В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Шесть лет следствия, сотни томов и ни одного убедительного ответа. Почему катастрофа самолета авиакомпании Bek Air до сих пор остается делом не о небе, а о земле.
Вина без доказательств
В Турксибском районном суде Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшей 27 декабря 2019 года.
На борту было 98 человек. Погибли 12, в том числе командир экипажа Марат Муратбаев. Второй пилот Миржан Мулдакулов выжил, но умер через месяц в больнице.
Шесть лет спустя следствие по-прежнему ищет виновных среди мертвых. Адвокат Бейбит Кендирбай, представляющий семьи погибших пилотов, представил суду доклад, который меняет расстановку акцентов.
«Муратбаев и Мулдакулов не виноваты. Их действия – образец профессионализма», считает Кендирбай.
По словам адвоката, техническая причина катастрофы установлена, самолет обработали не той жидкостью. Вместо состава для удаления наледи (тип 1) использовали Defrost ECO-4 (тип 4) – средство, предназначенное для предотвращения обледенения, а не его снятия. Более того, его разбавили водой в пропорции 70/30, из-за чего жидкость теряла свойства уже при –13 °C.
На стабилизаторе образовалась ледяная корка. При разбеге самолет потерял подъемную силу, и экипаж прервал взлет.
Сторона защиты уверена, что именно решение пилотов прекратить взлет спасло 85 человек.
Стоит отметить, что ордер №7169 на обработку самолета оказался исправленным задним числом. Работник аэропорта признал, что внес изменения «после трагедии, чтобы уточнить данные». Комиссия зафиксировала попытку ввести следствие в заблуждение.
Часть экспертиз выполнена неаттестованными специалистами, другие – «по допросу, а не по процедуре». Заключения, подтверждавшие версию защиты, исключены из обвинительного акта.
Самолет не падал, он врезался в дом
Fokker-100 не рухнул. Он скользил по заснеженному полю и врезался в двухэтажный дом, построенный всего в девяти метрах от ограждения аэропорта – в санитарно-защитной зоне, где любое строительство запрещено.
Дом принадлежал гражданину Калибеку Решету, признавшим вину по статье 279 УК РК («Нарушение правил строительства, повлекшее смерть двух и более лиц»). Дело против него прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Фактически, государство признало, что люди погибли не из-за пилотов, а из-за самостроя.
Пилоты провели предполетный осмотр, заказали обработку труднодоступных частей самолета, строго следовали инструкциям. Они не могли знать, что наземные службы перепутают жидкости. И не могли предвидеть, что за забором аэропорта стоит дом.
«В авиации все законы написаны кровью. Эта кровь – на земле, а не в кабине», – уверен Кендирбаев.
Напомним, только после трагедии государство приняло нормативы, которых не было годами. К примеру, в 2023 году введены правила противообледенительной обработки, а также ужесточен контроль за санитарно-защитными зонами аэропортов. Кроме того, внесены изменения в земельное, градостроительное и авиационное законодательство.
По мнению защиты, обвинительный акт крайне противоречив. Одни и те же факты названы и «составом преступления», и «способствующими причинами». Это нарушает процессуальные нормы и делает обвинение юридически несостоятельным.
Адвокат добивается оправдания пилотов и возбуждения нового дела против должностных лиц аэропорта Алматы по статье 254 УК РК («Недобросовестное отношение к службе»).
Вина пилотов – Муратбаева и Мулдакулова – только в том, что они до последнего боролись за жизни других.
Редакция продолжает следить за развитием событий.
Фото: Ratel.kz
