На недавнем фестивале Astana Art Fest художники Сауле Сулейменова, Алексей Шиндин и Зоя Фалькова собрали железную казахскую женщину. На корове
«Точка сборки» - так называется инсталляция, в которой Сауле СУЛЕЙМЕНОВА невольно повторила опыт своего безымянного средневекового коллеги: по легенде, влюбленный зодчий так выложил мозаику, что лишь пару минут в день и с определенной точки обзора она складывалась в портрет прекрасной девушки на лошади. Сауле гораздо добрее к своим зрителям - она нарисовала на асфальте астанинского бульвара Нуржол большую красную точку, «точку сборки»: встав на нее, в груде железяк на первый взгляд хаотично-абстрактной инсталляции можно четко увидеть... нет, не девушку на лошади. Апашку на корове.
Ту самую, с архивной фотографии столетней давности, которую сделал в наших степях польский путешественник и которую Сауле уже несколько лет использует в своих работах: живопись на фотографии, целлофан, и вот теперь – железяки, которые на самом деле трудно назвать металлом. Можно – металлоломом.
Тем более, они так и собирались: вместе со своим партнером по инсталляции художником Алексеем ШИНДИНЫМ Сауле обошла все алматинские свалки в поисках материала. Потом всё это счастье в течение месяца собиралось и «прикидывалось» на базе, а потом – прямо так, безо всякой упаковки и бережного отношения к будущему произведению искусства - было погружено в фуру и уехало в Астану. И уже там, согласно эскизам Сауле и расчетам еще одного ее соавтора – художницы и практикующего архитектора Зои ФАЛЬКОВОЙ – «апашка на корове», наконец, обрела свою окончательную форму и размеры: почти 5 метров на 20.
По изначальной задумке авторов, сквозь прозрачность металлической конструкции должен был просматриваться «Байтерек» - настоящее сквозь призму прошлого... Не получилось. Площадка внесла свои коррективы и теперь сквозь инсталляцию виден торговый центр «Керуен» - а может, это апашка просто решила присоединиться на своей корове к каравану будущего? Таким образом появилась еще одна смысловая нагрузка, в придачу ко всем тем смыслам, которые уже вкладывала в эту работу Сауле - и теперь можно поговорить о них. «Мы предлагаем образ из архивных документов апашки на корове, - написала Сауле в аннотации к инсталляции, - как обобщенный символ нашей коллективной ментальности... Фигура женщины на корове, состоящая из семи разрозненных полуабстрактных кусков металла, разбросанных в пространстве, показывается зрителю только с одной точки, «точки сборки». Так же, как собирается и наша идентичность из разных составляющих». Добавлю: у каждого – своя (идентичность) и из своих разных (составляющих). Как у асфальтовых казахов – из советской русскоязычной школы, редких, но чудесных визитов в аул к той же апашке, Beatles и «Ассы». Как у оралманов – из детства в Монголии или Китае, из родного языка и культуры дома, и «когнитивного диссонанса», который ждал их на исторической родине. Как у наших родителей, кто родился в тридцатые-сороковые, пережил послевоенное детство, застой, перестройку... и со всем этим «бекграундом» добрался до независимости, чтобы жить.
О родителях – это об отце Сауле, архитекторе, заслуженном деятеле искусств Казахстана Тимуре Сулейменове. Он родился в 40 километрах от Астаны – в АЛЖИРе, Акмолинском лагере жен изменников родины, куда была помещена его мать. Сауле считает, что не зря ее «Точка сборки» - «место концентрации силы, энергии человеческой личности» - останется именно здесь, в сакральном для нее месте. Все время в своем творчестве она ищет настоящую, нелакированную, нелживую, «несладенькую» идентичность. Посмотрите на ее домашнюю и брутальную, родную и «железную», как многие казахские женщины, апашку на корове - быть может, Сауле уже нашла ее – правду и идентичность? Причем не только для себя. Для многих…
Фото: Валерий Калиев и со страниц Astana Art Fest и Сауле Сулейменовой в Фейсбуке.