Мы вернёмся к прежнему бардаку
Проштудировал в первом прочтении новый закон о госзакупках, новые правила осуществления госзакупок и новые правила проведения камерального контроля. Второе чтение будет с карандашом. Третье - для закрепления материала с последующим несением в массы.
Напомню, что закон - рамочный, все процедурные вопросы спущены в правила госзакупок, принимаемые и бесконечно изменяемые Министерством финансов.
Об имеющихся системных проблемах в госзакупках я уже говорил (например, тут и тут). И новое законодательство эти проблемы, к сожалению, не решает.
Но вот новые правила госзакупок - это прямой откат на десять лет назад.
Во-первых, из процедуры госзакупок ИСКЛЮЧЕНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ заявок потенциальных поставщиков с предоставлением им права приведения заявок в соответствие установленным требованиям.
Этот механизм был внедрен с 1 января 2016 года принятым в декабре 2015 года законом как элемент борьбы с коррупцией, поскольку очень часто заказчики/организаторы отклоняли всех ненужных, протаскивали нужного и его подстраховку и уходили сразу на итоги. И был бардак!
Механизм был неким сдерживающим фактором от беспредела заказчиков/организаторов, так как позволял потенциальным поставщикам устранять какие-то несоответствия или давать пояснения о необоснованности замечаний.
Теперь же мы вернемся к прежнему бардаку. И я уже вижу невиданный доселе полет фантазии заказчиков/организаторов в их формулировках причин отклонения ненужных потенциальных поставщиков.
Остается одна надежда - административная юстиция и СМАСы. С учетом нового механизма обжалования "организатор - суд", сокращенных сроков обжалования (три рабочих дня на подачу жалобу и три рабочих дня на принятие по ней решения), исключения из обжалования "королей госзакупок" ДВГА/КВГА, сокращения сроков рассматривания дел об оспаривании итогов госзакупок в судах (10 рабочих дней со дня подачи иска в суд для проведения предварительного слушания и 10 рабочих дней со дня назначения дела к рассмотрению для его рассмотрения) и вступления решения в силу после апелляции (см. п. 1 ст. 1 тут), толк от судебного разрешения спора очевидно будет, и договор заговорщики исполнить вряд ли успеют. Но в этой связи ожидаю увеличения количества подаваемых исков, ведь заказчики/организаторы устроят беспредел, как это было до 2016 года. Справятся ли суды, ведь судей больше не стало? И не ухудшится ли качество правосудия, ведь эффект "бутылочного горлышка" на примере Судебной коллегии по административным делам Верховного суда подтвердил опасения юридического сообщества?
Во-вторых, ИСКЛЮЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ И НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЗАКУПКИ КАК ОСНОВАНИЕ для заключения договоров о госзакупках из одного источника путем прямого заключения.
Буквально чуть меньше трех лет назад, с 1 января 2022 года, этот механизм был введен в оборот в качестве противодействия одному источнику и коррупции. И практика наглядно показала, что многое из того, что закупалось из одного источника путем прямого заключения договора (ИОИППЗД), оказывается, можно было закупать и конкурентными способами. И даже с экономией.
Но теперь снова будет разгул бардака, особенно среди аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, которым разрешено закупать ИОИППЗД до 4 тыс. МРП (порядка 16 млн тенге) в пределах годового объема. Теперь тот же, например, текущий ремонт здания можно будет разбить на ремонт кровли, ремонт электрики, ремонт отопления, водоснабжения и канализации, благоустройство территории, каждый из которых имеет свой код в номенклатуре, сделать каждый "кусок пирога" размером до 4 тыс. МРП и спокойно уйти на ИОИППЗД. А закупочные принципы оптимального и эффективного расходования денег, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в закупках, открытости и прозрачности процесса государственных закупок, недопущения коррупционных правонарушений, конфликта интересов благополучно смываются в унитаз.
В итоге от чего ушли, к тому и пришли. Видимо, акиматы очень сильно постарались пролоббировать для себя такие условия. Помню даже выступление в Рабочей группе мажилиса одного чиновника от какой-то области, который необходимость возвращения прежнего порядка обосновал заботой о регионе, что якобы на процедуры закупок уходит огромное количество времени и бюджет осваивать они не успевают.
В-третьих, заказчикам опять МОЖНО УКАЗЫВАТЬ бренд, марку, модель, страну происхождения однородных товаров, представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает 1 тыс. МРП (около 4 млн тенге), причем не в годовом исчислении, а именно с привязкой к стоимости конкретного закупаемого товара.
Данная норма уже была до 2022 года (2016-2021), и на практике показала свою коррупциогенность в высшей степени, в итоге от нее и отказались. Все же прекрасно понимают, что на любой товар есть альтернатива.
А что же будем иметь в новом году? Квалифицирующий признак "представленных и доступных на рынке" законодательством не определен. Поэтому каждый заказчик/организатор волен решать сам. А где есть усмотрение - есть интересы. В итоге у нас снова начнут закупать, например, исключительно телефоны "Панасоник", принтеры ХП, моноблоки "Асер", средство для мытья посуды "Комет", стиральный порошок "Тайд", телевизор "Самсунг", стиральную машину "Индезит" и т.д. и т.п. на безальтернативной основе. При этом для "своего" будут поблажки в виде принятия чего-то другого, а для "чужого" - всё строго по договору, и начнется у нас "охота на ведьм".
Еще есть декларативные нормы, не раскрытые ни в законе, ни в правилах, хотя закон о правовых актах такое прямо запрещает.
Также обнаружил покамест две "битые ссылки". В одном случае норма правил ссылается не на ту норму закона. В другом - норма правил также ссылается не на ту норму этих же правил.
Плюсики, конечно, тоже, есть. О них будет позже отдельный пост. Но вышеуказанные минусища перекрывают плюсики полностью, да так, что они просто теряют всякий смысл.
В общем, да здравствует прошлое. Всё новое - это хорошо забытое, но не очень удачное, и даже очень неудачное старое. Не об этом говорил глава государства, не об этом…
"Хотели как лучше, а получилось как всегда".
P.S. На картинке интерпретация ИИ на запрос изобразить кривой закон.
Источник: страница Александра Круглова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!