Приходится выбирать между плохим и очень плохим
В условиях пришедшего к нам нежданного кризиса развитие строительной отрасли могло бы стать эффективной антикризисной мерой. Это, надо полагать, понимают и наши власти. На заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению глава государства в частности сказал: "Мощным стимулом развития экономики, роста занятости и фактором социальной поддержки должно стать строительство доступного жилья".
Однако прямо сегодня положение дел в строительстве выглядит мало обнадеживающим. В апреле текущего года объем строительных работ впервые с 2008 г. был ниже объемов строительных работ марта, что видно на рисунке 1.
Рисунок 1.
Сейчас еще рано делать окончательные выводы, но это все же тревожный сигнал – второй квартал всегда демонстрировал рост физического объема работ в строительстве, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 2. Единственное исключение – второй квартал 2009 г. Тогда это была реакция на снижение цен на нефть. Однако в следующий раз, когда цены на нефть упали в 2015 – 2016 гг., индекс хоть и снизился, но в зону снижения объемов не ушел. В тот раз этого удалось избежать за счет роста заемного финансирования (смотрите рисунок 3).
Рисунок 2.
Сейчас, когда карантинные ограничения существенно ослаблены, можно ожидать, что в мае и июне произойдет активизация строительства. Но надежд на то, что спад удастся предотвратить довольно мало. В первую очередь потому, что не очень понятно, кто будет финансировать строительство.
На рисунке 3 приведена динамика изменения долей источников финансирования строительно-монтажных работ. Мы видим, что, начиная с 2017 г., доли бюджетного и заемного финансирования снижались, причем, довольно существенно. И не просто основными, но и значительно превосходящими все остальные, стали собственные средства.
Но в условиях всеобщих финансовых потерь ожидать роста финансирования за счет собственных средств избыточно оптимистично: уже понесенные финансовые потери на первый план выводят вопросы выживания, а не строительства новых объектов или капитальных ремонтов уже существующих.
Возможности роста привлечения заемных средств также выглядят сомнительными. Кредитование инвестиций в строительство, когда нет долгосрочного фондирования, и стоимость привлечения средств высока - это серьезный риск, требующий безрассудства, чтобы на него пойти. Скорее всего, он приведет к снижению качества кредитного портфеля, который и так находится в отнюдь не блестящем состоянии.
Рисунок 3.
Один, пусть и тривиальный, но важный факт, который необходимо привести и проиллюстрировать - снижение объема физических работ отрицательно скажется на занятости в отрасли. Связь между диффузионными индексами объемов работ и численностью занятых приведена на рисунке 4.
Индексы – это все-таки качественная, а не количественная оценка, но приведенная зависимость просто наглядно иллюстрирует, что снижение активности ведет к снижению занятости. Между тем строительство занимает четвертое место по числу работников, уступая торговле, сельскому хозяйству и образованию.
Рисунок 4.
Для государства сейчас на первый план выходят проблемы поддержки населения, чтобы не допустить социального взрыва. Новое строительство в какой-то мере могло бы решить проблему занятости, стабильности доходов и таким образом ослабить социальное напряжение. Но озвученные меры поддержки – это расширение кредитования, причем, доступное не всем. Есть большие сомнения, что такая политика будет способна поддержать строительство.
В сложившихся условиях было бы целесообразнее расширить непосредственное участие государства в строительстве. Тем более, что активизация строительства – это апробированный способ борьбы с экономическим кризисом и его последствиями. Во-первых, за счет поддержания, а то и наращивания числа занятых в самой отрасли. Во-вторых, за счет размещения заказов в смежных отраслях.
Рост бюджетного финансирования мера антирыночная, увеличивающая присутствие и влияние государства в экономике. Несомненно, она будет способствовать росту коррупции. Но с другой стороны, когда частный сектор и так слаб, нагрузка его новыми обязательствами приведет к еще большему ослаблению, что будет равнозначно усилению роли государства в экономике.
В критических условиях не приходится выбирать между плохим и хорошим, а приходится выбирать между плохим и очень плохим.
Иллюстративное фото из открытых источников.