И почему власть решила, что на государственной службе скопились сливки общества?
На снимке: Евгений Жовтис.
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «А по-человечески не пробовали?»
Чего хочет левая нога
Где-то со второй половины 90-х, когда я начал пытаться анализировать решения властей, вводящие меня в ступор, мои рассуждения строятся приблизительно следующим образом, исходя из весьма скромной самооценки.
Первое. Я не обладаю достаточной информацией, которая аккумулируется и анализируется в компетентных госорганах и позволяет властям на её основе принимать такие решения. То есть они знают что-то такое, чего я не знаю, поэтому и не могу постичь обоснованность этих решений. Вот если бы у меня была такая же информация, я бы, конечно, всё понял и бурно рукоплескал мудрости властей предержащих.
Второе. Я не обладаю таким масштабным стратегическим мышлением на перспективу. То ли недостаёт образования, то ли «серое вещество» поизносилось с годами или изначально было недостаточно серым. А вот наши государственные мыслители всем этим обладают и поэтому, руководствуясь какими-то долгосрочными соображениями, принимают сейчас решения, которые мне непонятны, но с годами, если буду жив, я пойму всю их глубину и значимость.
Ну, и третье. Как бы это помягче сказать. Нет там никакой особой информации или стратегического мышления, а есть просто то, что левая нога захотела – и, при отсутствии эффективной системы сдержек/противовесов и хороших фильтров для отбраковывания неудачных идей, это хотение получает законодательное и практическое закрепление.
Иногда даже важно не то, что это уже получило воплощение в законе, а сам факт появления такой идеи.
Без опыта госслужбы или выборной должности – даже и не мечтайте
В марте этого года в пункт 2 статьи 41 Конституции РК были внесены изменения. Теперь президентом РК может быть избран не только гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.
Он теперь должен ещё иметь высшее образование, а также соответствовать ещё ряду требований, которые в Конституции не прописаны. Потому что последняя, внесённая в этот пункт в виде изменений, фраза гласит: «Конституционным законом могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам в Президенты Республики».
Я всегда думал, что такие важные положения, как требования к кандидату в президенты, должны быть закреплены непосредственно в Конституции, а не где-то ещё, чтобы их нельзя было относительно легко менять.
Но вот эту мою убеждённость наши депутаты поколебали, в смысле - просто ликвидировали.
«Ну, и какие это могут быть требования?» - задумался я. И тут правительство внесло в парламент, министр юстиции представил, а мажилис одобрил законопроект, устанавливающий требование, чтобы кандидат в президенты имел как минимум пятилетний опыт работы в государственной или выборной должности.
Причём была сделана ссылка на какой-то зарубежный опыт.
Вот и я решил, в рамках обсуждения этого эпохального предложения, примерить его, так сказать, к зарубежным реалиям.
Разночинцы на престоле
Сначала на ум пришел бывший президент Польши, нобелевский лауреат Лех ВАЛЕНСА. У него не то что с государственной службой - даже с образованием не задалось.
Выходцу из многодетной семьи университет оказался не по карману, и поэтому он ограничился техникумом и работой электриком на судоверфи. С предложением нашего Минюста не быть Валенсе президентом. И никакой НОБЕЛЬ бы не помог.
У последнего президента Чехословакии и первого президента Чехии писателя и драматурга Вацлава ГАВЕЛА с высшим образованием значительно лучше. Но вот требование о пяти годах на государственных или выборных должностях для него было бы невыполнимым. В общем, президентом не то что двух государств - он и одного-то стать бы не смог.
Ещё один нобелевский лауреат, президент Южно-Африканской Республики Нельсон МАНДЕЛА, хоть и бакалавр юридических наук, государственными должностями тоже не был избалован, потому что 27 лет до 1991 года находился в одной должности - арестанта.
А в 1994-м был избран президентом ЮАР.
И как я забыл Дональда нашего ТРАМПА? Это у них там, на загнивающем Западе, он – миллиардер и успешный кандидат в президенты. А у нас?
Где удостоверение руководства департаментом в каком-нибудь министерстве или, на худой конец, депутата маслихата? Причём в течение не менее пяти лет, пока бизнес не развалится. А нету! Тогда - в сторону, не мешай уважаемым людям заниматься политической конкуренцией.
Кого боимся?
С кем предлагаем бороться, товарищи во власти? Министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ, представляя в мае в мажилисе этот законопроект, сказал, что это - для борьбы с самовыдвиженцами, которые идут в президенты для самопиара.
Вообще-то вся политическая или общественная деятельность - пиар, потому что PR, public relations, - это связь с общественностью. И если политик этим не занимается для продвижения своей личности, он не политик. И продвигает он именно себя любимого, то есть занимается как раз самопиаром. А каким ещё пиаром ему заниматься? Чужим, что ли? Кстати, у нас это слово – PR – почему-то оно стало почти ругательным.
Могут ли быть при этом экзотические персоналии? Конечно. Это уж, извините, издержки демократических процедур.
Хорошо хоть, они демократические, а то римский император КАЛИГУЛА вообще ввёл в состав сената своего коня Инцитата. А если говорить серьёзно, оставив зарубежный опыт в покое, то в чём «изюминка»? Кого хотим отсечь?
Условного НАВАЛЬНОГО, который вне системы, правда, с высшим образованием? И почему власть решила, что на госслужбе скопились сливки общества? Не буду уж говорить о дискриминационном характере этого предложения. Оно просто вообще с какого-то кондачка.
Придётся мне признать: опять не понял.
Фото: voxpopuli.kz.