Почему расцвет науки случился в Европе, а не в Китае
На рубеже 1 и 2 тысячелетия Западная Европа была самой неразвитой цивилизацией на Евразийском континенте. Два фактора определяли такое положение дел. Первый: крушение Римской империи и всей цивилизационной надстройки с ней связанной. Второй: царствование тотальной идеологии, формирующей представление о мире и природе вещей, проводником которой была Церковь.
Необходимо отметить, что Ислам того времени, тоже претендовавший на тотальность, таковым не являлся. Он был терпим к другим религиям, оказался открыт к достижениям античной культуры, сохранившимся на Ближнем Востоке. Эти терпимость и открытость определили выдающиеся успехи арабской науки.
В те же времена в Китае существовали тотальные идеологические установки, порожденные конфуцианством. Но при этом Китай цивилизационно был самой развитой страной того времени, что было следствием развитой, по меркам того времени, рыночной экономики. Правда науки, как таковой, не существовало. Технический прогресс обеспечивал развитой бюрократический аппарат, обобщавший накопленный опыт.
Но уже в XV – XVI веках в Западной Европе появляется наука в современном ее понимании. И примерно в то же время исламская наука приходит в полный упадок. А в Китае наука так и не появилась.
Упадок влияния Католической церкви
Западная Европа после падения Римской империи и вплоть до XI-XII веков – это территория сплошного невежества и мракобесия. Католическая церковь, опиравшаяся на догматизм и схоластику, через свои доктринальные установки объясняла окружающий мир и формулировала морально-этические нормы, в основе которых лежало послушание перед Богом, Церковью и сеньором. В современных политологических терминах речь идет о тоталитарной идеологии.
В то же время, богатство и плохо скрывавшаяся аморальность поведения церковных служителей подрывали авторитет церкви у рядовой паствы. Ситуация усугублялась тем, что папский престол стал объектом вожделения разного рода авантюристов. Например, Иоанн XXIII по молодости лет занимался пиратством. Правда, помимо него было еще двое пап: Григорий XII и Бенедикт XIII. Это множество пап вошло в историю под названием Великого западного раскола.
Светские монархи хотели влиять на назначения епископов, крупнейших феодалов, больше зависевших от Рима, чем местной власти. Они были готовы пойти на многое, вплоть до полного разрыва с католицизмом.
В результате случилась Реформация – от католицизма отпочковались христианские церкви, известные под общим названием "протестантские". В контексте нашей статьи важным является то, что закончилась эпоха тотальных (тоталитарных) идеологических установок.
Возникновение европейской науки
Негативное влияние тотальных мировоззренческих установок католической церкви заключалось в том, что они препятствовали иным способам познания устройства мира, чем предписаны церковными установлениями. Все причинно-следственные связи сводились к промыслу божьему и чуду.
Церковь препятствовала как могла распространению античной литературы и достижений арабской науки, начавших проникать в Европу с XII века. И то, и другое вступало в противоречие с канонами христианства, как его понимали в те времена. Как писал Жак Ле ГОФФ в "Цивилизации средневекового Запада", античная мысль выжила в Средние века лишь в разодранном, искаженном и униженном христианством состоянии. Вынужденное прибегать к услугам своего поверженного врага, христианство сочло необходимым отнять у своего пленника память и заставило его работать на себя, забыв о своих традициях.
Идеологический и политический упадок Католической церкви, широкое распространение античной и арабской научной литературы, ставшее возможным благодаря бумаге, технология производства которой пришла из Китая, и печатному станку Иоганна ГУТТЕНБЕРГА сделало актуальным вопрос: как на самом деле устроен мир, который нас окружает? С поисков ответа на этот вопрос и началась современная наука.
В то же время в исламских странах шел обратный процесс. Надо понимать, что ислам – это сетевая организация. В ней нет и не может быть ни пап, ни патриархов. Но есть духовные лидеры. Светская власть ради укрепления своего положения либо подчиняла себе таких духовных лидеров, либо духовные лидеры сами возглавляли светскую власть. Общей для всех исламских стран тотальной исламской идеологии не сложилось, а получилось множество локальных тотальных идеологий, которые привели к упадку великую арабскую науку. Потому что мировоззренческий догматизм – это важнейшая опора деспотической власти.
В Китае же наука в современном ее понимании в то время так и не появилась. Ее созданию препятствовали как тотальные идеологические установки, так всесилие бюрократического аппарата, который не видел необходимости в познании мира.
Проекция на современность
Историю развития науки в Средние века невозможно полноценно спроецировать на современность. Тем не менее, в современных условиях мы видим негативное влияние тотальных (тоталитарных) идеологических установках. Но есть нюансы.
Например, советская физика достигла несомненных выдающихся успехов. И это при том, что все ее достижения вступают в прямое противоречие с "Материализмом и эмпириокритицизмом" В. Ленина. От пагубного влияния ленинской работы ее спасло два обстоятельства. Во-первых, авторитет П. КАПИЦЫ, который как мог боролся против идеологического влияния на физику. Во-вторых, необходимость создания ядерного и термоядерного оружия. Но есть и другой пример: биологии так не повезло. Попав под влияние Трофима ЛЫСЕНКО, она потеряла как минимум десятилетие в своем развитии.
Еще хуже обстояли дела в общественных науках, которые поместили в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии.
В современном Казахстане тотальной (тоталитарной) идеологии не существует. Тем не менее, с наукой у нас не все благополучно.
Рис. Рейтинги стран по количеству публикаций и нормализованной цитируемости за 2019–2021 гг. Заимствовано из Национального доклада по науке.
По общему количеству публикаций Казахстан на 76-м месте в мире, а по нормализованной средней цитируемости (отношение числа ссылок на статью к общему их числу на все статьи того же типа, опубликованные в этой предметной области в том же году) только на 193-м месте.
У нас играют негативную роль другие факторы: недофинансирование, отсутствие альтернативных государству источников финансирования, недостаточный престиж научной работы.
Но есть и то, что нас роднит со Средними веками – культивируемые ограничения на общественные дискуссии. Они не запрещены, но и не поощряются.
Возникновение европейской науки не сразу превратило Европу в центр инноваций. Но возник новый мир – мир поиска ответов на вопросы о том, как все устроено. Без этого был бы невозможен инновационный бум, начавшийся на рубеже XVIII–XIX веков.
Иллюстрация: getcanopy.com.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!