Президент Казахстана поручил экспортировать до 20 млн тонн нефти в обход России

3817 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 26 Июн 2023, 13:30

Последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом"

При правительстве Казахстана создана рабочая группа (Task force) по реализации поручения главы государства о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот маршрут будет полностью независим от транзита по территории России – сегодня таким образом экспортируется до 90% добытой в стране нефти.

Читайте также
43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

Президент ТОКАЕВ поручил правительству и "КазМунайГазу" создать мощности по прокачке по Транскаспийскому маршруту не менее 20 млн тонн нефти в год. Об этом стало известно в ходе прошедшей в Алматы конференции, организованной агентством Argus. При том, что в 2022 году через Россию было экспортировано 60,4 млн тонн нефти из общего объема экспорта в 64,3 млн тонн.

На самом деле ТМТМ – это не что иное, как "замороженный" проект "Казахстанской каспийской системы транспортировки" (ККСТ). Он был разработан в начале 2000-х годов под ожидаемую "большую нефть" Кашагана. В 2008 году в Баку главы национальных нефтегазовых компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – даже подписали соглашение о совместной реализации ККСТ. Предполагалось, что система будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов вспомогательного флота, а также из нефтеналивных приемных терминалов на азербайджанском побережье Каспия и соединительных трубопроводов до системы "Баку-Тбилиси-Джейхан".

Однако акционеры Кашаганского консорциума в итоге приняли решение экспортировать добываемую нефть через трубопровод "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). После реализации проекта расширения КТК он стал способен принять не только тенгизскую, но и кашаганскую нефть, тариф на прокачку полностью устраивал акционеров Кашагана, а строительство новой системы транспортировки требовало от них новых инвестиций. К тому же реальные объемы добычи на Кашагане оказались далекими от планируемых. И проект ККСТ был отложен на дальнюю полку.

Читайте также
Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

В прошлом году, когда после начала военных действий в Украине, отгрузка казахстанской нефти в КТК по разным причинам ограничивалась или останавливалась трижды в течение полугода (виноваты были то погода , то неполадки, то всплывающие мины времен Второй мировой войны), президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и КМГ "проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского маршрута, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта".

Практически сразу после этого КМГ и SOCAR заключили пятилетнее соглашение о транзите нефти по нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" с ежегодным объемом 1,5 млн тонн. Сдерживающим фактором в развитии этого маршрута, помимо более высоких, по сравнению с КТК, тарифов на прокачку, является отсутствие достаточного количества танкеров у Казахстана, а также необходимостью модернизации отгрузочного терминала в Актау и приемного в Сангачлы с азербайджанской стороны, мощность которого в настоящее время ограничена 1,5 млн тонн. 22 июня в Баку председатель правления "КазМунайГаза" Магзум МИРЗАГАЛИЕВ и президент SOCAR Ровшан НАДЖАФ подписали Меморандум о стратегическом сотрудничестве по транзиту казахстанской нефти через территорию Азербайджана. Документ определяет общие условия и принципы взаимовыгодного сотрудничества с целью увеличения необходимых мощностей для транзита казахстанской нефти по трубопроводу БТД.

Вторым шагом станет реанимация проекта ККСТ под новым именем. Как заявил на конференции Argus директор департамента транспортировки и логистики "КазМунайГаза" Марат ОРМАНОВ, в рамках создания ТМТМ необходимо строительство трубопровода "Ескене - Курык", нового нефтяного терминала в портах Актау, Курык, специализированных трекеров, нефтеперевалочного терминала в Баку. "Реализация проекта возможна только в случае наличия гарантированных объемов от международных нефтяных компаний", – подчеркнул Орманов. Значит, будет или не будет выполнено поручение главы государства – последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом".

Фото: rail-news.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером