Мы порой решаем совершенно не свои вопросы
На фоне происходящих в мире событий писать о проблемах медицины как-то не хочется. Но, посмотрев материал об очередном форуме, где частная медицина вновь пыталась выстроить диалог с государством и государственной медициной, я с грустью отметил, что всё это я уже слышу более 10 лет.
За это время сменился уже который состав минздрава и правительства, а темы все те же, и лица выступающих тоже. Их активность резко возрастает после появления нового министра, в результате чего вновь собираются круглые столы, создаются рабочие группы, в которых с удовольствием выступают общественные организации, недавно избранные депутаты, обещающие выполнить все требования народа. При этом все дружно восхваляют нового министра за "наконец-то наступившую демократию" и… Потом всё утихает и возвращается на круги своя.
Почему? Давайте попробуем немного разобраться. Начнём с деятельности минздрава.
Вы пробовали когда-нибудь написать приказ? Ну, понятно, что в своей организации, может быть, да. А в масштабах района, области? А в масштабах страны? Приказ, который будет обязателен к исполнению всеми? Нет? А вы попробуйте. Просто так, для себя. Возьмите какой-нибудь приказ из интернета и перепишите, добавив своё что-нибудь. Так, для прикола. Зачем? Просто, чтобы почувствовать себя министром.
Если убрать из функций нашего минздрава все "анау-мынау" типа "Определение стратегических направлений развития здравоохранения" и прочее, то наиглавнейшей задачей этого госоргана является написание этих самых приказов, постановлений и законов. Как своих, так и чужих, если это касается жизни и здоровья граждан. По ним работают медицинские работники, получают зарплату, оценивают качество всего и вся, что нас окружает, проверяют нас на трезвость, и много чего ещё. Этих приказов тысячи, и они регулируют все сферы деятельности отрасли, каждый шаг.
А вот что может минздрав, а чего не может, попунктно и попараграфно расписано в Кодексе "О здоровье народа и системе здравоохранения", который является основным документом всей страны в области здравоохранения. Но Кодекс тоже не всесилен, так как есть и другие - Гражданский или Уголовный. Эти кодексы сильнее, чем медицинский. Понятно же, почему? И вот. Над всеми этими документами стоит наша Конституция. Вот такая вот простая и понятная иерархия документов, которую знают все. Ну, или должны знать.
Профессионализм чиновника, то есть государственного служащего, работающего в акиматах, комитетах разных и министерствах, оценивается как раз-таки тем, насколько он может грамотно написать тот самый стандартный приказ или что-то посложнее. Это не так просто, как вам может показаться на первый взгляд. В одной или нескольких страницах ты должен сформулировать проблему так, чтобы она была понятной, и придумать норму, которая решит проблему радикально, нередко облегчая судьбы тысяч людей. Ну это в идеале, конечно же.
На деле же этих самых профессионалов с каждым годом всё меньше и меньше. Относительно маленькая зарплата и ненормированный (а зачастую и ненормальный) рабочий день заставляет их уходить в другие места потеплее. Опытных работников хватают с руками и ногами нацкомпании и частные структуры. Так как профессионалы-чиновники востребованы везде.
Вот. Поэтому и качество выпускаемых документов бывает разным. В последнее время - оставляющим желать лучшего. Поэтому в этой части критики в адрес минздрава есть доля истины. Его критикуют, причём весьма жёстко, но мне хочется спросить: "А что бы вам самим не написать этот самый приказ или закон?". "Да мы напишем!" - скажете вы, и я в это очень верю. Но сначала для этого необходимо изучить хотя бы то, что есть. Хотя бы начать с Конституции.
Поэтому, когда я слышу на протяжении десятка лет о том, что надо издать такой или другой закон, минздрав надо передать парламенту, внедрить в государственном органе нормы частного сектора, ликвидировать местные органы самоуправления и много чего ещё - что на это может ответить министр? Он или она молчит. Молчат все, кто понимает суть вопроса. В этом молчании просто они указывают на то, кто вы и где ваше место в обозримом будущем. Поэтому изучайте, пожалуйста, приказы, законы и постановления, прежде чем критиковать. И не только здравоохранения. Тогда и диалог получится обоюдно интересный. И предметный.
Вы говорите, что чиновники лоббируют интересы государственных больниц и поликлиник? А что им делать? С них спрашивают за всё, что происходит в стране, и делают крайними везде и всюду, вот они и отводят душу на госполиклиниках и больницах. Они ведь стерпят, сделают, не прося ничего за это. Они могут лишь что-то бубнить под нос, выходя из кабинета начальства. Иной раз и не знаешь, за что получишь выговор в этот раз. Вот, может частник получить выговор за то, что не вывел сотрудников своих на субботник? Или за неправильно написанную вывеску на государственном языке? Конечно, нет.
Ведь непонятно, что взорвётся в следующий раз. Что бы ни случилось, всегда есть те, на кого можно всё навесить, наорать и заставить сделать бесплатно. Или уволить. Порой мне кажется, что госсектор и существует для того, чтобы прилюдно с пафосом уволить его руководителя. Причём любого уровня, чтобы успокоить общественность. Вот такое вот лоббирование получается.
Отдать всё в конкурентную среду, говорите вы. Да, в принципе, можно. И что потом? Нет денег – нет медицины? Вы же прекрасно понимаете, что денег остро не хватает. Можно просто раздать каждой сестре по серьге. Тогда закроются почти все. Особенно родильные дома и детские больницы. Особенно на селе. И что ещё страшнее – республиканские НИИ и научные центры, представляете! Светоч отечественной медицинской науки. Почему? Потому что наука требует больших финансовых вливаний. Клеточные технологии, кардиохирургия, трансплантология и другие. Есть вопрос к самой науке и её научности в международном пространстве, но это совсем отдельная тема. Пока мы имеем то, что имеем.
Да, частники сейчас закрывают весьма значительную часть медицины, как ПМСП, диагностику, стоматологию, гемодиализ и много чего ещё. И, в принципе, можно закрыть глаза и отдать на приватизацию всё, как в Грузии. И что? В общем-то, ничего. Люди поорут, поорут и потом привыкнут. Как привыкли к рыночной экономике, так же? Будут врачи для бедных и врачи для богатых, равно как и поликлиники и больницы. Болеешь? А есть деньги? Нет? Тогда, пожалуйста, езжай в социальную больницу красного креста, там тебе помогут. Расслоение общества в медицине – самое болезненное явление. К этому привыкнуть очень сложно. Лечить богатых проще. Они следят за здоровьем, любой прыщик удаляют вовремя, занимаются собой. Им есть, что терять. А вот бедные… От них неприятно пахнет, зубов нет, как и здоровья. Куда ни ткни, везде болит. Да и ничего за них не получишь.
Пока мы лечим и тех, и других одинаково. В лечебном плане. В любом случае, прооперируют, дадут лекарства и не дадут помереть, если ты даже спившийся БОМЖ. Причём бесплатно. Богатого оперируют в той же операционной, где и бедного. Правда, потом палаты и уход совершенно другого уровня.
Вот если всё приватизировать, то как раз и начнётся расслоение. Конечно же, легче и проще лечить богатых. А кто будет лечить тогда бедных, которых у нас пока больше, чем много?
А страхование? – скажете вы. В период внедрения этого явления кто только и что только ни говорил, вспомните. По всем каналам, на бесчисленных встречах с населением, коллективами. Презентации, слайды, ролики… Тысячи и тысячи буклетов и книжек в каждом подъезде. Мало! – кричали те самые депутаты, и информационно пропагандистские группы разъезжали по всем городам и весям, отвечая на каждый вопрос. И что?
Да то, что когда после всего этого руководитель солидной компании всё ещё говорит, что надо внедрить частное страхование или что надо раздать деньги фонда частникам и так далее, наступает ступор…
Непрозрачно деньги распределяются? Вроде создали все необходимые комиссии, и кого только там нет. Всё равно непрозрачно. Поменяли руководство - может, теперь будет прозрачно? Опять нет? Тогда, пожалуйста - следующий начальник, а теперь?
Давайте подождём. В любом случае ваши предложения слышат, принимают меры. Разве не так? Дело же не в непрозрачности распределения, а в самом принципе страхования. И модели, конечно же. Тут надо менять не состав руководства, а…, впрочем, я об этом уже писал.
Так что же делать-то? Понятно, что сейчас снова будут созданы многочисленные рабочие группы и будут проводиться круглые столы и много чего ещё. Опять будут диалоги, где стороны будут критиковать друг друга и высказывать свои претензии. И что-то опять найдёт своё решение, а что-то опять ляжет в долгий ящик. Но вот, что меня волнует. Точно такая же рабочая группа принимала это самое решение, которое нынешняя группа отчаянно критикует и будет менять.
Как, например, поменяли вопрос с пересадкой органов. Покричали, подняли шум до уровня президента, приняли устраивающее всех решение на самом высоком уровне, и все вздохнули с облегчением - решение принято! Однако с принятием этого решения количество трансплантации в стране резко сократилось, как и количество доноров. А вот число умерших, так и не дождавшись органов, возросло, к сожалению. Вот кто теперь им объяснит, что рабочая группа приняла такое решение?
А всё потому, дорогие мои коллеги, что мы порой решаем совершенно не свои вопросы. Не может главный врач государственной или частной клиники знать и разбираться во всём. В любом деле всё должны решать профессионалы. Трансплантологию - трансплантологи, а не министры или депутаты, гинекологию - гинекологи, и так далее. И за всем этим должны следить профессиональные сообщества в виде ассоциаций по профессиям. А у главных врачей должна быть своя площадка, своя ассоциация. Тогда не придётся высказывать свои претензии журналистам и блогерам, а давать свои предложения таким же профессионалам, как и ты, и потом уже в качестве решения класть на стол министра, и пусть он/она попробует не подписать! И министру тогда будет проще и легче. Когда вопрос всесторонне рассмотрен, и найдено оптимальное решение – всегда приятно подписывать такие приказы. Поверьте.
Так что берегите себя и хороших врачей!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!