Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
По заверению озадаченных туристической раскруткой Казахстана чиновников, иностранцы, несмотря ни на что, так и прут к нам с разных сторон, выстраиваясь в длинные очереди по границам. Для чего? А хотя бы для того, чтобы сделать завораживающее селфи рядом с настоящим верблюдом. В этой верблюдофилии иностранцев нет, впрочем, ничего нового. "На полустанке, где поезд случайно задержался, по меньшей мере двадцать фотоаппаратов нацелились на верблюжью морду. Началась экзотика, корабли пустыни, вольнолюбивые сыны степей и прочее романтическое тягло".
"Американка из старинной семьи вышла из вагона в круглых очках с тёмными стёклами… Сначала она стояла рядом с верблюдом, потом впереди него, и наконец, на нём, уместившись между кочками…
- Вы за ней присматривайте, а то она случайно застрянет на станции, и опять будет сенсация в американской прессе: "Отважная корреспондентка в лапах обезумевшего верблюда". Проницательный читатель, конечно же, узнал непревзойдённую иронию Ильфа-Петрова и сочные строки из "Золотого телёнка".
С тех пор, как крёстные отцы О. И. Бендера напитались казахстанской экзотики вместе с прочими пассажирами "литерного поезда", отправленного из Москвы на "смычку Турксиба", минуло уже 90 лет. В Казахстане за это время поменялось многое. В том числе – в отношении верблюдов.
Интуристы были бы очень разочарованы, если бы заранее узнали, что большинство самих казахстанцев ныне знакомо с горбоносыми достопримечательностями своей страны только по праздничным шествиям на Наурыз, зоопаркам, да заученными (правда, лишь самыми продвинутыми интеллектуалами зрелого возраста) строчками Владимира МАЯКОВСКОГО (про "лошадь-ублюдка").
Сохранился, правда, ещё типовой набор неких публичных знаний о том, что верблюд с удовольствием пожирает колючки, а после, благодаря горбам, неделями может вообще ни есть, ни пить (не курить и не материться!). А ещё, что он – прирождённый "корабль пустыни", а потому плевать на всех хотел. Что и делает весьма охотно и без всякого повода. (В связи с чем - от него вообще-то лучше держаться подальше!)
Между тем, ещё в начале прошлого века двугорбый бактриан (и в меньшей степени одногорбый дромадер, а в большей - великое множество помесей), являл собой не только элемент степного пейзажа. Он даже изображался на локальных гербах многих уездов в качестве главного атрибута. И был не только элементом и символом, но и источником гордости - хороший верблюд для номада почитался так же, как ныне у его потомков слывёт самая крутая "иномарка".
Но основная горбатая масса занималась своим прямым делом – "горбатилась" на караванных магистралях Великой Степи. Именно верблюды были основными "рабочими лошадками" в тогдашней системе коммерческих перевозок грузов и пассажиров. Тысячеверблюдые торговые караваны пересекали Степь во всех направлениях - из Сибири в Китай, из Туркестана в Астрахань, с Алтая - на Урал. Наблюдатели, не ленившиеся измерять всё в точных единицах, писали про караваны длиной в 20 – 30 вёрст!
Однако в советские времена верблюды постепенно становились элементом сказочной архаики. Неприкаянные и ненужные, одичавшие бродяги шарахались по социалистическим степям, пугая своим диким видом случайных встречных. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. И сегодня опальный горбоносец вновь востребован и опять возвратился в быт селян, дабы служить своему привычному делу – помогать выживать. В глубинке как-то само собой припомнилось, что он - проверенный транспорт, надёжный кормилец-поилец (чуть не забыли про шубат!) и опробованный одевалец. Одним словом – источник прибыли.
А тут ещё и "нахлынувшие" гости из всяких безверблюдных стран внесли свою лепту в возрождение интереса. Ловить туриста "на верблюда" - это, в общем-то, старинная традиция.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!