Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики

2928 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Вторник, 24 Дек 2024, 12:00

Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество

Будет интересно посмотреть, насколько применимы идеи "Узкого коридора" для объяснения механизмов общественно-политических и экономических изменений в бывших советских республиках, в том числе в Казахстане.

Читайте также
Узкий коридор. Эффект Красной королевы

Некоторым странам (Грузия, Россия, Таджикистан) в книге были посвящены специальные разделы. Другие страны остались вне пределов внимания авторов. Тем не менее выводы, к которым пришли Д. АДЖЕМОГЛУ и Дж. РОБИНСОН по рассмотренным ими странам, являются довольно важными и применимыми к остальным странам, входившим в Советский Союз.

Реформы переходного периода во всех странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР шли тяжело, сопровождались экономическим кризисом и снижением уровня жизни населения. В одних из них государство оказалось слабым, чем воспользовались региональные элиты и что породило Отсутствующих Левиафанов. В других государство и общество одновременно оказались слабыми, с низким потенциалом развития, и в них возникли Бумажные Левиафаны. Были еще страны, в которых государство и правящая верхушка сумели подавить Общество и создать Деспотического Левиафана. В тех же странах, в которых государство и Общество становились сильнее одновременно, получился Обузданный Левиафан.

Рисунок 1. Расхождение стран, ранее находившихся под советским влиянием. Из книги "Узкий коридор".

Состояние экономики в 1991 г. у бывших советских республик отображено на диаграмме 1. Лучше всего дела обстояли в балтийских республиках и России. Казахстан оказался в середине: между лидерами и аутсайдерами, к которым можно отнести все остальные постсоветские страны. Хуже всех состояние экономики было в Узбекистане, Армении и Таджикистане.

Диаграмма 1.

В 2023 г. по состоянию экономики бывшие советские республики распределились следующим образом (смотрите диаграмму 2): лидеры – балтийские республики; их пытаются догнать Казахстан, Россия и Туркмения (достоверность статистики сомнительна); середняки – Беларусь, Грузия, Азербайджан и Армения; аутсайдеры – Молдова, Узбекистан, Украина, Таджикистан и Кыргызстан.

Диаграмма 2.

На разницу в экономическом развитии повлияли войны, качество реформ и наличие (отсутствие) сырьевой ренты.

К странам, пережившим фактический распад государства или стоявших близко к этому, относятся Таджикистан, Грузия и Азербайджан.

Читайте также
Узкий коридор. Клетка норм

Другая группа стран – это страны, в которых не провели полноценных рыночных реформ. К ним относятся Беларусь, Кыргызстан, Молодова, Туркменистан и Узбекистан.

Третья группа стран – это страны, проведшие ограниченные экономические реформы, которые, тем не менее, дали положительный экономический эффект. К ним отнесем Армению, Россию, Казахстан и Украину.

Наконец, четвертая группа стран – это страны, проведшие полноценные экономические и политические реформы. Речь идет о Литве, Латвии и Эстонии.

Страны, пережившие вооруженные конфликты на старте реформ

В "Узком коридоре" Д. Аджемоглу и Дж. Робинсон так объясняют причины начала гражданской войны в Таджикистане (глава 9 "Дьявол в деталях", раздел "От деспотизма к дезинтеграции"): "Таджикистан, управляемый в советские времена при посредничестве региональных кланов и союзов, начал процесс перехода в условиях ослабленного государства и общества без всяких институционализированных средств политического участия. Все это привело к катастрофе. Как только в 1991 году рухнула деспотическая власть советского правления, у страны не осталось средств разрешения конфликтов между кланами, которые теперь только усилились из-за соперничества за право обладать активами страны и остатками советского государства. Кланы вооружились и сражались между собой, пока государство продолжало разрушаться".

Читайте также
Узкий коридор. Что это такое

Почти полностью слова авторов "Узкого коридора" про Таджикистан можно отнести к происходившему в Грузии. В январе 1992 г. в результате государственного переворота к власти в Тбилиси пришли лидеры незаконных вооруженных формирований. "В отсутствие эффективного государства Тбилиси пережил вспышку насилия, грабежей, преступлений и изнасилований. Грузия потеряла контроль над Южной Осетией и Абхазией, объявившими о своей независимости, а другие регионы страны, такие как Аджария и Самцхе-Джавахети, оставались полностью автономными. Началась гражданская война. Грузины называют этот период "Трудным временем" (глава 3 "Воля к власти", раздел "Трудные времена").

Азербайджан на фоне неудач в Нагорном Карабахе оказался на грани гражданской войны. В 1992 г. президенты страны менялись четыре раза. Летом 1993 г. президент А. ЭЛЬЧИБЕЙ был свергнут в результате мятежа военных. До такого уровня развала власти, как в Грузии или Таджикистане, дело не дошло, но государство в этот период было очень слабым. Если же говорить о механике событий, то она была такой же, как в Грузии или Таджикистане.

В каждой из стран этой группы лидерам одного или нескольких региональных кланов удалось провести мобилизацию сегментов общества, на которые они имели влияние. Мобилизация проводилась на базе архаичных норм, в первую очередь, ксенофобии и обидах, иногда мнимых, иногда обоснованных, на правящий клан за притеснения. Отсюда важный урок: общественная мобилизация за счет архаичных норм – это зло, таящее в себе угрозу гражданской войны.

Слабость государства дорого стоила этим странам. На диаграмме 3 приведены среднегодовые темпы снижения ВВП на душу населения в 1992–1995 годах. На ней видно, что лидерами по падению экономики среди бывших советских республик были Грузия, Таджикистан и Азербайджан.

Диаграмма 3.

Читайте также
Узкий коридор. Бумажный Левиафан

В конечном итоге государственную власть во всех трех странах удалось восстановить. Больше всего это заняло времени в Таджикистане, где гражданская война закончилась в 1997 г. В каждой из стран Отсутствующий Левиафан трансформировался в Деспотического Левиафана. В Грузии попытались построить демократию после Революции роз в ноябре 2003 г. Но, судя по всему, наметился обратный процесс восстановления авторитарного режима.

Экономические реформы привели к созданию ограниченной рыночной экономики в Азербайджане и Грузии, сильно ограниченной – в Таджикистане. ВВП на душу населения в 2023 г. по отношению к 1991 г. выросло в Грузии в 2.2 раза, в Азербайджане в 2.1 раза, в Таджикистане в 1.2 раза.

Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество, которое во многом заперто в "клетке норм". Наибольшие шансы вырваться из нее были у Грузии. Но события последних лет демонстрируют, что эта попытка оказалась неудачной.

Фото: издательство АСТ.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером