Солидная маржа достаётся не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортёрам" топлива в Россию
Цены на бензин – вновь в центре внимания и острых дискуссий в соцсетях, прессе и в парламенте. Неудивительно: с начала года литр топлива самой ходовой марки АИ-92 подорожал со 150 тенге до 168 в Алматы, 172 тенге – в столице и практически до 200 тенге – в Атырау, "нефтяной столице" страны. Там же, в Атырау, кстати, находится один из трех нефтеперерабатывающих заводов. Но он сейчас на ремонте после январского сбоя поставок электроэнергии от KEGOC, который привел к аварийной остановке некоторых технологических установок. Нефтепереработчики обещают закончить восстановительные работы к концу апреля, но глобальной проблемы подорожания бензина это не решит.
Имея прозрачную границу внутри Таможенного союза с Россией, Казахстан вынужден гармонизировать свои розничные цены с соседом, чтобы избежать перепродажи и дефицита бензина в стране. Всем еще памятны многочасовые очереди на заправках в казахстанских городах осенью 2017 года и вывески "Бензин жоқ" на придорожных АЗС вдоль междугородних трасс. После завершения реконструкции всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов они в состоянии полностью закрывать потребности внутреннего рынка. Но не казахстанского плюс российского. "В последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах", – комментирует ситуацию Министерство энергетики Казахстана. Объяснение простое: на российских заправках цена литра бензина доходит до 250-270 тенге в пересчете на национальную валюту.
При этом весьма солидная маржа достается не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортерам", таскающим топливо в Россию. Специалисты говорят, что количество построенных в последние годы нефтебаз на севере и северо-востоке Казахстана вдоль границы приблизилось уже к числу нефтехранилищ на юге, где плотность населения в разы выше.
Низкие цены на горюче-смазочные материалы всегда де-факто субсидировались недропользователями, отдающими сырье на переработку гораздо дешевле цены экспортных поставок, подчеркивается в сообщении Министерства энергетики. Разница между ценой поставки на отечественный НПЗ и ценой сырой нефти на экспорт составляла год назад около 50 долларов на тонну, сейчас она выросла до 80-130 долларов, в зависимости от конкретного направления. Так, на переработку на Атырауский НПЗ нефть поставляется в диапазоне от 20 до 45 тысяч тенге за тонну, что в пересчете составляет 6,5-15,2 доллара за баррель. При этом на мировом рынке за этот баррель можно выручить больше 60 долларов. Получается, сейчас добывающие компании субсидируют не только казахстанских автолюбителей, но и "серых экспортеров" бензина в Россию.
"Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ", – отмечает вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ.
Несмотря на то, что Казахстан с первых лет независимости взял курс на строительство рыночной экономики, ряд отраслей десятилетиями регулировался государством во имя поддержки малообеспеченных слоев населения и сохранения социальной стабильности. С 2015 года правительство перестало регулировать цены на бензин, с 2016 года – на дизельное топливо. Было принято решение, что равновесную цену должен сформировать рынок. В случае низких цен внутри страны возникает угроза дефицита из-за перетоков отечественного бензина и дизтоплива на рынки соседних стран, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских нефтебаз отечественным топливом, что вызовет по цепочке снижение объемов переработки на местных заводах.
Понять, какая цена на бензин должна быть без учета влияния субъективных факторов, лишь на основе баланса спроса и предложения, поможет биржа. С 31 марта по 6 апреля текущего года на площадке казахстанской товарной биржи ETS прошли первые в истории торги бензином. За первые шесть торговых сессий цена повысилась на 30%. По итогу последней сессии цена бензина АИ-92 составила от 204 до 213 тысяч тенге за тонну, что составляет от 152 до 159 тенге за литр. И это биржевая цена, без транспортных затрат, расходов и прибыли розничных продавцов. Такая цена – это маркер, к которому будет стремиться рынок, чтобы прийти в равновесие.