Почему неизбежен рост цен на бензин

8049 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 15 Апр 2021, 19:00

Солидная маржа достаётся не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортёрам" топлива в Россию

Цены на бензин – вновь в центре внимания и острых дискуссий в соцсетях, прессе и в парламенте. Неудивительно: с начала года литр топлива самой ходовой марки АИ-92 подорожал со 150 тенге до 168 в Алматы, 172 тенге – в столице и практически до 200 тенге – в Атырау, "нефтяной столице" страны. Там же, в Атырау, кстати, находится один из трех нефтеперерабатывающих заводов. Но он сейчас на ремонте после январского сбоя поставок электроэнергии от KEGOC, который привел к аварийной остановке некоторых технологических установок. Нефтепереработчики обещают закончить восстановительные работы к концу апреля, но глобальной проблемы подорожания бензина это не решит.

Читайте также
На море нефти без бензина

Имея прозрачную границу внутри Таможенного союза с Россией, Казахстан вынужден гармонизировать свои розничные цены с соседом, чтобы избежать перепродажи и дефицита бензина в стране. Всем еще памятны многочасовые очереди на заправках в казахстанских городах осенью 2017 года и вывески "Бензин жоқ" на придорожных АЗС вдоль междугородних трасс. После завершения реконструкции всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов они в состоянии полностью закрывать потребности внутреннего рынка. Но не казахстанского плюс российского. "В последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах", – комментирует ситуацию Министерство энергетики Казахстана. Объяснение простое: на российских заправках цена литра бензина доходит до 250-270 тенге в пересчете на национальную валюту.

При этом весьма солидная маржа достается не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортерам", таскающим топливо в Россию. Специалисты говорят, что количество построенных в последние годы нефтебаз на севере и северо-востоке Казахстана вдоль границы приблизилось уже к числу нефтехранилищ на юге, где плотность населения в разы выше.

Низкие цены на горюче-смазочные материалы всегда де-факто субсидировались недропользователями, отдающими сырье на переработку гораздо дешевле цены экспортных поставок, подчеркивается в сообщении Министерства энергетики. Разница между ценой поставки на отечественный НПЗ и ценой сырой нефти на экспорт составляла год назад около 50 долларов на тонну, сейчас она выросла до 80-130 долларов, в зависимости от конкретного направления. Так, на переработку на Атырауский НПЗ нефть поставляется в диапазоне от 20 до 45 тысяч тенге за тонну, что в пересчете составляет 6,5-15,2 доллара за баррель. При этом на мировом рынке за этот баррель можно выручить больше 60 долларов. Получается, сейчас добывающие компании субсидируют не только казахстанских автолюбителей, но и "серых экспортеров" бензина в Россию.

Читайте также
Куда нас завезёт дешёвый бензин

"Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ", – отмечает вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ.

Несмотря на то, что Казахстан с первых лет независимости взял курс на строительство рыночной экономики, ряд отраслей десятилетиями регулировался государством во имя поддержки малообеспеченных слоев населения и сохранения социальной стабильности. С 2015 года правительство перестало регулировать цены на бензин, с 2016 года – на дизельное топливо. Было принято решение, что равновесную цену должен сформировать рынок. В случае низких цен внутри страны возникает угроза дефицита из-за перетоков отечественного бензина и дизтоплива на рынки соседних стран, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских нефтебаз отечественным топливом, что вызовет по цепочке снижение объемов переработки на местных заводах.

Понять, какая цена на бензин должна быть без учета влияния субъективных факторов, лишь на основе баланса спроса и предложения, поможет биржа. С 31 марта по 6 апреля текущего года на площадке казахстанской товарной биржи ETS прошли первые в истории торги бензином. За первые шесть торговых сессий цена повысилась на 30%. По итогу последней сессии цена бензина АИ-92 составила от 204 до 213 тысяч тенге за тонну, что составляет от 152 до 159 тенге за литр. И это биржевая цена, без транспортных затрат, расходов и прибыли розничных продавцов. Такая цена – это маркер, к которому будет стремиться рынок, чтобы прийти в равновесие.

Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента