Казахстан вступил в ту стадию, когда для развития требуются изменения в общественно-политическом устройстве страны
Если посмотреть на темпы роста ВВП Казахстана, приведенные на душу населения, то станет очевидным, что экономика растет все медленнее и медленнее. Особенно наглядно это демонстрируют среднегодовые значения (диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Традиционный способ дать новый импульс экономическому росту – это наращивание инвестиций в основной капитал. Правда, этот способ работает не всегда. Например, в СССР наращивание инвестиций расстроило финансовую систему, а это, в свою очередь, привело к распаду СССР. Но в Советском Союзе экономика была нерыночной, цены регулировались государством, что привело к катастрофическим последствиям наращивания инвестиций (подробнее читайте в моих предыдущих заметках: Ускорение или топтание на месте? | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz) и Последний путь | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz)).
В нашей стране рост инвестиций, возможно, смог бы придать ускорение экономике. Но инвестиции в основной капитал, несмотря ни на что, не растут с необходимой скоростью. На расширенном заседании правительства 12 декабря прошлого года глава государства обратил внимание на то, что по его поручению была сформирована единая система инвестиционных проектов, при этом в 2022 году из 284 запланированных инвестиционных проектов были реализованы только 43.
Через два с половиной месяца, 28 января уже этого года, на заседании Инвестиционного штаба глава правительства тоже обратил внимание на недостаточный рост инвестиций: "Некоторые акимы говорят, что рост инвестиций составил 1-2%, пытаясь выдать это за какое-то достижение. Но это не лучшие показатели, а признак отсутствия системной работы. По итогам прошлого года по республике мы достигли роста в 8%. Глава государства поставил задачу увеличить уровень ИОК к ВВП до 25% к 2025 году. Это значит, что темпы должны быть выше 10% ежегодно".
В действительности же, до желаемых 25% довольно далеко (диаграмма 2). Мы видим довольно выраженный тренд на снижение отношения инвестиций к ВВП, что говорит нам о том, что бизнес, как отечественный, так и зарубежный, не особо горит желанием инвестировать в отечественную экономику.
Диаграмма 2.
Помимо того, что инвестиции не растут, так еще падает их отдача: на каждый тенге инвестиций приходится все меньший прирост ВВП (диаграмма 3). Скорее всего, это связано со следующими проблемами: ограниченностью рынков сбыта для отечественной продукции, как внутренних, так и внешних; медленной скоростью внедрения новых технологий и дефицитом квалифицированной рабочей силы. К этим гипотезам мы вернемся в последующих заметках.
Стоит обратить внимание на зависимость нашей экономики от поступлений экспортной выручки за нефть. На диаграмме 3 хорошо видно, как значительно снижается отдача от инвестиций в основной капитал в годы, когда цены на нефть падали (красные столбики). Но общий тренд, даже когда цены на нефть были комфортными, все равно понижающийся.
В целом, когда цены на нефть высокие, экономика растет. Поэтому нет смысла биться за рост инвестиций и их эффективность, пока так сильна наша зависимость от экспорта нефти.
Диаграмма 3.
Комментарий: расчет проведен по следующей формуле: (ВВП текущего года – ВВП позапрошлого года) деленное на инвестиции позапрошлого года. Все показатели в постоянных ценах 2003 г.
Ускорение прироста инвестиций в основной капитал и повышение их эффективности требуют значительного времени. Можно посетовать на то, что прошедшее десятилетие было потраченное впустую. Но прошлого, к сожалению, не вернуть. Однако есть способ, особенно актуальный в свете предстоящих выборов в мажилис и маслихаты, в короткие сроки ускорить ВВП. Это – усиление влияния граждан на государство. На диаграмме 4 видно, как связаны между собой темпы роста ВВП на душу населения и индекс влияния граждан на государство.
Диаграмма 4.
С влиянием граждан на государство у нас дела обстоят не очень благополучно. Если в 1998 г. индекс был равен 27.86, то уже в 2021 г. он был равен 18.84 – тренд отрицательный. В 2021 г. ближайшими соседями Казахстана по рейтингу были Зимбабве, Российская Федерация и Эфиопия.
Мы все понимаем, что прямо на этих выборах вряд ли что-то изменится к лучшему. Но, с другой стороны, если ничего не менять с влиянием и участием граждан в делах государства, то и в экономике не стоит ожидать положительных перемен.
Фото: strategy2050.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!