Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия

4932 просмотров
0
Саида УВАЛИЕВА
Вторник, 04 Ноя 2025, 09:00

Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка

Примерно 100 лет назад Ахмет Байтурсынулы сказал:

«В настоящее время в обучении на казахском языке много недостатков. Нет программы, разработанной для казахской школы, без нее обучение не пойдет на лад...».

Депутаты Сената процитировали Байтурсынулы в запросе на имя премьер-министра. Они указали, что до сих пор преподавание государственного языка остается на очень низком уровне.

«Ученые, исследующие развитие казахского языка как государственного, считают, что главный недостаток методики преподавания – отсутствие взаимной преемственности между программами детских садов, школ и высших учебных заведений... В программе не учтено должным образом развитие у ребенка мыслительных и речевых навыков. Грамматические закономерности не изучаются углубленно, лингвистические знания не предоставляются в соответствии с возрастом ребенка», – констатируют депутаты.

Получается, что ребенок приходит в первый класс, не имея базовых речевых навыков, выходит из школы, не умея говорить свободно, а в вузе сталкивается с произвольно составленной программой, где «Казахский язык», зачастую, формальная дисциплина.

В итоге складывается парадоксальная ситуация. Более 70% первоклассников учатся на казахском, 80% выпускников сдают ЕНТ на казахском, и почти весь документооборот в госорганах ведется на госязыке.

Созданы цифровые корпуса, словари, языковые приложения и даже фильмы Disney переводятся на казахский. При этом по данным PISA, 64% учащихся казахских школ не способны свободно пересказать прочитанный текст или выразить свою мысль на казахском языке.

Читайте также
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы

Грамматика против речи

И этот парадокс создает сама система обучения казахскому языку, точнее полное отсутствие внятной и эффективной методики.

«Казахский язык в школе преподаётся как мертвый предмет, а не как живой инструмент общения», — говорит директор авторской школы Жании Аубакировой Алмас Сапоргалиев.

Он приводит пример:

«Моему сыну давали задание сделать пересказ текста из учебника. Я увидел текст очень сложного уровня, который даже я, с опытом об учения на казахском не смог бы пересказать. Одно предложение могло растянуться на три-четыре строчки, и начав читать к концу предложения, ты уже терял нить повествования», – сказал Сапоргалиев.

Учебники перегружены теорией, сложной терминологией, предложениями на полстраницы. Учителя вынуждены гнаться за программой, а не за пониманием. Все это делает язык не средством коммуникации, а набором правил. Ребенка учат грамматике до того, как он научился говорить на казахском. Речь не развивается, потому что «говорение» в нынешней системе почти не оценивается. Главное, сдать СОЧ, СОР, а не умение выражать свои мысли на государственном языке.

На уровне высшего образования ситуация не лучше. Каждый вуз сам определяет, сколько и как преподавать казахский язык. В одних – полноценные филологические блоки, в других – два условных курса для галочки. Нет единой государственной программы подготовки специалистов.

При этом казахский язык практически отсутствует как профессиональная дисциплина в неязыковых специальностях, хотя именно инженеры, экономисты, юристы должны формировать современный научный казахский.

«Мы не готовим тех, кто будет развивать язык, мы готовим тех, кто просто учит его», – подчеркивают сенаторы.

Миллиарды в цифру без смысла

На развитие казахского языка государство денег не жалеет.  Судя по отчетам, в среднем ежегодно расходуется примерно 2,8 млрд тенге. Но так как деньги идут по разным статьям и ведомствам: Минобразования, Минкультуры, региональные бюджеты, отдельные целевые программы (курсы, словари, корпус языка, цифровые проекты), общая картина размыта. По каждой статье расходов разные исполнители и разные цели.

Читайте также
В 2026 году доллар будет стоить 600-610 тенге: аналитики дали новые прогнозы

Однако, по документам в открытом доступе можно прийти к выводу, что порядка 40% бюджета идет на цифровые проекты в сфере языка: «Национальный корпус казахского языка», словарные базы, платформы типа Tilqural.kz, Qazcorpus.kz, Termincom.kz, а также TTS-технологии озвучки.

Еще 30% тратятся на языковые курсы для взрослых и госслужащих. За годы независимости их прошли более 700 тысяч человек. И всего 20% выделяется на обновление учебников, разработку стандартов, новые учебные программы и повышение квалификации учителей. Остальное – административные расходы и пиар-мероприятия. Деньги есть, но они не доходят до ключевого звена – до урока. Из выделяемых почти трех миллиардов тенге в год на подготовку и повышение квалификации учителей приходится не более 300–400 миллионов. На порядок меньше, чем на администрирование языковых порталов.  

Курсы для взрослых и цифровые ресурсы безусловно важны. Они повышают престиж языка и создают доступ к современным материалам. Но эти проекты работают на имидж и статистику, а не на системное освоение языка. Как результат, эффект «цифровой витрины»: язык виден в интернете, но не звучит в классах. Сегодня казахский язык живет в народе, но не в образовании.

Возможно, пришло время честно признать, что не деньги спасут казахский язык, а новая педагогическая философия. Пока государство измеряет успех процентами и количеством цифровых платформ, мы продолжим создавать словари для тех, кто все еще не умеет грамотно говорить на казахском.

Фото: Ratel.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента