Понимает ли правительство, что исполнение поручений президента требует радикальных изменений в общественном и политическом устройстве страны
28 января этого года состоялось заседание правительства, на котором рассматривались меры по исполнению поручений главы государства, данных им на расширенном заседании кабинета министров 24 января. С докладом выступил министр национальной экономики Р. ДАЛЕНОВ.
В связи с необходимостью содержательно и оперативно проработать каждое поручение главы государства было предложено создать рабочую группу в правительстве под председательством премьер-министра.
Министр также сообщил о 10 направлениях работы, по которым предполагается создать соответствующие рабочие подгруппы. В результате до 15 мая текущего года должен быть принят План экономического развития на среднесрочную перспективу. Основные меры, разработанные рабочей группой, войдут в этот план.
Все направления рассматривать не будем, остановимся только на одном из них - "Развитие предпринимательства, конкуренции и разгосударствление". Рабочую подгруппу возглавит сам министр национальной экономики.
Цитата: "Будет реализован комплекс мер. Это - демонополизация рынка, устранение административных и экономических барьеров, а также обеспечение доступа бизнеса к государственным и квазигосударственным закупкам. В целях упрощения получения предпринимателями господдержки и консультаций будет создано единое окно "Правительство для бизнеса". Будет расширен список объектов, подлежащих приватизации".
Пока детали предполагаемого комплекса мер неизвестны, анализировать, а тем более, критиковать, нечего. Но, наверное, можно задать вопросы, чтобы понять, что же имеется в виду и попытаться что-нибудь предложить. Вдруг окажется полезным.
Вопрос первый: что имеется в виду под демонополизацией? На сайте Министерства национальной экономики есть регистр субъектов естественных монополий. Республиканский раздел регистра, который размещен 2.10.2017 и последний раз обновлен 26.06.2018, содержит в себе 62 субъекта. Если его изучить, то становится понятно, что некоторые монополии так и останутся монополиями, ничего с ними не поделаешь. Но, например, АО "Казахтелеком" может распродать значительную часть своих активов, создав благоприятные условия для развития конкуренции. Или другой пример: АО "КТЖ" может оставить себе только магистральные пути, распродав весь вагонный и локомотивный парк. Это тоже положительно повлияет на развитие конкурентной среды. Не говоря уже про АО "Самрук-Энерго".
Но будет ли готово правительство к столь радикальным шагам? Или все ограничится декларациями, планами, уходящими в недостижимое далеко, и косметическими мерами?
Вопрос второй: говоря об устранение административных и экономических барьеров, есть понимание, что это требует серьезных, можно сказать, радикальных изменений в общественном и политическом устройстве страны?
Признание наличия барьеров – уже большой шаг вперед в оценке проблем в экономике страны. Но раз есть барьеры, значит, их кто-то возводит. Причем, те, кто их возводит, обладают для этого соответствующими полномочиями и ресурсами. Устранение барьеров равнозначно значительному сокращению таких полномочий и ресурсов у государственного аппарата (полностью их изъять невозможно – тогда государство перестанет быть государством). Соответственно, требуется строгий общественный контроль за тем, чтобы оставшиеся полномочия и ресурсы не пытались использовать для возведения административных и экономических барьеров.
А это значит, во-первых, рост значения и влияния органов народного представительства. При этом должен быть максимально широкий допуск кандидатов к выборам, чтобы такие органы пользовались общественной поддержкой и доверием.
Во-вторых, требуется подлинная свобода СМИ, развитие практики журналистских расследований.
На самом деле, часть из того, о чем сейчас говорится, уже предусмотрена государственными программами.
В частности, в "Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 г." есть такие новеллы: "Инициатива 3.5 "Передача функций от государства в конкурентную среду". Будет осуществлена передача отдельных функций государства в конкурентную среду, в том числе саморегулируемым организациям. Отбор функций государственных органов, подлежащих передаче в конкурентную среду, будет обеспечиваться путем составления Реестра государственныхфункций и проведения его ежегодной инвентаризации".
И такие: "Инициатива 4.21 "Популяризация программ общественногоконтроля". Будет вестись работа по распространению и популяризации программ общественного контроля за соблюдением законов, в том числе таких, как "Гражданский контроль" и "Этика на государственной службе". Получит дальнейшее развитие практика подотчетности руководителей государственных органов перед общественностью. Для популяризации и повышения эффективности общественного контроля будет использоваться потенциал средств массовой информации в соответствии с лучшими практиками стран ОЭСР".
Самый простой вопрос: когда будут реализованы инициативы, предусмотренные Стратегическим планом?
Более сложный вопрос: готово ли правительство идти на более решительные реформы в сфере общественно-политического устройства страны?
Мировой опыт показывает, что без такого рода мер борьба с административными и экономическими барьерами превращается в борьбу с ветряными мельницами.
Фото: Sputnik / Болат Шайхинов.