![](https://imagesratel.kz/cdn/innermain/i/2025/February/10/95dcdcf839638d0a45c1f824611766f51e9c6dc4.jpg)
Три крупные проблемы в нашей экономике
В 2025 году планируется принятие нового Налогового кодекса, и меня часто спрашивают о моем мнении по предлагаемым реформам. Если рассуждать с позиции физического лица или бизнесмена, то, естественно, любое повышение налогов воспринимается негативно, так как влияет на краткосрочное благосостояние. Однако важно анализировать этот вопрос с макроэкономической точки зрения.
1. Проблема расходной части бюджета
Дефицит бюджета уже составляет 10 трлн тенге, а темпы роста доходов существенно отстают от темпов роста расходов. Анализ структуры бюджетных затрат выявил ключевую проблему — практически полное отсутствие бюджета развития. Основная часть расходов направлена на социальные и текущие нужды.
Это не означает, что сокращение расходов не требуется – напротив, оно необходимо. Однако при анализе запросов бюджета от всех государственных структур выяснилось, что изначально запрашиваемая сумма составляла 50 трлн тенге. После оптимизации и переноса менее приоритетных расходов сумма сократилась до 32 трлн тенге, а затем – до 25 трлн тенге за счёт жёсткого выбора приоритетов. Это демонстрирует, что простое сокращение затрат неизбежно приведёт к перераспределению ресурсов на другие критически важные сферы.
Государству необходимо совершенствовать систему бюджетирования и контроля, и этот процесс должен быть непрерывным. Однако важно понимать, что текущая потребность в расходах значительно превышает доступные бюджетные средства, а возможности их увеличения ограничены бюджетным правилом.
Дефицит бюджета в 10 трлн тенге – это огромная сумма, составляющая 67% от всех доходов страны. При этом нерешённых проблем в Казахстане остаётся множество: нехватка школ, больниц, устаревшая и изношенная инфраструктура.
Каждый год в стране рождается около 400 тыс. детей, что эквивалентно приросту целого города. Это требует значительных инвестиций в развитие социальной и образовательной инфраструктуры, но бюджет развития фактически отсутствует. Именно поэтому мы наблюдаем трёхсменные школы, дефицит мест в детских садах, переполненные больницы.
Без инвестиций в развитие невозможно обеспечить устойчивый экономический рост и улучшение качества жизни населения.
2. Инвестиционная проблема
Для привлечения инвестиций, особенно в обрабатывающую отрасль, необходимы значительные вложения в инфраструктуру, которых в настоящее время нет. В последние годы инвестиции, особенно иностранные, существенно снизились.
Чтобы строить крупные заводы и фабрики, требуются электросети, водоснабжение, канализация, автомобильные и железные дороги, жильё и другие элементы инфраструктуры. Эта задача лежит на государстве: если оно не создаёт базовые условия, бизнес не сможет просто прийти и построить завод в чистом поле.
Хороший пример – Алматинская индустриальная зона. В 2016 году, когда её запустили, мы стали первым предприятием в этой зоне. Сейчас свободных мест там уже нет, поскольку город обеспечил всю необходимую инфраструктуру, что привлекло бизнес.
Подобные индустриальные зоны должны появляться в большом количестве, но их развитие сдерживается нехваткой средств. Это частный случай, но проблема носит системный характер. Ограниченность доходов не позволяет государству инвестировать в развитие на должном уровне.
Без этих вложений невозможно привлечь частный капитал, так как для начала необходимо создать условия для бизнеса, чтобы он мог эффективно работать и инвестировать в экономику страны.
3. Проблема доходной части бюджета
С введением большого количества налоговых льгот и преференций государство рассчитывало на теорию Лаффера, согласно которой снижение налоговой нагрузки должно было привести к расширению налоговой базы. Однако фактически произошло обратное: доля собираемых налогов в ВВП неуклонно падает, в то время как государственные расходы продолжают расти.
Рост доходной части бюджета возможен либо за счёт увеличения налогооблагаемой базы, либо за счёт повышения налоговой нагрузки. Увеличение базы занимает значительное время – не менее 10 лет, поскольку требует экономического роста. Поэтому расширение налоговой базы необходимо, но оно не решает текущей проблемы дефицита бюджета, а значит, единственным оперативным решением остаётся повышение налоговой нагрузки.
Казахстанская экономика относится к развивающимся странам, где значительная часть налоговых поступлений формируется за счёт косвенных налогов.
В развитых странах, таких как Швейцария, НДС составляет 8%, но подоходный налог может достигать 50% за счёт высоких доходов населения. В Казахстане основными источниками доходов остаются НДС, КПН и ИПН.
- Увеличение КПН и других подоходных налогов приведёт к снижению возможностей реинвестирования прибыли,
- Администрирование остаётся сложным, особенно при наличии многочисленных лазеек для ухода от налогов,
- ИПН в стране в большей степени формируется за счёт населения с низкими доходами, поэтому дополнительное увеличение ставки приведёт к падению их покупательной способности.
Введение прогрессивной шкалы возможно, но её эффект на увеличение доходов бюджета будет незначительным.
Таким образом, единственным налогом, способным принести дополнительные 5-7 трлн тенге, остаётся НДС.
Вопрос заключается в том, на какую ставку его необходимо поднять.
Для этого требуются точные расчёты, базирующиеся на оценке доходов от различных инициатив:
- изменение курса тенге (увеличение налоговых поступлений от недропользователей),
- либерализация цен на ГСМ (повышение доходов от акцизов и КПН),
- пересмотр налогообложения государственных ценных бумаг,
- увеличение ставок для игорного бизнеса,
- улучшение налогового администрирования,
- отмена запрета на начисление процентов по текущим счетам,
- введение налога на наследование и дарение для сумм свыше 1 млн долларов США (как в развитых странах),
- пересмотр налогообложения недропользователей и использование системы роялти,
- налогообложение криминальных доходов (по примеру США),
- налогообложение доходов по депозитам для богатых (например, свыше 100 млн тенге).
Все эти меры могут дополнительно принести 2-3 трлн тенге, после чего можно определить оптимальную ставку НДС, необходимую для сбалансированного бюджета.
По моим оценкам, ставка окажется в диапазоне 16-18%.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel.
Фото: astanatv.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!