Французы, уставшие от левых-правых и перманентного политического раскола, возлагают большие надежды на нового президента
Читайте предыдущую статью экономиста Жараса АХМЕТОВА "Пятая Республика – полумесяц над Сеной".
Большие надежды
Сразу после оглашения итогов президентских выборов, обращаясь к своим избирателям, Эммануэль МАКРОН (на снимке) провозгласил: «Я буду бороться изо всех сил с разделением, которое подрывает наши силы. Именно таким образом мы можем наделить французский народ возможностями, которые Франция должна им. В течение следующих пяти лет я буду со смирением, самоотверженностью и решимостью служить от вашего имени. Да здравствует республика! Да здравствует Франция!».
Макрону в большой степени повезло: его основной конкурент, Франсуа ФИЙОН, оказался в центре скандала, связанного с незаконными выплатами его жене из госбюджета. Но только везением и умело используемыми политическими технологиями успех новоизбранного президента не объяснить.
Франция устала от больших политических партий, устала от крайностей.
«Он представляет новую возможность для Франции. Я уже устал от этого раскола на левых и правых, и я очень рад, что такой молодой политик, как Эммануэль Макрон, является проевропейским. Я возлагаю большие надежды на него», - говорит один из избирателей, отдавших свой голос за Макрона (цитируется по LIGA.net).
История про нового президента Франции – это история про трансформационные реформы.
Они уже давно назрели – на графике 1 мы видим, как падали темпы роста экономики после «Славного тридцатилетия», закончившегося в 1975 г.
По уровню безработицы Франция со своими 9,1% (данные за 2014 г.) опережает Великобританию (6,3%) и Германию (5%). Про терроризм и угрозу раскола общества мы уже писали в прошлой заметке.
Макрон не первый, кто провозгласил курс на реформы. Практически все его предшественники, начиная с МИТТЕРАНА, занимая Елисейский дворец, обещали глубокие и содержательные реформы. И ни у кого в конечном итоге ничего не вышло.
Нет никаких гарантий того, что и Макрон добьется успеха. Но продемонстрированный им, как отмечают французские политологи, «динамизм и политическая воля, очень четкая и в то же время очень пластичная в своей способности соединять несоединимое, смешивать идеи и традиции, имеющие разное происхождение» (цитируется по статье «Почему Макрон стал фаворитом президентских выборов во Франции» Московского центра Карнеги - Ж.А.), вселяют некоторую надежду.
Мы сами находимся в начальной стадии трансформационных реформ. И опыт Франции, позитивный или негативный, может быть полезен Казахстану.
Французский социализм
Первая реформа, которую собирается провести новый президент Франции – реформа трудового законодательства.
Сильные профсоюзы, активная борьба граждан за свои права привели к тому, что французский Трудовой кодекс превратился в сложный и объемный документ, больше защищающий права работников, чем работодателей. То есть в трудовых отношениях сложился дисбаланс, де-стимулирующий создание новых рабочих мест.
Короткая рабочая неделя (35 часов), сложности с сокращением сотрудников, обязательства по выплате пособий уволенному сотруднику, если его все-таки уволят, пока он не найдет новую работу – все это ведет к росту издержек и снижает конкурентоспособность французской продукции.
Мы знаем из истории экономики, что высокие расходы на содержание рабочей силы стимулируют инвестиции в инновации, повышающие производительность труда. Но во Франции это не работает из-за сложностей с сокращением работников.
В сентябре 2017 года должны быть приняты поправки в Трудовой кодекс, значительно его упрощающие, в том числе позволяющие работодателям заключать контракты с работниками напрямую. Это должно, хоть в какой-то мере, восстановить баланс во взаимоотношениях между работниками и работодателями, привести к снижению издержек и стимулировать экономический рост.
Предшественники Макрона, начиная с Жака ШИРАКА, пытались сделать трудовое законодательство более либеральным, но всякий раз сталкивались с яростным сопротивлением профсоюзов и отступались. Только Николя САРКОЗИ добился небольшого успеха: ему удалось сделать так, чтобы сверхурочные регулировались не общим законодательством, а соглашениями между работодателями и профсоюзами.
Макрон идет намного дальше. Его инициатива направлена на ослабление влияния профсоюзов. И если ему удастся первый шаг, то дальше будет гораздо легче реформировать системы пенсионного и социального обеспечения, что еще раз позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность французской продукции.
Успех Макрона покажет, что он способен на проведение глубоких и содержательных реформ. Неудача превратит его в клон Франсуа ОЛЛАНДА и отложит реформы на очередные ближайшие пять лет.
Фото: REUTERS.