"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 3

6101 просмотров
0
Айдос САРЫМ
Пятница, 21 Авг 2020, 10:30

Тезисы к новой политической повестке

(Продолжение. Начало см. здесь и здесь).

Мир становится другим, пусть и не кардинально новым, но другим. Соответственно, неизбежно становится иным и наш Казахстан. Мир и Казахстан после пандемии коронавируса требуют иного осмысления и понимания мира в себе и себя в мире. Наши сограждане устали от бездумного технократизма, от политтехнологий вместо политики. Люди хотят новых идей и идеологий, хотят честных  дискуссий и содержательности. Поэтому Казахстан стоит на пороге больших изменений. То, каким он будет в итоге, должно зависеть от осмысленных и обдуманных действий и шагов, а не воли случая и неуправляемого хода событий.

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 2

Тезис пятый. Пропорциональная система выборов

Казахстан перешел к пропорциональной системе выборов в мажилис и маслихаты. Это серьезный шанс сформировать новую партийно-политическую систему страны, новую политическую культуру. При наличии конституционной и законодательной возможности, когда непартийные граждане страны могут приходить в законодательные и представительные органы, за пропорциональную систему выборов надо серьезно бороться и биться с упрощенческими и популистскимиподходами.

При этом, уже сегодня становится очевидным, что необходимо сохранить общенациональный характер политических партий, обязательное представительство во всех регионах, но при этом надо существенным образом снижать партийный ценз по численности членов, скажем, до 10 тысяч граждан. Надо упрощать порядок регистрации политических партий: не дело, когда министерство юстиции требует съездов в тысячу человек! При правильности процедур, реальном региональном представительстве, каждая партия сама вправе определять численность делегатов на учредительный или иной съезд.

Уже сегодня в стране есть шесть-семь политических проектов, нацеленных на создание политических партий. Все они должны получить возможность для получения временной регистрации, приступить к сбору необходимого для регистрации числа сторонников, формирования региональных филиалов, проведения региональных конференций. Не факт, что все они смогут выдержать испытание реальностью. Но все должны получить возможность попытаться создать партию, возможно даже не один раз.

Нужно снизить ценз для политпартий для прохождения в мажилис. В нынешних условиях он должен составлять не более 4-5 процентов. Это разумный и достаточный порог. Для остальных партий, которые не прошли этот ценз, но набрали достаточный набор голосов, надо предусмотреть механизмы кооптации в парламент через Ассамблею или президентскую квоту в сенат. В наших условиях, даже если политпартия набирает 2-3 процента голосов, это означает как минимум десятки или сотни тысяч человек! А это величины, с которыми надо считаться.

Самое главное, что сегодня нужно стране – это запустить реальный политический процесс, дать людям возможность объединяться в те политические партии, которые им интересны и важны. Существующий конституционный механизм позволяет спокойно осуществлять любые честные выборы, любые партийные расклады в нижней палате парламента. При наличии нынешнего сената исполнительная власть может себе даже позволить даже проиграть партийные выборы. Если есть конституционный механизм, его надо использовать, применять, иначе он заржавеет и подвергнет коррозии всю Конституцию и систему госуправления!

Читайте также
"Новая реальность" и "новая нормальность" в посткоронавирусном Казахстане. Часть 1

Маслихаты

Новые выборы в маслихаты будут происходить по пропорциональной системе, когда политические партии будут выставлять списки кандидатов в районные, городские и областные маслихаты. Это очень важная законодательная новация, которая направлена на большую партикуляцию населения в регионах, формирования не сословного, а классового общества, общества среднего класса.

В стране есть 3335 мест во всех маслихатах. Общенациональные политические партии должны будут искать и найти не менее 3000 членов каждая. Если считать, что сегодня в списках есть 6 политических партий, а их число уже в ближайшие месяцы может вырасти до десяти, то это означает, что в стране, наконец, появится политически активный класс людей в регионах, которые будут реализовывать свои повестки на местах, не разделяя, а, наоборот, укрепляя тем самым единство страны, прошивая и сшивая ее заново.

Удивительно, но факт: за тридцать лет независимости мы не имеем еще прецедентов, когда местные партии предложили бы проект альтернативного бюджета, областной, городской или районной программы развития! Мы должны идти к тому, чтобы в каждой области появились сильные политические партии, которые будут формировать костяк крепких профессиональных кадров, понимающих толк в бюджетах, в контроле над ними, будут уметь писать программы, контролировать ход их выполнения. Нам критически важно, чтобы в каждой области появились как минимум шесть-семь и даже больше партийных команд, которые будут бороться за реальную власть, критиковать власть, сильно усложнять жизнь акимам, представителями какой бы партии они ни были. Просто представим себе, что в регионах будет несколько политических команд, которые, конкурируя друг с другом, критикуя друг друга, контролируя друг друга, будут улучшать жизнь регионов, делать принимаемые решения более прозрачными, открытыми, профессиональными! Вместо нелегальной клановой, родовой, криминальной, отраслевой борьбы мы получим легальные партийные институты, вместо архаичной или негативной консолидации мы получим профессиональную политическую консолидацию.

Если каждая из партий сможет воспитать, вырастить, подготовить не менее трёх тысяч профессиональных политиков для выдвижения в маслихаты, в сумме мы получим политический класс емкостью до 30 тысяч человек. Эти тридцать тысяч человек и должны будут составить то, что в Америке называют "deepstate", в Турции – "дерен девлет", а в России – "глубинное государство". Нам тоже необходим этот механизм обеспечения суверенитета, независимости и устойчивости государства.

Читайте также
Азиатский лабиринт

Праймериз

Особенностью и новацией предстоящих выборов являются внутрипартийные выборы партии "Nur Otan". Понятно, что в обществе есть недоверие и скепсис в отношении них. Но базово важно, что это именно внутрипартийные выборы, которые направлены на то, чтобы существенно обновить партийные списки, привлечь максимальное количество новых лиц, прежде несистемных игроков, амбициозных политиков, гражданских активистов.

Если в результате праймериз партии власти удастся вокруг себя консолидировать, собрать новые республиканские и региональные списки, которые на 80-90 процентов будут отличаться от прежних, то это будет серьезным шагом на пути преодоления антиистеблишментных, антиэлитных настроений, захлестнувших как нашу страну, так и весь остальной мир.

Если этот опыт удастся, то он должен стать частью общей политической культуры страны. Было бы и вовсе здорово, если другие партии также будут использовать этот механизм открытости и конкуренции, инструмент новой политической культуры.

Кстати, данным же механизмом могли бы воспользоваться и все недовольные, оппозиционные группы, чтобы определить свой реальный политический вес и поддержку среди общей массы оппозиционно настроенных граждан страны.

Читайте также
Депутат Божко, царица Томирис и слышащее государство

Тезис шестой. Ассамблея народа Казахстана

Все разговоры о том, что Ассамблея народа Казахстана стала избыточным и ненужным органом, пятым колесом в системе управления – это уже привычный "смол толк", часть общего политдискурса. На самом деле, Ассамблея относится к числу органов, которые еще могут сказать свое слово и быть крайне полезными для решения целого круга вопросов.

Ухудшение социально-экономической ситуации, потенциальная возможность переноса или перехода любого криминального конфликта или бытовой ссоры в полноценный межэтнический и межконфессиональный конфликт только актуализирует ее роль и значение.

Если исходить из того, что в стране есть пусть не 130, но как минимум десять крупных этносов, а также еще десяток значительных по численности этносов, способных быть фактором внутренней политики и влиять на ситуацию в конкретных регионах, то надо менять и риторику, и, соответственно, реальную политику. В сфере межэтники надо строить не песочные замки, а реальные политические конструкции и механизмы, использовать реальные официальные и негласные инструменты, которые учитывают реалии и действительность. Нужны конкретные, действенные механизмы вовлечения этнических групп, обеспечить их участие в политической и общественной жизни.

Понятно, что в условиях реальной политической конкуренции большинство активных представителей этнических групп Казахстана, особенно не втянутые в казахский мир, не интегрированные в казахский социум, не будут конкурентоспособны. В любом случае мы должны в целях государственного и гражданского единства предусмотреть возможности их участия в политике. И в этом смысле парламентскую квоту для представителей АНК необходимо сохранить, но совершенствовать и демократизировать.

Читайте также
Тупики, которые мы выбираем

Реформа Ассамблеи может быть произведена путем ее объединения с Гражданским альянсом Казахстана, где есть НПО, которые по численности обгоняют абсолютное большинство этнокультурных объединений. Именно такое объединение позволит говорить об Ассамблее НАРОДА! Тем самым АНК, будучи на деле объединением общественных организаций и НПО, не будет искусственно изолирована от остального гражданского общества. При этом очень важно, чтобы члены прежней АНК набирались общегражданского пафоса, были втянуты в общие проблемы страны, сохраняя свою специфику и направленность. Тем более что большинство членов АНК так или иначе состоят в самых различных НПО, ассоциациях.

Обновленной АНК надо сохранить парламентскую квоту, сохраняя пять из девяти мест именно за представителями этнических групп. При этом сам отбор, выдвижение, голосование за депутатов должны стать более демократическими. Каждый выдвиженец должен не просто претендовать на мандат, а выдвинуть свой политический меморандум, четко обозначить миссию и задачи своего потенциального депутатства. Депутаты от АНК должны ротироваться каждые два года с тем, чтобы успевать продвигать и лоббировать интересы своих НПО в законодательном органе.

На региональном уровне можно предусмотреть квоты для региональных АНК в общественных советах, которые так же могут стать важными субъектами реального представительства и самоуправления в регионах.

(Продолжение следует).

Фото: nurmedia.kz.

Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Ratel Instagram
Новая попытка захватить информационное пространство Казахстана
Кибертеррористы нашли дыру, через которую можно беспрепятственно проникать в информационное поле страны
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы
После заявления президента о прекращении точечных застроек, застройщики стали активнее осваивать любые свободные от зданий участки в Алматы
Рассказы про экономику - 2
Откуда в Казахстане берётся высокая инфляция?
Цветник, скрывающий всадника. В Казахстане цветут двухметровые эримурусы
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Ожидания и реальность в медицине. Часть 2
О гарантированном объёме бесплатной медицинской помощи
Как Россия помогла Джо Байдену осуществить желание Трампа
Совокупные расходы на оборону участников Североатлантического альянса многократно превысят военные бюджеты России и Китая вместе взятые
Алма-Ата и Алматы. Про настоящих героев
О Примжаре Наурзбаеве - забытом герое
Судьи павлодарских судов путают лево и право
Всё для того, чтобы в банальном ДТП признать виновной водителя машины, пропускавшей на пешеходном переходе бабушку и получившей удар сзади
Все дороги ведут в Рим, Польшу и Каражал: пострадавшие клиенты рекрутинговой фирмы Hirint создали онлайн-петицию. Часть 6
Они пытаются обратить внимание госорганов на проблему, которая грозит ростом социальной напряжённости
В Актобе выдвижной дорожный столб "напал" на машину
Горожане гадают, сколько смертей понадобится, чтобы горакимат навёл порядок в центре города
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"