Почему неизбежен рост цен на бензин

8086 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 15 Апр 2021, 19:00

Солидная маржа достаётся не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортёрам" топлива в Россию

Цены на бензин – вновь в центре внимания и острых дискуссий в соцсетях, прессе и в парламенте. Неудивительно: с начала года литр топлива самой ходовой марки АИ-92 подорожал со 150 тенге до 168 в Алматы, 172 тенге – в столице и практически до 200 тенге – в Атырау, "нефтяной столице" страны. Там же, в Атырау, кстати, находится один из трех нефтеперерабатывающих заводов. Но он сейчас на ремонте после январского сбоя поставок электроэнергии от KEGOC, который привел к аварийной остановке некоторых технологических установок. Нефтепереработчики обещают закончить восстановительные работы к концу апреля, но глобальной проблемы подорожания бензина это не решит.

Читайте также
На море нефти без бензина

Имея прозрачную границу внутри Таможенного союза с Россией, Казахстан вынужден гармонизировать свои розничные цены с соседом, чтобы избежать перепродажи и дефицита бензина в стране. Всем еще памятны многочасовые очереди на заправках в казахстанских городах осенью 2017 года и вывески "Бензин жоқ" на придорожных АЗС вдоль междугородних трасс. После завершения реконструкции всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов они в состоянии полностью закрывать потребности внутреннего рынка. Но не казахстанского плюс российского. "В последние недели наблюдается существенный рост розничных продаж бензина в приграничных регионах", – комментирует ситуацию Министерство энергетики Казахстана. Объяснение простое: на российских заправках цена литра бензина доходит до 250-270 тенге в пересчете на национальную валюту.

При этом весьма солидная маржа достается не отечественным нефтедобытчикам, не переработчикам, а "серым экспортерам", таскающим топливо в Россию. Специалисты говорят, что количество построенных в последние годы нефтебаз на севере и северо-востоке Казахстана вдоль границы приблизилось уже к числу нефтехранилищ на юге, где плотность населения в разы выше.

Низкие цены на горюче-смазочные материалы всегда де-факто субсидировались недропользователями, отдающими сырье на переработку гораздо дешевле цены экспортных поставок, подчеркивается в сообщении Министерства энергетики. Разница между ценой поставки на отечественный НПЗ и ценой сырой нефти на экспорт составляла год назад около 50 долларов на тонну, сейчас она выросла до 80-130 долларов, в зависимости от конкретного направления. Так, на переработку на Атырауский НПЗ нефть поставляется в диапазоне от 20 до 45 тысяч тенге за тонну, что в пересчете составляет 6,5-15,2 доллара за баррель. При этом на мировом рынке за этот баррель можно выручить больше 60 долларов. Получается, сейчас добывающие компании субсидируют не только казахстанских автолюбителей, но и "серых экспортеров" бензина в Россию.

Читайте также
Куда нас завезёт дешёвый бензин

"Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ", – отмечает вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ.

Несмотря на то, что Казахстан с первых лет независимости взял курс на строительство рыночной экономики, ряд отраслей десятилетиями регулировался государством во имя поддержки малообеспеченных слоев населения и сохранения социальной стабильности. С 2015 года правительство перестало регулировать цены на бензин, с 2016 года – на дизельное топливо. Было принято решение, что равновесную цену должен сформировать рынок. В случае низких цен внутри страны возникает угроза дефицита из-за перетоков отечественного бензина и дизтоплива на рынки соседних стран, а в случае высоких цен возможен профицит импортного бензина и, как следствие, затоваривание казахстанских нефтебаз отечественным топливом, что вызовет по цепочке снижение объемов переработки на местных заводах.

Понять, какая цена на бензин должна быть без учета влияния субъективных факторов, лишь на основе баланса спроса и предложения, поможет биржа. С 31 марта по 6 апреля текущего года на площадке казахстанской товарной биржи ETS прошли первые в истории торги бензином. За первые шесть торговых сессий цена повысилась на 30%. По итогу последней сессии цена бензина АИ-92 составила от 204 до 213 тысяч тенге за тонну, что составляет от 152 до 159 тенге за литр. И это биржевая цена, без транспортных затрат, расходов и прибыли розничных продавцов. Такая цена – это маркер, к которому будет стремиться рынок, чтобы прийти в равновесие.

Фото: РИА Новости / Константин Михальчевский.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента