Поехала апашка на корове

3202 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 15 Июл 2016, 09:00

На недавнем фестивале Astana Art Fest художники Сауле Сулейменова, Алексей Шиндин и Зоя Фалькова собрали железную казахскую женщину. На корове

«Точка сборки» - так называется инсталляция, в которой Сауле СУЛЕЙМЕНОВА невольно повторила опыт своего безымянного средневекового коллеги: по легенде, влюбленный зодчий так выложил мозаику, что лишь пару минут в день и с определенной точки обзора она складывалась в портрет прекрасной девушки на лошади. Сауле гораздо добрее к своим зрителям - она нарисовала на асфальте астанинского бульвара Нуржол большую красную точку, «точку сборки»: встав на нее, в груде железяк на первый взгляд хаотично-абстрактной инсталляции можно четко увидеть... нет, не девушку на лошади. Апашку на корове.

Ту самую, с архивной фотографии столетней давности, которую сделал в наших степях польский путешественник и которую Сауле уже несколько лет использует в своих работах: живопись на фотографии, целлофан, и вот теперь – железяки, которые на самом деле трудно назвать металлом. Можно – металлоломом.

Тем более, они так и собирались: вместе со своим партнером по инсталляции художником Алексеем ШИНДИНЫМ Сауле обошла все алматинские свалки в поисках материала. Потом всё это счастье в течение месяца собиралось и «прикидывалось» на базе, а потом – прямо так, безо всякой упаковки и бережного отношения к будущему произведению искусства - было погружено в фуру и уехало в Астану. И уже там, согласно эскизам Сауле и расчетам еще одного ее соавтора – художницы и практикующего архитектора Зои ФАЛЬКОВОЙ – «апашка на корове», наконец, обрела свою окончательную форму и размеры: почти 5 метров на 20. 

По изначальной задумке авторов, сквозь прозрачность металлической конструкции должен был просматриваться «Байтерек» - настоящее сквозь призму прошлого... Не получилось. Площадка внесла свои коррективы и теперь сквозь инсталляцию виден торговый центр «Керуен» - а может, это апашка просто решила присоединиться на своей корове к каравану будущего? Таким образом появилась еще одна смысловая нагрузка, в придачу ко всем тем смыслам, которые уже вкладывала в эту работу Сауле - и теперь можно поговорить о них. «Мы предлагаем образ из архивных документов апашки на корове, - написала Сауле в аннотации к инсталляции, - как обобщенный символ нашей коллективной ментальности... Фигура женщины на корове, состоящая из семи разрозненных полуабстрактных кусков металла, разбросанных в пространстве, показывается зрителю только с одной точки, «точки сборки». Так же, как собирается и наша идентичность из разных составляющих». Добавлю: у каждого – своя (идентичность) и из своих разных (составляющих). Как у асфальтовых казахов – из советской русскоязычной школы, редких, но чудесных визитов в аул к той же апашке, Beatles и «Ассы». Как у оралманов – из детства в Монголии или Китае, из родного языка и культуры дома, и «когнитивного диссонанса», который ждал их на исторической родине. Как у наших родителей, кто родился в тридцатые-сороковые, пережил послевоенное детство, застой, перестройку... и со всем этим «бекграундом» добрался до независимости, чтобы жить. 

О родителях – это об отце Сауле, архитекторе, заслуженном деятеле искусств Казахстана Тимуре Сулейменове. Он родился в 40 километрах от Астаны – в АЛЖИРе, Акмолинском лагере жен изменников родины, куда была помещена его мать. Сауле считает, что не зря ее «Точка сборки» - «место концентрации силы, энергии человеческой личности» - останется именно здесь, в сакральном для нее месте. Все время в своем творчестве она ищет настоящую, нелакированную, нелживую, «несладенькую» идентичность. Посмотрите на ее домашнюю и брутальную, родную и «железную», как многие казахские женщины, апашку на корове - быть может, Сауле уже нашла ее – правду и идентичность? Причем не только для себя. Для многих…

Фото: Валерий Калиев и со страниц Astana Art Fest и Сауле Сулейменовой в Фейсбуке. 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Попечительный «охотник на ведьм»?
Что скрывается за информатакой на министра просвещения?
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером