Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
На эту чарующую загадку я наткнулся в одном из ранних рассказов замечательного учёного, философа и литератора Ивана ЕФРЕМОВА. Автора культовых фантастических романов, на которых воспитывалось юношество 60-х-70-х годов - "Туманность Андромеды", "Лезвие бритвы", "Час Быка". Палеонтолога, руководителя знаменитых академических экспедиций в пустыню Гоби – на поиски останков динозавров. Мечтателя, заразившего своей светлой мечтой о совершенном человечестве целое поколение.
Так вот, сюжет одного из ранних рассказов Ефремова, который называется "Белый Рог", построен на некоей "легенде", которая не давала покоя герою - геологу, начальнику партии, проводившей изыскания в районе хребта Кетмень. Легенда была связана с неприступной скалой-горой Акмюнгуз, на которую некогда удалось взобраться одному легендарному воину древности. (Повторить этого не получилось ни у кого).
Для чего античный герой взбирался на Акмюнгуз-Белый Рог? Вынужденно. Именно на таких условиях местный правитель соглашался вернуть батыру похищенную у него невесту. Гордый и сильный воин выполнил невыполнимое – вскарабкался на слывшую неодолимой вершину. Получил обратно свою невесту и… Убил её тут же, на глазах у хана и толпы, в отместку за пребывание в чужом гареме.
Советский геолог, тоже дерзкий и гордый, но "нового разлива", страстно мечтал повторить подвиг батыра. И вовсе не для того, чтобы завоевать сердце начальницы соседней геологической партии, к которой испытывал глубокие чувства. И не из спортивного тщеславия. Геологу больше жизни хотелось узнать – из чего сложены белые отвесы у вершины. А вдруг это оно? Такое нужное стране олово?
"Это" действительно оказалось олово. Вершина, покорившаяся средневековому батыру, конечно же, не могла устоять перед советским геологом. Как, впрочем, не устояло перед ним и ретивое сердце его лукавой коллеги. Несмотря на синяки и ссадины – победа была полнейшей!
Способ, которым герой Ефремова преодолел самый непреодолимый участок скалы, был довольно оригинальным. Дождавшись сильного порыва ветра, он смело пошел по скальной "полке", прижимаемый к скале напором воздуха. Конечно, он при этом изрядно поободрался и побился, но в целом остался довольным и счастливым. На оловянной вершине он нашел старинной работы клинок, некогда оставленный тем легендарным батыром-воином. Меч взял себе на память, а взамен следующему дерзавцу оставил свой геологический молоток.
Вот такая история. Сколь красивая, столь странная. Во-первых, совершенно непонятно почему автор выбрал ареной своего рассказа плоский и невразумительный в альпийском плане Кетмень, где, насколько мне известно, нет ни одной вершины, подпадающей под описания Акмюнгюза. (По крайней мере на казахстанской половине хребта – речь в рассказе шла именно о нём.) Во-вторых, также неясно и с легендой – авторский ли это вымысел, или он действительно что-то от кого-то слышал.
Масла в огонь подливает то, что в 1929 году Ефремов самолично исследовал эти места в поисках заветного "динозаврового горизонта". И он-то уж явно сознавал несоответствие ландшафтов - литературного и реального. Если сюжет вымысел, то что стоило взять соседние горы, хоть с севера, хоть с юга - куда более впечатляющие и эффектные? Но Иван Антонвич зациклил сюжет именно на заведомо плоском Кетмене. Так существовал ли природный прототип Акмюнгюза и связанная с ним реальная легенда? В ущельях Кетменя мне попадались скалы-останцы с отвесными склонами. Правда, они были в десятки раз меньше загадочного Акмюнгюза, да и по цвету – вовсе не белые.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!