Почему неизбежен рост цен на бензин

6795 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 15 Апр 2021, 19:00

Солидная маржа достаётся не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортёрам" топлива в Россию

Цены на бензин – вновь в центре внимания и острых дискуссий в соцсетях, прессе и в парламенте. Неудивительно: с начала года литр топлива самой ходовой марки АИ-92 подорожал со 150 тенге до 168 в Алматы, 172 тенге – в столице и практически до 200 тенге – в Атырау, "нефтяной столице" страны. Там же, в Атырау, кстати, находится один из трех нефтеперерабатывающих заводов. Но он сейчас на ремонте после январского сбоя поставок электроэнергии от KEGOC, который привел к аварийной остановке некоторых технологических установок. Нефтепереработчики обещают закончить восстановительные работы к концу апреля, но глобальной проблемы подорожания бензина это не решит.

Читайте также
На море нефти без бензина

Имея прозрачную границу внутри Таможенного союза с Россией, Казахстан вынужден гармонизировать свои розничные цены с соседом, чтобы избежать перепродажи и дефицита бензина в стране. Всем еще памятны многочасовые очереди на заправках в казахстанских городах осенью 2017 года и вывески "Бензин жоқ" на придорожных АЗС вдоль междугородних трасс. После завершения реконструкции всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов они в состоянии полностью закрывать потребности внутреннего рынка. Но не казахстанского плюс российского. "В последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах", – комментирует ситуацию Министерство энергетики Казахстана. Объяснение простое: на российских заправках цена литра бензина доходит до 250-270 тенге в пересчете на национальную валюту.

При этом весьма солидная маржа достается не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортерам", таскающим топливо в Россию. Специалисты говорят, что количество построенных в последние годы нефтебаз на севере и северо-востоке Казахстана вдоль границы приблизилось уже к числу нефтехранилищ на юге, где плотность населения в разы выше.

Низкие цены на горюче-смазочные материалы всегда де-факто субсидировались недропользователями, отдающими сырье на переработку гораздо дешевле цены экспортных поставок, подчеркивается в сообщении Министерства энергетики. Разница между ценой поставки на отечественный НПЗ и ценой сырой нефти на экспорт составляла год назад около 50 долларов на тонну, сейчас она выросла до 80-130 долларов, в зависимости от конкретного направления. Так, на переработку на Атырауский НПЗ нефть поставляется в диапазоне от 20 до 45 тысяч тенге за тонну, что в пересчете составляет 6,5-15,2 доллара за баррель. При этом на мировом рынке за этот баррель можно выручить больше 60 долларов. Получается, сейчас добывающие компании субсидируют не только казахстанских автолюбителей, но и "серых экспортеров" бензина в Россию.

Читайте также
Куда нас завезёт дешёвый бензин

"Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ", – отмечает вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ.

Несмотря на то, что Казахстан с первых лет независимости взял курс на строительство рыночной экономики, ряд отраслей десятилетиями регулировался государством во имя поддержки малообеспеченных слоев населения и сохранения социальной стабильности. С 2015 года правительство перестало регулировать цены на бензин, с 2016 года – на дизельное топливо. Было принято решение, что равновесную цену должен сформировать рынок. В случае низких цен внутри страны возникает угроза дефицита из-за перетоков отечественного бензина и дизтоплива на рынки соседних стран, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских нефтебаз отечественным топливом, что вызовет по цепочке снижение объемов переработки на местных заводах.

Понять, какая цена на бензин должна быть без учета влияния субъективных факторов, лишь на основе баланса спроса и предложения, поможет биржа. С 31 марта по 6 апреля текущего года на площадке казахстанской товарной биржи ETS прошли первые в истории торги бензином. За первые шесть торговых сессий цена повысилась на 30%. По итогу последней сессии цена бензина АИ-92 составила от 204 до 213 тысяч тенге за тонну, что составляет от 152 до 159 тенге за литр. И это биржевая цена, без транспортных затрат, расходов и прибыли розничных продавцов. Такая цена – это маркер, к которому будет стремиться рынок, чтобы прийти в равновесие.

Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Ratel Instagram
Новая попытка захватить информационное пространство Казахстана
Кибертеррористы нашли дыру, через которую можно беспрепятственно проникать в информационное поле страны
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы
После заявления президента о прекращении точечных застроек, застройщики стали активнее осваивать любые свободные от зданий участки в Алматы
Рассказы про экономику - 2
Откуда в Казахстане берётся высокая инфляция?
Треть казахстанского бюджета тратилась на образование, но студенты-казахи в Алма-Ате "страдали особо". Почему?
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
История из американской жизни
"Вы за это платите свои налоги", - говорят полицейские Флориды
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Продолжается социальный эксперимент россиянина над павлодарской полицией
Владелец ПКР, гражданин РФ Евгений Севрюков, четыре года ставит в Казахстане опыты, доказывающие, что здесь можно перешагнуть любой закон
Управделами президента заказало госнаград почти на полмиллиарда тенге
Стоимость всех казахстанских орденов заметно выросла по сравнению с 2021 годом
Аким Актюбинской области уговорил Ерлана Джамантаева остаться
Руководитель футбольного клуба "Актобе" должен был уйти на повышение в Республиканскую федерацию футбола
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"