полномочий одного комиссионера 6 лет.

В условиях прозрачных и подотчетных монополий у частного предпринимательства появился бы шанс для развития. Только тогда местные нефтяные компании в Атырау, Актау или Актобе могут подняться также, как их коллеги в Техасе или Альберте. Только тогда появятся новые железнодорожные грузовые компании и терминалы в Караганды, Костанае и других городах Казахстана. Только при эффективном регулировании монопольных монстров местные предприятия могут развиваться, создавать новые рабочие места и приносить благосостояние не только в Астану и Алматы, но и в другие регионы нашей страны.

Читайте также
"Самрук-Казына" как экономический Титаник Казахстана

Также заметим, аналогичный подход следует применить и в коммунальной сфере. Целесообразно в каждом городе Казахстана создать свои антимонопольные комиссии в составе от 3 до 5 членов, которых избирает непосредственно местное население.

Работа этих органов будет заключаться в регулировании деятельности монополистов, связанных со снабжением электричества, газа, тепла, воды и коммуникации, многие из которых сейчас принадлежат "Самрук-Казыне". Только представьте, чего такая выборная и подотчётная населению комиссия могла бы добиться, к примеру, в городе Алматы с его проблемами экологии и газификации!

Именно поэтому я считаю, что сейчас нам важны структурные экономические реформы, а не "импортозамещение" и вмешательства государства. И начинать надо с ликвидации "Самрук-Казына" и других паразитирующих на теле экономики элементов и регулирования рынка с помощью выборных антимонопольных комиссии.

Источник: страница Берика Жакиянова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстрация: glavpost.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента