О геополитике, логистике и казахстанском интересе

2131 просмотров
0
Ярослав Разумов
Четверг, 01 Июн 2023, 11:15

При всех сложных геополитических процессах вокруг Казахстана ничего драматичного для его международных логистических амбиций и потенциала не происходит

С момента обретения независимости в Казахстане стали рассматривать географическое положение страны как важный экономический ресурс. Еще в "Стратегии 2030" говорилось о большой возможности, которая "вытекает из нашего географического положения на перекрестке дорог в евроазиатском регионе, процесс глобализации мировых экономических и политических процессов выдвигает этот фактор в число ключевых". Больше, чем об этом, у нас говорилось только об "огромной нефти". Нельзя сказать, что "гора родила мышь", определенный рост доходов от развития международного транзита произошел, но совсем не тот, что ожидался. Не в последнюю очередь причиной становилась геополитическая ситуация вокруг страны. Но не только. Об этом мы побеседовали с известным казахстанским политологом Рустамом БУРНАШЕВЫМ.

Читайте также
"Тыква с зеленой спинкой": что же будет с долларом и с нами

- Рустам, в мае талибы, о которых в последнее время как-то забыли, напомнили о себе довольно неожиданным шагом: договорились с Пекином включить Афганистан в пакистанско-китайский коридор в рамках мега-проекта "Один пояс – Один путь". Поддержал это и Исламабад. Значит ли это, что позиции Китая в "Большой Центральной Азии", усиливаются?

- Они, конечно, усиливаются, это постоянный процесс, я бы не связывал это с какими-то отдельными событиями. Рост экономики страны усиливает потребность в ресурсах, это актуализирует вопросы безопасности и, соответственно, активность Китая в разных направлениях, одним из которых является Центральная Азия. Это объективный процесс, и мы его наблюдаем не первый год. Здесь обращение талибов к Пекину – это частный "симптом", Китай свою вовлеченность в Афганистан обозначал уже давно, еще во время присутствия там войск НАТО и США. Так что последние события только подтверждают давнюю тенденцию.

- Это может сделать Афганистан потенциально более стабильным и, соответственно, менее опасным для соседей?

- Да, его опасность для нас и так, довольно относительна. Ее представляет не сам конфликт внутри страны, а некоторые его возможные последствия. Например, распространение наркотиков, некоторых идеологий. Но на ваш вопрос, в целом, можно ответить положительно. И это тоже уже не новый тренд, а продолжение той модели, которую в Афганистане старались создавать еще США: вовлечение противоборствующих афганских сторон в экономические процессы. Так сказать, перенос бизнес-проекта с военного характера на классическо-экономический. И эта схема в отдельных сегментах уже показала свою жизнеспособность.

Читайте также
3D-Вселенная, Казахстан и пластмассовый клюв

- Вы имеете в виду создание железной дороги Термез-Мазари-Шариф?

- В первую очередь, да. Она работает, не подвергается нападениям. То есть сделали бизнес-схему, при которой доходность от ее стабильной работы гораздо выше, чем от каких-то провокационных, силовых действий. Похожая история была в Кабуле в середине 2010-х годов, во время присутствия там американцев, когда стоимость недвижимости там была просто астрономической. Понятно, что этого бы не было, если бы была "классическая" картинка, которая представляется при упоминании Афганистана, когда постоянно что-то взрывается. Коммерческий интерес приводит к хотя бы локальной, но стабилизации. А расширение ее на всю страну, это вопрос долгосрочной перспективы, но это возможно.

- Значит, сегодня, спустя два года, как американцы ушли из Афганистана, можно говорить - опасения, что талибы у власти будут сильным дестабилизирующим фактором для соседей, оказались напрасными?

- Ну, стабилизирующим фактором режим талибов, конечно, не является: их идеология очень отличается от идеологии соседних стран, во всяком случае, стран постсоветской Центральной Азии. И как выстраивать при таких "вводных" диалог, это открытый и достаточно серьезный вопрос. Но талибы, во всяком случае, те из них, что находятся у власти в Кабуле, достаточно договороспособны, с ними можно вести переговоры по разным вопросам. И их приход не привел к какому-то катастрофическому всплеску насилия, новому витку гражданской войны, за исключением локальных событий в Панджшерском ущелье, которые тоже уже ушли на дальний план. Так что – да, вопрос о дестабилизации не возник.

Читайте также
А наши учёные древнеримский опыт улучшили!

Но здесь надо помнить и один нюанс: эти опасения всегда, еще до прихода талибов в Кабул, в большой мере были медийным фактором.

- То есть те политики и эксперты, кто их озвучивал, сами в это не верили?

- Я отвечу так: сейчас есть основания полагать, что приход талибов к власти был в той или иной мере согласован с Соединенными Штатами в том комплексе договоренностей, который был достигнут на переговорах в Катаре. И на уровне принятия политических решений значительная часть стран, задействованных в афганском процессе, и раньше понимала, что приход талибов не приведет к какой-то катастрофе.

- А на основании чего можно делать такой неожиданный вывод?

- Например, из тех действий, что происходят сейчас: США и международные организации, несмотря на блокировку афганских счетов, продолжают в значительной степени финансировать гуманитарную помощь. Нет попыток сменить политическую власть в Афганистане. Есть и другие моменты, которые позволяют предполагать, что переход власти к талибам был оговорен заранее.

- Как в этом свете рассматривать недавние заявления главы МВД Франции ДАРМАНЕНА, что США зря ушли из Афганистана, что это усиливает угрозу активизации исламизма?

Читайте также
Российский эксперт Евгений Надоршин: Списывать доллар сильно рано

- Мне кажется, здесь мы опять наблюдаем медийный формат. И идеологический. Такую же риторику раньше можно было слышать со стороны российских силовых структур, когда они говорили, что уход США из Афганистана, приведет к усилению террористической активности, что станут возникать какие-то силы, которые будут стремиться к экспансии исламистской идеологии на север от Афганистана. И в наших странах были такие заявления. Но ничего этого не произошло. Силовики, независимо от того, в какой стране, как правило, заинтересованы в представлении ситуации как более острой, чем она есть на самом деле. Это бизнес. То же и медийная сфера: плохая история или опасный прогноз "продаются лучше", чем спокойный, умеренный.

- Возвращаясь к китайскому контексту. Это сотрудничество талибов с Пекином и Исламабадом может говорить о том, что более северные "рукава" "Пояса и Пути" становятся для Пекина менее интересными? Я имею в виду те его проекты, где задействован Казахстан.

- Там иная конфигурация проекта, и я бы сразу не стал его называть китайско-пакистанско-афганским. По факту он - китайско-пакистанско-афганско-центральноазиатский. И что в нем ставить на первое, что на второе место, это еще вопрос. Дело в том, что речь не идет о формировании связи Китай-Афганистан-Пакистан, стратегический интерес в создании связи Китай-Центральная Азия–Южная Азия через Пакистан. Этот проект активно продвигает Узбекистан, и он получает поддержку со стороны других стран Центральной Азии. Говорить, что афганская инициатива "девальвирует" их участие в "Поясе и Пути" невозможно – вовлечение Афганистана в коммуникационные и инфраструктурные проекты имеет смысл только в привязке именно к Центральной Азии.

Читайте также
Про Китай и Америку. И про наше будущее…

- Ну, а Казахстану-то здесь найдется место? А то выглядит так, что он становится северной периферией этого проекта.

- Нет, он становится одним из ее элементов. Если сейчас говорить о создании коммуникационных линий, которые будут привязывать Афганистан к Китаю, то они проходят через Казахстан.

- А как же проект железнодорожной магистрали из Китая на Узбекистан и Кыргызстан?

- В том то и дело, что на сегодня это только проект. И по факту он предполагает один маршрут, а у Казахстана железнодорожных пропускных пунктов на границе с Китаем три. Так что Казахстан ни в коем случае не уходит на периферию, и даже более того - становится одним из элементов маршрута Север-Юг, привязке Центральной Азии к Южной Азии.

Конечно, конкуренция между маршрутами, инфраструктурой, будет постепенно повышаться. Но, как опыт показывает, без нее такие проекты постепенно, но обязательно начитают терять эффективность. Так что я не вижу, чтобы ситуация для Казахстана ухудшалась. Просто на каком-то этапе страна будет ключевым элементом системы, а потом войдет в конкуренцию с другими странами-участниками коридора. Но это не приведет к тому, что она вообще выйдет из этого поля.

- Значит, уже сейчас надо уделять особое внимание развитию казахстанской логистической инфраструктуры.

Читайте также
Что несёт нам российский IT-релокант

- Этот вопрос поднимается не первый год, и даже не первое десятилетие. И в плане авто-, и в плане железных дорог. И очевидно, что работать есть над чем. Когда мы в этом контексте сравниваем Казахстан и Узбекистан, то очевидно, что при всех проблемах той модели экономики, что развивалась в Узбекистане в предыдущую эпоху, инфраструктурные проекты там реализовывались эффективно. И сегодня транспортная инфраструктура в Узбекистане, внутри страны, очень серьезно выигрывает по сравнению со всеми соседями. Другое дело, что серьезных внешних выходов у нее пока нет.

- Когда начался российско-украинский конфликт, в Казахстане начали говорить о необходимости ускоренного развития транскаспийского коридора. Сейчас это как-то затихло. На ваш взгляд, каково будущее у этой идеи?

- Там много нюансов, которые могут не лежать на поверхности. Как, например, с войной в Украине: она идет, а сейчас всплывают факты, что Россия в Украину поставляет серьезное количество нефти и нефтепродуктов, что вызывает логичный вопрос, как это может быть? То же самое и с транскаспийским маршрутом: мы же знаем, что он есть, работает, но другое дело - в каких объемах идут грузы? Проект, конечно, будет расширяться, на это повлияют, в том числе, и события вокруг Карабаха. Вопрос в том, как все это будет делаться технически, насколько быстро и эффективно.

- То есть, подводя итоги, можно сказать, что при всех сложных геополитических процессах вокруг Казахстана ничего драматичного для его международных логистических амбиций и потенциала не происходит?

- Да. Никто нас ниоткуда вытеснять не собирается. Даже, наоборот, появляются новые возможности. Но насколько эффективно мы сможем этот шанс использовать, определяется тем, насколько качественно мы будем развивать и содержать транспортные коммуникации на своей территории. Вот это главный вопрос.

Фото: kazlogistics.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
"Не знала, что фальшивый документ": главарь ОПГ чёрных риелторов признала вину по одному из эпизодов
Не знала, а сделала - так объяснила она свои действия, в результате которых человек лишился квартиры
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.