Последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом"
При правительстве Казахстана создана рабочая группа (Task force) по реализации поручения главы государства о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот маршрут будет полностью независим от транзита по территории России – сегодня таким образом экспортируется до 90% добытой в стране нефти.
Президент ТОКАЕВ поручил правительству и "КазМунайГазу" создать мощности по прокачке по Транскаспийскому маршруту не менее 20 млн тонн нефти в год. Об этом стало известно в ходе прошедшей в Алматы конференции, организованной агентством Argus. При том, что в 2022 году через Россию было экспортировано 60,4 млн тонн нефти из общего объема экспорта в 64,3 млн тонн.
На самом деле ТМТМ – это не что иное, как "замороженный" проект "Казахстанской каспийской системы транспортировки" (ККСТ). Он был разработан в начале 2000-х годов под ожидаемую "большую нефть" Кашагана. В 2008 году в Баку главы национальных нефтегазовых компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – даже подписали соглашение о совместной реализации ККСТ. Предполагалось, что система будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов вспомогательного флота, а также из нефтеналивных приемных терминалов на азербайджанском побережье Каспия и соединительных трубопроводов до системы "Баку-Тбилиси-Джейхан".
Однако акционеры Кашаганского консорциума в итоге приняли решение экспортировать добываемую нефть через трубопровод "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). После реализации проекта расширения КТК он стал способен принять не только тенгизскую, но и кашаганскую нефть, тариф на прокачку полностью устраивал акционеров Кашагана, а строительство новой системы транспортировки требовало от них новых инвестиций. К тому же реальные объемы добычи на Кашагане оказались далекими от планируемых. И проект ККСТ был отложен на дальнюю полку.
В прошлом году, когда после начала военных действий в Украине, отгрузка казахстанской нефти в КТК по разным причинам ограничивалась или останавливалась трижды в течение полугода (виноваты были то погода , то неполадки, то всплывающие мины времен Второй мировой войны), президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и КМГ "проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского маршрута, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта".
Практически сразу после этого КМГ и SOCAR заключили пятилетнее соглашение о транзите нефти по нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" с ежегодным объемом 1,5 млн тонн. Сдерживающим фактором в развитии этого маршрута, помимо более высоких, по сравнению с КТК, тарифов на прокачку, является отсутствие достаточного количества танкеров у Казахстана, а также необходимостью модернизации отгрузочного терминала в Актау и приемного в Сангачлы с азербайджанской стороны, мощность которого в настоящее время ограничена 1,5 млн тонн. 22 июня в Баку председатель правления "КазМунайГаза" Магзум МИРЗАГАЛИЕВ и президент SOCAR Ровшан НАДЖАФ подписали Меморандум о стратегическом сотрудничестве по транзиту казахстанской нефти через территорию Азербайджана. Документ определяет общие условия и принципы взаимовыгодного сотрудничества с целью увеличения необходимых мощностей для транзита казахстанской нефти по трубопроводу БТД.
Вторым шагом станет реанимация проекта ККСТ под новым именем. Как заявил на конференции Argus директор департамента транспортировки и логистики "КазМунайГаза" Марат ОРМАНОВ, в рамках создания ТМТМ необходимо строительство трубопровода "Ескене - Курык", нового нефтяного терминала в портах Актау, Курык, специализированных трекеров, нефтеперевалочного терминала в Баку. "Реализация проекта возможна только в случае наличия гарантированных объемов от международных нефтяных компаний", – подчеркнул Орманов. Значит, будет или не будет выполнено поручение главы государства – последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом".
Фото: rail-news.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!