Президент Казахстана поручил экспортировать до 20 млн тонн нефти в обход России

3728 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 26 Июн 2023, 13:30

Последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом"

При правительстве Казахстана создана рабочая группа (Task force) по реализации поручения главы государства о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот маршрут будет полностью независим от транзита по территории России – сегодня таким образом экспортируется до 90% добытой в стране нефти.

Читайте также
43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

Президент ТОКАЕВ поручил правительству и "КазМунайГазу" создать мощности по прокачке по Транскаспийскому маршруту не менее 20 млн тонн нефти в год. Об этом стало известно в ходе прошедшей в Алматы конференции, организованной агентством Argus. При том, что в 2022 году через Россию было экспортировано 60,4 млн тонн нефти из общего объема экспорта в 64,3 млн тонн.

На самом деле ТМТМ – это не что иное, как "замороженный" проект "Казахстанской каспийской системы транспортировки" (ККСТ). Он был разработан в начале 2000-х годов под ожидаемую "большую нефть" Кашагана. В 2008 году в Баку главы национальных нефтегазовых компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – даже подписали соглашение о совместной реализации ККСТ. Предполагалось, что система будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов вспомогательного флота, а также из нефтеналивных приемных терминалов на азербайджанском побережье Каспия и соединительных трубопроводов до системы "Баку-Тбилиси-Джейхан".

Однако акционеры Кашаганского консорциума в итоге приняли решение экспортировать добываемую нефть через трубопровод "Тенгиз-Новороссийск" Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). После реализации проекта расширения КТК он стал способен принять не только тенгизскую, но и кашаганскую нефть, тариф на прокачку полностью устраивал акционеров Кашагана, а строительство новой системы транспортировки требовало от них новых инвестиций. К тому же реальные объемы добычи на Кашагане оказались далекими от планируемых. И проект ККСТ был отложен на дальнюю полку.

Читайте также
Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

В прошлом году, когда после начала военных действий в Украине, отгрузка казахстанской нефти в КТК по разным причинам ограничивалась или останавливалась трижды в течение полугода (виноваты были то погода , то неполадки, то всплывающие мины времен Второй мировой войны), президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и КМГ "проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского маршрута, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта".

Практически сразу после этого КМГ и SOCAR заключили пятилетнее соглашение о транзите нефти по нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" с ежегодным объемом 1,5 млн тонн. Сдерживающим фактором в развитии этого маршрута, помимо более высоких, по сравнению с КТК, тарифов на прокачку, является отсутствие достаточного количества танкеров у Казахстана, а также необходимостью модернизации отгрузочного терминала в Актау и приемного в Сангачлы с азербайджанской стороны, мощность которого в настоящее время ограничена 1,5 млн тонн. 22 июня в Баку председатель правления "КазМунайГаза" Магзум МИРЗАГАЛИЕВ и президент SOCAR Ровшан НАДЖАФ подписали Меморандум о стратегическом сотрудничестве по транзиту казахстанской нефти через территорию Азербайджана. Документ определяет общие условия и принципы взаимовыгодного сотрудничества с целью увеличения необходимых мощностей для транзита казахстанской нефти по трубопроводу БТД.

Вторым шагом станет реанимация проекта ККСТ под новым именем. Как заявил на конференции Argus директор департамента транспортировки и логистики "КазМунайГаза" Марат ОРМАНОВ, в рамках создания ТМТМ необходимо строительство трубопровода "Ескене - Курык", нового нефтяного терминала в портах Актау, Курык, специализированных трекеров, нефтеперевалочного терминала в Баку. "Реализация проекта возможна только в случае наличия гарантированных объемов от международных нефтяных компаний", – подчеркнул Орманов. Значит, будет или не будет выполнено поручение главы государства – последнее слово за Кашаганским консорциумом и "Тенгизшевройлом".

Фото: rail-news.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента