Как "благие намерения" МНЭ РК могут привести к обратным результатам
"Я за сокращение налогов, при любых обстоятельствам и под любым предлогом и по любой причине, всегда, когда это возможно".
"Инфляция - это налог, не требующий законодательства".
Милтон Фридман
***
Министр национальной экономики РК Куандык БИШИМБАЕВ заявил, что его министерство планирует принять ряд мер для того, чтобы процентные ставки находились в пределах однозначной цифры, а не на уровне в 16-17%, как сейчас.
Для этого, по словам министра, государство должно снизить свое участие в экономике, не участвовать в бизнесе вместо частного капитала, работать над снижением банковских ставок и оздоровлением финансовой системы, а также принять меры по снижению доли государства в экономике.
Конечно, следует приветствовать такие меры. Но при этом необходимо предостеречь МНЭ и Нацбанк РК от действий, противоречащих декларируемым благим намерениям. Недостаточно снижать участие государства в экономике, нужно прекратить его вмешательство в ценообразование, чтобы направить экономические процессы в "нужное русло", если это противоречит рыночным реалиям.
Правильная стратегия - это правильная экономическая теория
Правильная стратегия развития, над которой работает МНЭ, должна состоять в стимулировании сбережений и производства. Кредит и его ставка не зависят от чьих-то благих намерений и желаний. Чтобы иметь низкую стоимость фондирования, экономика должна быть насыщена капиталом, средствами производства, постоянно генерирующими высокие доходы.
Если МНЭ РК будет руководствоваться монетарными и кейнсианскими теориями, то его политика приведет не к развитию, а стагнации. Монетаристы ставят во главу угла деньги. Они полагают, что предложением денег можно управлять вместо рынка, стимулируя агрегированный спрос и сумму инвестиций и расходы, накачивая экономику дешевой эмиссией. Они верят, что могут создавать кредит, деньги, стимулировать спрос и предложение из виртуальной ликвидности, созданной из "пустоты", без создания полезных для общества ресурсов и товаров.
Последователи КЕЙНСА рассуждают о том, как они создадут стимулы, перераспределят по своему "хотению" производственный капитал и ресурсы общества, увеличивая расходы бюджета, налоги и занимая в долг у частного сектора. Но без понимания того, как создается стоимость, без производства полезных товаров, прибыли и сбережения государство просто потратит деньги, как выгодно ему, а не налогоплательщикам, заставив их платить за чужие долги и убытки.
Эти экономисты забывают, что драйвером экономики является капитал и производство товаров, в соответствии с взглядами классических экономистов и представителей "австрийской школы экономики". Капитал и стоимость товаров со стороны рыночных субъектов позволяют эффективно размещать ресурсы, а не инфляция или налоги. Экономика управляется представлениями о стоимости всех рыночных субъектов, а не директивами, планами и стратегиями, идущими в разрез с истинными целями потребителя.
Что такое кредит и от чего зависит его ставка?
Согласно Фридриху ХАЙЕКУ, ставка отвечает и производительности, и удаленности стадии производства от завершения и реализации ее конечной продукции. Ставка кредита зависит от его длины, от производительности капитала и предложения сбережений. Таким образом, недостаточно снизить ставку кредитования, если производительность экономики не выросла. Это просто приведёт к росту плохих долгов, а значит, ухудшению положения банков. Искусственно устанавливая ставку, центробанки вмешиваются в рыночное ценообразование и нарушают координацию всех стадий производства и потребления, что является причиной накопления дисбалансов и плохих долгов.
МНЭ РК обещает не вмешиваться в экономику. Но искусственно заниженная ставка - это та же субсидия. С ее помощью заемщик создает и занимает больше денег, которые были созданы без производства товарных, производственных и материальных ресурсов и перекупает их по более высокой цене. Другие производители, напротив, сталкиваются с нехваткой ресурсов и не могут увеличить производство.
Для покупки импортного оборудования им придется купить на кредиты валюту, что вызовет рост ее курса. Чтобы окупить долги, им требуется больше прибыли, чем они могут сгенерировать, потому что ставка кредита не отражала истинной производительности экономики. Заемщикам затем потребуется больше времени, чтобы окупить кредиты, в то время как их доход не только не увеличился, но и оказывается не гарантированным. В результате, если вы даёте заемщику кредит по стоимости ниже его производительности, то он окажется проблемным. Тогда вы должны как-то компенсировать банку ту часть долга, которую заёмщик не вернёт.
Должно ли государство менять правила игры, "помогая" производителю?
Так происходит всюду, где государство пытается заменить "невидимую руку" рынка своими директивами. "Благими намерениями выстлана дорога в ад". Именно руководствуясь ими, государство оправдывает рост своих полномочий, чтобы помогать "специальным интересам". Однако мы должны вспомнить одну старую истину, которую давно описали критики социализма: когда государство субсидирует какое-либо производство, то оно затем будет вынуждено субсидировать и дистрибуцию конечного товара, так что в итоге будет вынуждено все больше принимать участие в управлении предприятием и становиться его собственником.
Например, государство поддерживает производителя, потому что у него нет капитала. Именно так БРК РК сначала предоставило значительные кредиты, а затем заключило "притворную сделку" по входу в собственный капитал одного казахстанского "автосборочного" производителя, который не смог расплатиться с выданным ему кредитом.
Почему такое предприятие не будет рентабельным? Потому что страна никогда не специализировалась на этом производстве, у нее не было и нет предшествующих автопроизводству сопутствующих производств, которые бы создали необходимый капитал, материально-техническую базу и сбережения. Одним словом, в нашей экономике форсированно насаждали те производства, где не сложились те кластеры и стадии производства, как их определял Майкл ПОРТЕР.
Неудивительно, что такой "форсированный продукт" не находит спроса. Тогда вы вынуждены кредитовать потребителя, чтобы он купил машину, а затем банк, чтобы он не лопнул, потому что заёмщики не могут расплатиться с кредитом. В конце концов оказывается, что налогоплательщик дает работу чиновникам, банкирам и привилегированным производителям, сумевшим получить субсидии, расплачивается за все их долги и убытки, получает тот товар, который ему не нужен, слишком дорог и не качественен.
В чем смысл таких кредитов, преференций, введения защитных мер, если они ведут только к росту налогов на работающих и инфляции, а их доходы и сбережения распределяются в пользу привилегированных реципиентов государственной помощи?
Больше рынка и производства, меньше налогов и инфляции
Ставка кредита - это его временнАя стоимость, зависящая от производительности капитала и пользы, как ее понимают субъекты рынка, а кредит - это возможность обменять текущий товар на товар в будущем.
Производство или предложение - это обратная сторона спроса, в согласии с законом рынка СЕЯ, последователя Адама СМИТА, известного ещё с 18 века. Благодаря росту производства товаров, доходов и сбережений создается и капитал с инвестиции.
Как предприятие может получить доходы и прибыль?
Для этого надо создать продукцию, представляющую такую стоимость в глазах потребителя, которая выше стоимости его денег. Такая продукция и услуги, которые помогут потребителю лучше работать, улучшить качество своей жизни, больше сберечь, получая больше стоимости за свои деньги.
Производители специализируются на производстве тех товаров и услуг, которые создают лучше всего. Чтобы создать основы для устойчивого роста, правильная стратегия должна обеспечить свободу частной инициативе инвестировать средства в те кластеры, где экономика имеет лучшие природно-географические и рыночные условия, в соответствии с моделью "Даймонд Портера", и где у нее больше шансов создать стоимость и увеличить товарное производство. Ради этого они должны разделять труд, чтобы увеличить объем производства и снизить цены. Чем ниже цены, тем больше благ создает общество, тем выше занятость, производительность и сбережения. Увеличение производства для удовлетворения запросов рынка позволяет создавать и поддерживать капитал.
Источник капитала - сбережения
Капитал невозможно напечатать на бумаге или эмитировать в виде цифровых безналичных виртуальных денег, "набирая 0 и 1" на компьютерах. Капитал создается рынком, благодаря инвестициям прибыли и сбережений, в виде дохода, оставшегося после вычета расходов. Поэтому, общество исторически всегда выбирало деньги, имеющие товарную и физическую форму, в виде драгоценных металлов, добыча которых сама требует создания и обмена множества других промежуточных товаров и услуг. Такая форма денег позволяет не только рыночно формировать денежное предложение, но объективно проводить экономический расчет, формировать денежные ставки и кредит в зависимости от товарного предложения.
Именно поэтому, средства ЕНПФ и Нацфонда должны создаваться и сберегаться в виде драгоценных металлов, созданных путем производства товаров и стоимости, а не транжириться на бесполезные "политически мотивированные" госинвестиции вроде постройки ТРЦ. Каковы будут перспективы возврата средств сберегателей, если государство тратит их таким образом?
Резюме
Чтобы снизить ставку кредита и стимулировать спрос, не нужно создавать инфляцию, субсидии и ликвидность из "воздуха".
Если министр экономики действительно желает отказаться от вмешательства в рыночное ценообразование, то это означает предоставление реальной возможности потребителям и предпринимателям самим добиваться наилучшего удовлетворения своих запросов. Если государство будет стимулировать, а не транжирить сбережения, то мы сможем создать устойчивую кредитно-финансовую систему.
Фото: blogqpot.com.