Тезисы к новой политической повестке
(Продолжение. Начало см. здесь и здесь).
Мир становится другим, пусть и не кардинально новым, но другим. Соответственно, неизбежно становится иным и наш Казахстан. Мир и Казахстан после пандемии коронавируса требуют иного осмысления и понимания мира в себе и себя в мире. Наши сограждане устали от бездумного технократизма, от политтехнологий вместо политики. Люди хотят новых идей и идеологий, хотят честных дискуссий и содержательности. Поэтому Казахстан стоит на пороге больших изменений. То, каким он будет в итоге, должно зависеть от осмысленных и обдуманных действий и шагов, а не воли случая и неуправляемого хода событий.
Тезис пятый. Пропорциональная система выборов
Казахстан перешел к пропорциональной системе выборов в мажилис и маслихаты. Это серьезный шанс сформировать новую партийно-политическую систему страны, новую политическую культуру. При наличии конституционной и законодательной возможности, когда непартийные граждане страны могут приходить в законодательные и представительные органы, за пропорциональную систему выборов надо серьезно бороться и биться с упрощенческими и популистскимиподходами.
При этом, уже сегодня становится очевидным, что необходимо сохранить общенациональный характер политических партий, обязательное представительство во всех регионах, но при этом надо существенным образом снижать партийный ценз по численности членов, скажем, до 10 тысяч граждан. Надо упрощать порядок регистрации политических партий: не дело, когда министерство юстиции требует съездов в тысячу человек! При правильности процедур, реальном региональном представительстве, каждая партия сама вправе определять численность делегатов на учредительный или иной съезд.
Уже сегодня в стране есть шесть-семь политических проектов, нацеленных на создание политических партий. Все они должны получить возможность для получения временной регистрации, приступить к сбору необходимого для регистрации числа сторонников, формирования региональных филиалов, проведения региональных конференций. Не факт, что все они смогут выдержать испытание реальностью. Но все должны получить возможность попытаться создать партию, возможно даже не один раз.
Нужно снизить ценз для политпартий для прохождения в мажилис. В нынешних условиях он должен составлять не более 4-5 процентов. Это разумный и достаточный порог. Для остальных партий, которые не прошли этот ценз, но набрали достаточный набор голосов, надо предусмотреть механизмы кооптации в парламент через Ассамблею или президентскую квоту в сенат. В наших условиях, даже если политпартия набирает 2-3 процента голосов, это означает как минимум десятки или сотни тысяч человек! А это величины, с которыми надо считаться.
Самое главное, что сегодня нужно стране – это запустить реальный политический процесс, дать людям возможность объединяться в те политические партии, которые им интересны и важны. Существующий конституционный механизм позволяет спокойно осуществлять любые честные выборы, любые партийные расклады в нижней палате парламента. При наличии нынешнего сената исполнительная власть может себе даже позволить даже проиграть партийные выборы. Если есть конституционный механизм, его надо использовать, применять, иначе он заржавеет и подвергнет коррозии всю Конституцию и систему госуправления!
Маслихаты
Новые выборы в маслихаты будут происходить по пропорциональной системе, когда политические партии будут выставлять списки кандидатов в районные, городские и областные маслихаты. Это очень важная законодательная новация, которая направлена на большую партикуляцию населения в регионах, формирования не сословного, а классового общества, общества среднего класса.
В стране есть 3335 мест во всех маслихатах. Общенациональные политические партии должны будут искать и найти не менее 3000 членов каждая. Если считать, что сегодня в списках есть 6 политических партий, а их число уже в ближайшие месяцы может вырасти до десяти, то это означает, что в стране, наконец, появится политически активный класс людей в регионах, которые будут реализовывать свои повестки на местах, не разделяя, а, наоборот, укрепляя тем самым единство страны, прошивая и сшивая ее заново.
Удивительно, но факт: за тридцать лет независимости мы не имеем еще прецедентов, когда местные партии предложили бы проект альтернативного бюджета, областной, городской или районной программы развития! Мы должны идти к тому, чтобы в каждой области появились сильные политические партии, которые будут формировать костяк крепких профессиональных кадров, понимающих толк в бюджетах, в контроле над ними, будут уметь писать программы, контролировать ход их выполнения. Нам критически важно, чтобы в каждой области появились как минимум шесть-семь и даже больше партийных команд, которые будут бороться за реальную власть, критиковать власть, сильно усложнять жизнь акимам, представителями какой бы партии они ни были. Просто представим себе, что в регионах будет несколько политических команд, которые, конкурируя друг с другом, критикуя друг друга, контролируя друг друга, будут улучшать жизнь регионов, делать принимаемые решения более прозрачными, открытыми, профессиональными! Вместо нелегальной клановой, родовой, криминальной, отраслевой борьбы мы получим легальные партийные институты, вместо архаичной или негативной консолидации мы получим профессиональную политическую консолидацию.
Если каждая из партий сможет воспитать, вырастить, подготовить не менее трёх тысяч профессиональных политиков для выдвижения в маслихаты, в сумме мы получим политический класс емкостью до 30 тысяч человек. Эти тридцать тысяч человек и должны будут составить то, что в Америке называют "deepstate", в Турции – "дерен девлет", а в России – "глубинное государство". Нам тоже необходим этот механизм обеспечения суверенитета, независимости и устойчивости государства.
Праймериз
Особенностью и новацией предстоящих выборов являются внутрипартийные выборы партии "Nur Otan". Понятно, что в обществе есть недоверие и скепсис в отношении них. Но базово важно, что это именно внутрипартийные выборы, которые направлены на то, чтобы существенно обновить партийные списки, привлечь максимальное количество новых лиц, прежде несистемных игроков, амбициозных политиков, гражданских активистов.
Если в результате праймериз партии власти удастся вокруг себя консолидировать, собрать новые республиканские и региональные списки, которые на 80-90 процентов будут отличаться от прежних, то это будет серьезным шагом на пути преодоления антиистеблишментных, антиэлитных настроений, захлестнувших как нашу страну, так и весь остальной мир.
Если этот опыт удастся, то он должен стать частью общей политической культуры страны. Было бы и вовсе здорово, если другие партии также будут использовать этот механизм открытости и конкуренции, инструмент новой политической культуры.
Кстати, данным же механизмом могли бы воспользоваться и все недовольные, оппозиционные группы, чтобы определить свой реальный политический вес и поддержку среди общей массы оппозиционно настроенных граждан страны.
Тезис шестой. Ассамблея народа Казахстана
Все разговоры о том, что Ассамблея народа Казахстана стала избыточным и ненужным органом, пятым колесом в системе управления – это уже привычный "смол толк", часть общего политдискурса. На самом деле, Ассамблея относится к числу органов, которые еще могут сказать свое слово и быть крайне полезными для решения целого круга вопросов.
Ухудшение социально-экономической ситуации, потенциальная возможность переноса или перехода любого криминального конфликта или бытовой ссоры в полноценный межэтнический и межконфессиональный конфликт только актуализирует ее роль и значение.
Если исходить из того, что в стране есть пусть не 130, но как минимум десять крупных этносов, а также еще десяток значительных по численности этносов, способных быть фактором внутренней политики и влиять на ситуацию в конкретных регионах, то надо менять и риторику, и, соответственно, реальную политику. В сфере межэтники надо строить не песочные замки, а реальные политические конструкции и механизмы, использовать реальные официальные и негласные инструменты, которые учитывают реалии и действительность. Нужны конкретные, действенные механизмы вовлечения этнических групп, обеспечить их участие в политической и общественной жизни.
Понятно, что в условиях реальной политической конкуренции большинство активных представителей этнических групп Казахстана, особенно не втянутые в казахский мир, не интегрированные в казахский социум, не будут конкурентоспособны. В любом случае мы должны в целях государственного и гражданского единства предусмотреть возможности их участия в политике. И в этом смысле парламентскую квоту для представителей АНК необходимо сохранить, но совершенствовать и демократизировать.
Реформа Ассамблеи может быть произведена путем ее объединения с Гражданским альянсом Казахстана, где есть НПО, которые по численности обгоняют абсолютное большинство этнокультурных объединений. Именно такое объединение позволит говорить об Ассамблее НАРОДА! Тем самым АНК, будучи на деле объединением общественных организаций и НПО, не будет искусственно изолирована от остального гражданского общества. При этом очень важно, чтобы члены прежней АНК набирались общегражданского пафоса, были втянуты в общие проблемы страны, сохраняя свою специфику и направленность. Тем более что большинство членов АНК так или иначе состоят в самых различных НПО, ассоциациях.
Обновленной АНК надо сохранить парламентскую квоту, сохраняя пять из девяти мест именно за представителями этнических групп. При этом сам отбор, выдвижение, голосование за депутатов должны стать более демократическими. Каждый выдвиженец должен не просто претендовать на мандат, а выдвинуть свой политический меморандум, четко обозначить миссию и задачи своего потенциального депутатства. Депутаты от АНК должны ротироваться каждые два года с тем, чтобы успевать продвигать и лоббировать интересы своих НПО в законодательном органе.
На региональном уровне можно предусмотреть квоты для региональных АНК в общественных советах, которые так же могут стать важными субъектами реального представительства и самоуправления в регионах.
(Продолжение следует).
Фото: nurmedia.kz.