Поехала апашка на корове

3180 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 15 Июл 2016, 09:00

На недавнем фестивале Astana Art Fest художники Сауле Сулейменова, Алексей Шиндин и Зоя Фалькова собрали железную казахскую женщину. На корове

«Точка сборки» - так называется инсталляция, в которой Сауле СУЛЕЙМЕНОВА невольно повторила опыт своего безымянного средневекового коллеги: по легенде, влюбленный зодчий так выложил мозаику, что лишь пару минут в день и с определенной точки обзора она складывалась в портрет прекрасной девушки на лошади. Сауле гораздо добрее к своим зрителям - она нарисовала на асфальте астанинского бульвара Нуржол большую красную точку, «точку сборки»: встав на нее, в груде железяк на первый взгляд хаотично-абстрактной инсталляции можно четко увидеть... нет, не девушку на лошади. Апашку на корове.

Ту самую, с архивной фотографии столетней давности, которую сделал в наших степях польский путешественник и которую Сауле уже несколько лет использует в своих работах: живопись на фотографии, целлофан, и вот теперь – железяки, которые на самом деле трудно назвать металлом. Можно – металлоломом.

Тем более, они так и собирались: вместе со своим партнером по инсталляции художником Алексеем ШИНДИНЫМ Сауле обошла все алматинские свалки в поисках материала. Потом всё это счастье в течение месяца собиралось и «прикидывалось» на базе, а потом – прямо так, безо всякой упаковки и бережного отношения к будущему произведению искусства - было погружено в фуру и уехало в Астану. И уже там, согласно эскизам Сауле и расчетам еще одного ее соавтора – художницы и практикующего архитектора Зои ФАЛЬКОВОЙ – «апашка на корове», наконец, обрела свою окончательную форму и размеры: почти 5 метров на 20. 

По изначальной задумке авторов, сквозь прозрачность металлической конструкции должен был просматриваться «Байтерек» - настоящее сквозь призму прошлого... Не получилось. Площадка внесла свои коррективы и теперь сквозь инсталляцию виден торговый центр «Керуен» - а может, это апашка просто решила присоединиться на своей корове к каравану будущего? Таким образом появилась еще одна смысловая нагрузка, в придачу ко всем тем смыслам, которые уже вкладывала в эту работу Сауле - и теперь можно поговорить о них. «Мы предлагаем образ из архивных документов апашки на корове, - написала Сауле в аннотации к инсталляции, - как обобщенный символ нашей коллективной ментальности... Фигура женщины на корове, состоящая из семи разрозненных полуабстрактных кусков металла, разбросанных в пространстве, показывается зрителю только с одной точки, «точки сборки». Так же, как собирается и наша идентичность из разных составляющих». Добавлю: у каждого – своя (идентичность) и из своих разных (составляющих). Как у асфальтовых казахов – из советской русскоязычной школы, редких, но чудесных визитов в аул к той же апашке, Beatles и «Ассы». Как у оралманов – из детства в Монголии или Китае, из родного языка и культуры дома, и «когнитивного диссонанса», который ждал их на исторической родине. Как у наших родителей, кто родился в тридцатые-сороковые, пережил послевоенное детство, застой, перестройку... и со всем этим «бекграундом» добрался до независимости, чтобы жить. 

О родителях – это об отце Сауле, архитекторе, заслуженном деятеле искусств Казахстана Тимуре Сулейменове. Он родился в 40 километрах от Астаны – в АЛЖИРе, Акмолинском лагере жен изменников родины, куда была помещена его мать. Сауле считает, что не зря ее «Точка сборки» - «место концентрации силы, энергии человеческой личности» - останется именно здесь, в сакральном для нее месте. Все время в своем творчестве она ищет настоящую, нелакированную, нелживую, «несладенькую» идентичность. Посмотрите на ее домашнюю и брутальную, родную и «железную», как многие казахские женщины, апашку на корове - быть может, Сауле уже нашла ее – правду и идентичность? Причем не только для себя. Для многих…

Фото: Валерий Калиев и со страниц Astana Art Fest и Сауле Сулейменовой в Фейсбуке. 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента