Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?

2261 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 05 Ноя 2025, 10:00

В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора

Шесть лет следствия, сотни томов и ни одного убедительного ответа. Почему катастрофа самолета авиакомпании Bek Air до сих пор остается делом не о небе, а о земле.

Вина без доказательств

В Турксибском районном суде Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшей 27 декабря 2019 года.

На борту было 98 человек. Погибли 12, в том числе командир экипажа Марат Муратбаев. Второй пилот Миржан Мулдакулов выжил, но умер через месяц в больнице.

Шесть лет спустя следствие по-прежнему ищет виновных среди мертвых. Адвокат Бейбит Кендирбай, представляющий семьи погибших пилотов, представил суду доклад, который меняет расстановку акцентов.

«Муратбаев и Мулдакулов не виноваты. Их действия – образец профессионализма», считает Кендирбай.

По словам адвоката, техническая причина катастрофы установлена, самолет обработали не той жидкостью. Вместо состава для удаления наледи (тип 1) использовали Defrost ECO-4 (тип 4) – средство, предназначенное для предотвращения обледенения, а не его снятия. Более того, его разбавили водой в пропорции 70/30, из-за чего жидкость теряла свойства уже при –13 °C.

На стабилизаторе образовалась ледяная корка. При разбеге самолет потерял подъемную силу, и экипаж прервал взлет.

Сторона защиты уверена, что именно решение пилотов прекратить взлет спасло 85 человек.

Стоит отметить, что ордер №7169 на обработку самолета оказался исправленным задним числом. Работник аэропорта признал, что внес изменения «после трагедии, чтобы уточнить данные». Комиссия зафиксировала попытку ввести следствие в заблуждение.

Часть экспертиз выполнена неаттестованными специалистами, другие – «по допросу, а не по процедуре». Заключения, подтверждавшие версию защиты, исключены из обвинительного акта.

Самолет не падал, он врезался в дом

Fokker-100 не рухнул. Он скользил по заснеженному полю и врезался в двухэтажный дом, построенный всего в девяти метрах от ограждения аэропорта – в санитарно-защитной зоне, где любое строительство запрещено.

Дом принадлежал гражданину Калибеку Решету, признавшим вину по статье 279 УК РК («Нарушение правил строительства, повлекшее смерть двух и более лиц»). Дело против него прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Фактически, государство признало, что люди погибли не из-за пилотов, а из-за самостроя.

Пилоты провели предполетный осмотр, заказали обработку труднодоступных частей самолета, строго следовали инструкциям. Они не могли знать, что наземные службы перепутают жидкости. И не могли предвидеть, что за забором аэропорта стоит дом.

«В авиации все законы написаны кровью. Эта кровь – на земле, а не в кабине», – уверен Кендирбаев.

Напомним, только после трагедии государство приняло нормативы, которых не было годами. К примеру, в 2023 году введены правила противообледенительной обработки, а также ужесточен контроль за санитарно-защитными зонами аэропортов. Кроме того, внесены изменения в земельное, градостроительное и авиационное законодательство.

По мнению защиты, обвинительный акт крайне противоречив. Одни и те же факты названы и «составом преступления», и «способствующими причинами». Это нарушает процессуальные нормы и делает обвинение юридически несостоятельным.

Адвокат добивается оправдания пилотов и возбуждения нового дела против должностных лиц аэропорта Алматы по статье 254 УК РК («Недобросовестное отношение к службе»).

Вина пилотов – Муратбаева и Мулдакулова – только в том, что они до последнего боролись за жизни других.

Редакция продолжает следить за развитием событий.

Фото: Ratel.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента