Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Григорий ПОТАНИН наряду с ПРЖЕВАЛЬСКИМ и ПЕВЦОВЫМ входит в триаду наиболее значительных русских исследователей Центральной Азии. Но для нас, казахстанцев, его личность особенно интересна. И не только потому, что он принимал участие в основании Верного.
Потомственный казак
Потанины – сибирские казаки. Дед путешественника, Илья Андреевич, дослужился до сотника. Отец, Николай Ильич Потанин, учился в войсковом училище в Омске и в 1892 году возглавлял конвой, сопровождавший возвращавшееся из Санкт-Петербурга кокандское посольство. Свой маршрут через Великую Степь и Среднюю Азию он описал в "Записках о Кокандском ханстве хорунжего Н. И. Потанина", напечатанных в "Военном журнале" (№№ 4,5: 1831 г.).
Позже Николай Ильич ещё несколько раз побывал в походах в "Киргизскую степь", занимаясь не только описанием, но и топографической съёмкой. Дослужился до хорунжего, но позже был осуждён, сидел в тюрьме и был разжалован в рядовые казаки (слишком решительно вступился за подчинённого).
Эти качества – любовь к путешествиям и жажда справедливости – были унаследованы от отца сыном. Сам Григорий Потанин позже вспоминал:
"Мой отец совершил до семи маршрутов, один раз он доходил до Ташкента и Кокана… У меня в руках очутились его записные книжки, которые он дополнял интересными рассказами".
Наш великий земляк
В 1834 Николая Ильича назначили начальником Баянаульского округа. И в том же году он женился на дочке артиллерийского капитана Варваре Филипповне ТРУНИНОЙ.
Григорий Николаевич родился в Ямышево, близ Павлодара, 22 сентября 1835 года. Детство его проходило в станицах Пресновской (на Горькой линии) и Семиярской. Таким образом, он с полным правом может считаться уроженцем Казахстана.
В 1846 году Григорий Потанин поступает в Сибирский кадетский корпус (преобразованное Казачье училище) в Омске - самое, быть может, значительное военное учебное заведение "за Уралом". Во всяком случае, за то, что училище давало очень достойное и всестороннее образование, свидетельствует тот факт, что в одни годы вместе с Потаниным учился и ВАЛИХАНОВ.
Дружба Чокана Валиханова и Григория Потанина до сих пор является примером символических отношений двух народов. О настроениях, сопровождавших обучение, у самого Потанина можно найти следующие строки:
"Омск, где находился кадетский корпус, в котором я учился, стоит в преддверии в Киргизскую степь, тогда ещё мало исследованную. Наш инспектор класса, ЖДАН-ПУШКИН, говорил, что нам придётся служить в Киргизской степи, что мы можем попасть в местности, где ещё не бывала нога европейца и, описав их, можем внести вклад в науку."
Нужно сказать, что курс географии Киргизской степи преподавался кадетам особенно полно.
Служба в Степи
После выпуска из училища в 1852 году Потанин "выбрал" 8 полк Сибирского Казачьего войска, штаб-квартира которого находилась в Семипалатинске.
"В Семипалатинске я прожил только зиму, а весной меня уже назначили в поход. Две казачьи сотни были отправлены из Семипалатинска в Киргизскую степь, в Копал, в селение, основанное у подножия Джунгарского Алатау. Отсюда они с присоединением роты солдат должны были двинуться дальше на юг, за реку Или, чтобы при подошве Тянь-Шаня положить основание новому русскому поселению, нынешнему Верному. Я был назначен в состав этого отряда. Я провёл в Заилийском крае полтора года."
Тут, быть может, память немного изменяет Григорию Николаевичу (воспоминания относятся уже к 1913 году). Прибыв в Заилийский край в 1853 году, в конце этого года он (если верить самому главному биографу - акад. В. А. ОБРУЧЕВУ, участнику последней крупной экспедиции Григория Николаевича) отправляется с оказией в Кульджу и обратно уже не возвращается. Во всяком случае, каких-то данных о начале строительства Верного (будущего Алма-Аты, Алматы), а это уже 1854 год, от самого Потанина не поступало. (Об этом, напомню, я рассказывал ранее, здесь повторяю вкратце).
Начало новой жизни
Весной 1859 года Потанин выходит в отставку и начинает новую, гражданскую жизнь. Вместе с караваном сибирского золота он (как не вспомнить великого ЛОМОНОСОВА!) отправляется из Барнаула в Санкт-Петербург - поступать в университет. И поступает вольнослушателем на физико-математический факультет не без помощи оказывавшего ему покровительство П. П. СЕМЁНОВА (будущего ТЯН-ШАНСКОГО). Благодаря ему же в 1862 году Потанин определяется в экспедицию астронома Карла СТРУВЕ, образованную "для работы по определению широты и долготы различных пунктов в пограничной с Китаем местности между Алтаем и Джунгарским Алатау".
Весной 1863 года Струве и Потанин прибывают в Кокпекты и начинают свой маршрут. Зайсан, Чёрный Иртыш, Маркоколь, Калбинский хребет, Алтай, Тарбагатай.
"Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года Карла Струве и Григория Потанина" выходит в свет в "Записках ИРГО" в 1867 году. Там же печатается и "Зимняя поездка на озеро Зайсан (зимой 1863-1864 гг.) Григория Потанина" и "Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года…".
С этого путешествия, собственно, и начинается "великий путешественник Потанин".
Сосланный… из Сибири!
Правда, сам Григорий Николаевич к моменту выхода своих первых трудов пребывает уже в местах очень отдалённых. В 1865 году его вместе с другими "сибирскими сепаратистами" (в числе которых был ещё один знаменитый исследователь – Н. М. ЯДРИНЦЕВ) рассадили по камерам Омского острога. А после окончания следствия приговорили к 15 годам каторги (правда, вскоре смягчённым до пяти) и выслали… Из Сибири. Свеаборг, Архангельская и Олонецкая губернии – таков маршрут "пеницитарной экспедиции" Потанина.
Любопытно, что, находясь в заключении, Потанин собирал данные для книги "Русская община в тюрьме и в ссылке", опубликованной позже. Но ещё более характерно, что в Омске, ожидая приговора в одной камере с казахами (грабителями, убийцами и барымтачами), он с их помощью активно собирал и записывал фольклор степняков.
Страсть к песням и сказкам
Прекрасно владевший казахским языком Потанин с детства имел пристрастие к степным сказкам, песням, сказаниям, пословицам, обрядам. А потом, во многом, быть может, благодаря дружбе с Валихановым, стал записывать (а ещё позже и анализировать свои записи). Так что со временем его собрание казахского фольклора оказалось весьма значительным и значимым (как, впрочем, собрания устного народного творчества многих других народов Центральной Азии, с которыми ему довелось соприкасаться в экспедициях). Ценность его работ в том, что он, не замыкаясь в узких национальных рамках, рассматривал всё это достояние через призму тюркско-монгольской общности, опираясь на естественное единство всего человечества.
И хотя никаких специальных крупных трудов по поводу именно казахского наследия он не оставил, ни один (даже нынешний) профессиональный труд в этой области всё равно не обходится без ссылок на Потанина и цитат из Потанина. Наиболее ценный и значимый источник в этом отношении – "Прибавления" и комментарии к одному из самых фундаментальных трудов географической литературы XIX века – "Очеркам Северо-Западной Монголии", написанном Григорием Потаниным по результатам экспедиции 1876 – 1877 годов и выпущенном Императорским русским географическим обществом.