Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Увлекательнее поисков заветной могилы только поиски Атлантиды. Потому что, в отличие от Чингисхана, который жил и умер, про Атлантиду даже и этого нельзя сказать определённо. Но Казахстан, как известно, не имеет выхода к Мировому океану, а потому Атлантида для нас не столь злободневна.
Другое дело?
А вот Чингисхан – совсем другое дело. Ведь здесь, у нас, где многие ведут от него свою семейную родословную, память о нём особенно живая и непосредственная. Потому-то и отыскать заветную могилу предка именно на своей территории (желательно поближе к дому) многие казахстанцы считают делом чести.
Но одно – желать, а другое – достичь. Вот от этого-то перманентного несовпадения желаний и свершений и возникают периодические и нервные "вбросы" в СМИ (рассчитанные, увы, в основном "на сетевого дурачка"). "Открытия", не выдерживающие критики, но подогревающие информационное пространство и питающие не только рейтинги, но и мечтания вдохновлённых романтиков.
А может ли могила Потрясателя действительно отыскаться на территории Казахстана? А – вдруг? Вот фурора-то было бы!
Поищем?
Где успокоился Хан-Океан
…Великий Хан-Океан, чья ошеломляющая жизнь начисто затёрла воспоминания об изначально незадачливой и многосложной жизни царевича Темучина (Тэмуджина), сына Есугэй-баатура из знатного рода Борджигинов, умер в августе 1227 года. Находясь в апофеозе славы. Важно ведь не как жить – с чем умереть!
Сразу же после смерти Чингисхан как бы раздвоился для истории. В то время как охладевшее тело реального почившего иерарха бездыханно лежало в ханской юрте, его ментальный двойник, легендарный герой, обречённый на бессмертие, продолжал руководить успешным штурмом тангутской столицы Эцзин-ай (Идзин-ай).
"Чингиз-хану в этом году шел 73-й год, от года же его рождения было полных 72 года. Он умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьями отправки их назад, он заповедал [им], что когда с ним случится это событие [т.е. смерть], они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выждали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, [тогда] всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе… Согласно сему завещанию его смерть скрыли. Когда население Тангута вышло, [монголы] всех до одного предали мечу, [затем], взяв его [Чингизов] гроб, направились в путь".
Эта цитата из "Джамиат-таварих" - замечательного труда Рашид-ат-Дина, знаменитого персидского историка, жившего в том же веке, что и Чигнисхан.
Место, где оборвалась не очень долгая по меркам нынешних властителей жизнь Чингисхана, известно доподлинно. Развалины Хара-хото, обнаруженные именитым путешественником Петром КОЗЛОВЫМ во время его монголо-тибетской экспедиции 1907-1909 годов – остатки именно того тангутского Эцзин-ая, под стенами которого и скончался Чингисхан. Ныне – это китайская провинция Внутренняя Монголия.
Без свидетелей
Итак, последний путь великого монгола хотя и был начат с некоторым опозданием, был знаменателен сам по себе. Оставляя позади кровавый шлейф в прямом и переносном смысле.
Вот, что писал (вернее, диктовал сокамернику) прославленный Марко ПОЛО, сам он с Чингисханом не встречался, но был очевидцем куда более приближённым и к его эпохе, и к его наследникам, чем нынешние искатели могил:
"И вот ещё какая диковина: когда тела великих ханов несут (…), всякого, кого повстречают, дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечем провожатые при теле, да приговаривают: "Иди на тот свет служить нашему государю!" Они воистину верят, что убитый пойдёт на тот свет служить их государю. Когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают, на тот конец, чтобы были они у него на том свете. Когда умер Монгу-хан [Мункэ], так знайте, более двадцати тысяч человек, встреченных по дороге, где несли его тело хоронить, было побито".
"Они убивали каждое живое существо, которое видели, чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам", - уточняет Рашид-ат-Дин, несколько смещая акценты в более практичную плоскость.
В любом случае, если верить классикам, число свидетелей, присутствовавших на церемонии прощания, было невелико. Свидетелей, которые знали что-то доподлинно и могли чего-нибудь поведать наверняка. Потому что при таком положении дел вряд ли вообще-то было много желающих засветиться на траурном мероприятии.
А как, собственно, монголы хоронили своих усопших в те времена, когда ещё не восприняли тибетского буддизма с его погребальной простотой? Вот что отмечает в своей "Истории Монгалов" ещё один важный "наблюдатель" – францисканский монах Плано КАРПИНИ, отправленный папой Иннокентием IV с буллой к монгольскому хану в 1245 году:
"Возле погребения усопшего они оставляют всегда один его дом, если он из знатных лиц, то есть из рода Чингиса, который был их первым отцом и государем. Погребение того, кто умирает, остаётся неизвестным, и всегда около тех мест, где они погребают своих знатных лиц, имеется гостиница для охраняющих погребения".
Конкретно в случае прощания с Чингисханом не происходило чего-то экстраординарного. Рашид-ат-Дин сообщает:
"В месяц шун упомянутого года свиньи, соответствующего по началу четырнадцатому рамазану 624 г. х. [28 августа 1227 г. н.э.], гроб с его [Чингиз-хана] телом доставили в его орды и открыто объявили о его кончине. В четырех его главных ордах совершили оплакивание, и его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника [курук-и бузург] – "Всякая вещь погибает, кроме его естества, у него повеление и к нему вы вернетесь!".
Где росла Божественная Ива?
Таким образом, можно сделать несколько предварительных выводов. Во-первых – свидетелей похорон старались не оставлять. Во-вторых, место похорон старались держать втайне. В-третьих, священная территория обширного некрополя какое-то время тщательно охранялась от посещений какой-то реальной стражей.
А далее… Далее начинаются ошеломляющие воображение легенды. О том, что по свежей могиле, дабы навсегда сокрыть её следы, прогнали табун в 20 000 лошадей. Или про то, как специально на время отвели воды реки, для того, чтобы упрятать мавзолей в осушенном русле и закрыть его не только землёй, но и вновь пущенной водой. А ещё рассказывают, что спустя несколько лет всё настолько заросло, что даже стражники, охранявшие некрополь, не могли указать точное место могилы. Стражники эти, кстати, не были горсткой оборванцев, а представляли собой тысячу вооружённых урянхайцев, освобождённых от всех прочих повинностей.
Таким образом, самый интригующий вопрос – а где она располагалась, та заповедная страна мёртвых, место последнего пристанища Чингисхана, его предков и ближайших потомков?
"Всех великих государей, потомков Чингис-хана, знайте, хоронят в большой горе Алтай; и где бы не помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить". Это сообщение Марко Поло лишь на первый взгляд даёт какую-то наводку для поисков. Если речь об Алтайских горах, то они занимают весьма обширную часть региона. Если о какой-то конкретной "горе Алтай", то тут всё ещё более туманно.
По мнению известного историка и востоковеда Василия БАРТОЛЬДА, "Чингис-хан умер естественной смертью во время похода на Тангут в 1227 г. Тело его было перевезено в Монголию и похоронено на горе Бурхан-халдун".
Бурхан-халдун? В том-то и дело, что Бурхан-халдун! "Божественная ива". Объект отнюдь не реальной географии. Мифическая земля, связанная с родовыми преданиями рода Чингисхана и расположенная вдалеке от Алтая.
"Убедительна попытка некоторых исследователей идентифицировать Бурхан-халдун с горным хребтом Хэнтэй…", - заверяет лучший в своём роде труд - энциклопедия "Мифы народов мира". Горный хребет Хэнтэй на севере современной Монголии по площади, может быть, и менее Алтая, но тянется на добрые 250 километров, достигая высот почти в 3000 метров.
И странно было бы, если бы великого завоевателя, занимавшегося планомерным строительством своего государства до масштабов мировой империи, похоронили невесть где. Это ведь был не какой-то утончённый Александр Македонский с его идеями античного глобализма и культуртрегерского мессианства.
Однако никакая логика и авторитеты здесь не работают. И не мешают (и не будут мешать!) азартным поискам гробницы Чингисхана на огромной территории, оказавшейся "под монголами" к моменту его смерти. В том числе и в Казахстане, куда никак уж не могло попасть тело усопшего под стенами тангутской столицы. (Ну, разве что, в ходе мирового посмертного турне для сбора достойного эскорта на том свете).
И немногие сведущие знают, что могила давно найдена!
Кочевая могила
… В 1884 году экспедиция Григория ПОТАНИНА прошла Монголию и пересекала степи Ордоса на северной окраине Китая. Вот здесь-то, недалеко от озера Чаган-нор, знаменитый исследователь Глубинной Азии и обнаружил своеобразный мавзолей Чингисхана. Причём никто не собирался скрывать от чужеземцев место упокоения великого праха – напротив, мавзолей был весьма раскрученной достопримечательностью и святыней, получавшей немалую выгоду от поклонников.
Вот как описывает это сам Г. П.:
"Верстах в 10 к ю. от озера Чанган-нор находится святыня целого Ордоса, так называемый Ихи-Еджен-хоро, т. е. юрта с остатками Чингис-хана. Хоро - значит "ставка", резиденция; Еджен - титул, который придаётся Чингис-хану; ихи – большой… Ихи-Еджен-хоро находится на восточном берегу реки Джамхак, которая течёт на север, в Улан-мурен… Между барханами мы увидели две группы юрт – одна вправо, другая влево. Вправо юрты были закоптелые, очевидно жилые; влево всего две юрты с чистыми не закоптелыми верхами. Эти последние и были хранилищем останков знаменитого хана, а жилые юрты принадлежали тархатам; под этим последним именем известно немногочисленное сословие, обязанное охранять ордосскую святыню".
Потанин осмотрел "могилу" не только снаружи (и даже сделал фото - оно приводится), но и зашёл внутрь Ихи-Еджен-хоро. А вернее – заглянул внутрь.
"Так как внутренность юрты освещалась только из той, отворённой двери, перед которой мы сидели, то разглядеть, что в юрте находится, было очень трудно… Всё, что я разглядел, заключается в следующем. Под сводом юрты находится четырёхугольное деревянное здание; в дверь видна внутренность комнаты, ограниченной четырьмя остальными деревянными стенами, у задней, т е. северной стены, виден стол, на котором стояло пять медных вазочек, в них горело масло. Сзади каждой вазочки стоял жестяной щиток, узоры которого трудно было разглядеть. Над светильниками на стене привешено зеркало. Тут, вероятно, дверь, ведущая в северную юрту, но она заставлена столом. Что содержится в задней, северной юрте, ни увидеть, ни услышать рассказа о том от тархатских старшин мне не удалось".
Известно, что тархаты (дархаты), подобно ишанам священных мазаров, не ограничивались сбором с паломников. Они регулярно брали с собой "меч и знамя Чингисхана" и ехали по окрестному кочевью – требовать дани. Бизнес на прахе, будь то великий хан или какой-нибудь король поп-музыки – у хомосапиенсов всегда слыл делом, не требующим больших вложений, но весьма-весьма прибыльным.
Что хранилось в темноте второй юрты – осталось тайной. Может быть – всё дело в зеркале? Несмотря на то, что про "кочевую гробницу" Великого Хана знали многие, это вовсе не уменьшило числа искателей его настоящей могилы.
Ну, а где ныне сама Ихи-Еджен-хоро? Это – вопрос. Возможно, дархаты просто собрали свои юрты и… кочуют до сих пор где-то в дебрях Глубинной Азии. Вместе с прахом Ихи-Еджена.
А ещё рассказывают, что один из тибетских панчен-лам запер однажды "гроб с костями Чингисхана" на ключ и увёз этот ключ в монастырь Ташилунпо. Таким образом якобы духовный иерарх буддистов попытался порвать цепь кровавых жертв, которые продолжали приноситься грозному духу Потрясателя. Кстати, сам этот дух, подобно многим другим, оказался "укрощённым" буддийскими священниками и стал одним из хранителей веры – идамом ламаизма.
Будем искать? Непременно!
Смерть Чингисхана стала волнующей загадкой истории во многом в силу его мемориальной репликации. От личности конкретного властителя к моменту его смерти уже отделились многочисленные мифологические клоны. Зажившие своими жизнями. Очень много точек в Азии начали спорить за почётное звание места упокоения Потрясателя.
Всё это живо напоминает легенды о других "символических личностях" мировой истории. Про царя Соломона, могилы которого разбросаны по половине Азии. Или мусульманские предания об Али, "льве Аллаха", победителе дэвов, джинов и драконов. Согласно им, траурный верблюд с телом святого разделился на семь верблюдов с семью телами, которые и разошлись в разные стороны. Так что мазары зятя Пророка также разбросаны ныне по всему Востоку от Неджеда до Шахимардана.
Но мы-то (материалисты?) понимаем, что у человека, пусть даже и обожествлённого потомками, может быть только одна реальная могила. Если только тело его не было сожжено и пепел не развеяли по просторам родины ("трупосожжение" – второй распространённый способ традиционного прощания с дорогими остатками, наряду с "трупоположением"), что вряд ли применимо к монгольским традициям времён Чингисхана. А у каждого погребённого должна быть своя могила.
Вот потому поиски утерянной (или сокрытой) могилы Потрясателя Вселенной долго ещё будут будоражить воображение и не давать спать археологам и историкам, искателям сокровищ и сокровенных знаний, эзотерикам и колдунам, патриотам и кинематографистами.
Так что – будем искать!
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!