Об успехах, которых нет, и важных признаниях
Сегодня разве что только ленивый не критикует Национальный план развития до 2029 г. (НПР). Я, хоть и ленивый, тоже решил присоединиться к критикам. Но прежде необходимо кое-что прояснить.
Помимо того, что все наши государственные планы - документы строгой формы, есть нормативные правила составления написания таких планов, они еще обязаны соответствовать определенным неписанным ритуалам. Например, обязательно рассказывать об успехах, достигнутых в предыдущий период.
Также надо помнить, что Национальный план развития согласовывается с правительством и Администрацией президента. Это не авторский документ, а результат сложных бюрократических согласований, в ходе которых выхолащивается все живое, что могло в него попасть.
Поэтому критиковать НПР занятие, с одной стороны бессмысленное, потому что реальное влияние на нашу жизнь он вряд ли окажет. С другой стороны, разработчики проявили стремление к широкому обсуждению разработанного ими плана, за что заслуживают похвалы - чем больше в нашем обществе публичных дискуссий, тем лучше для развития нашей страны.
Гимн успехам
Анализ текущей ситуации в НПР начинается с признания достигнутых успехов, что является частью обязательного ритуала: "За последние пять лет, с начала действия предыдущего Национального плана развития, Казахстан добился значительных успехов в экономическом и социально-демографическом развитии, что позволило укрепить потенциал будущего роста и повысить устойчивость к глобальным рискам".
На диаграмме 1 отображены некоторые показатели экономического и социально-демографического развития Казахстана. Во-первых, мы видим, что никаких особых экономических успехов нет. Да, ВВП пересчитан на душу населения, но это более точно отражает экономическое развитие, чем ВВП в целом. Во-вторых, нет успехов в социальном развитии – рост Индекса человеческого развития заметно замедлился. И, наконец, в-третьих, нет никаких особых успехов в демографии. Скачок роста населения в 2022 году, скорее всего, связан с миграционным притоком. Но наша миграционная статистика до такой степени кривая, что утверждать это можно только предположительно.
Справедливости ради на заметить, что на экономическое и социальное развитие оказали сильное влияние внешние шоки: мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., падение цен на нефть в 2015-2016 гг. и пандемия 2021-2022 гг. Пандемия также внесла свой отрицательный вклад в демографию за счет избыточной смертности.
Диаграмма 1.
Проблема в том, что такое следование ритуалу создает ложный контекст, обесценивающие важные признания, содержащиеся в НПР.
Важные признания
Если говорить об экономике, то в НПР признается высокая зависимость от экспорта сырья. Неуспехи с диверсификацией экономики объясняются низкой инновационностью и производительностью экономики.
Признают в НПР и проблемы с инвестициями в основной капитал: "В Казахстане наблюдается снижение доли инвестиций: соотношение инвестиций в основной капитал (далее — ИОК) и ВВП сократилось с 18% в 2012 году до 15% в 2022-м. Основными факторами снижения стало сокращение прямых иностранных инвестиций и усиление конкуренции за них, а также снижение доли кредитов юридических лиц к ВВП с 25% до 8% за 2010–2022 годы".
Еще одно важное признание – это накапливающиеся дисбалансы государственных финансов. "С 2010 года государственный долг вырос с 14% до 25% ВВП, вызвав рост расходов на его обслуживание. Доля бюджета на развитие экономики через капитальные затраты за 10 лет снизилась, при этом возросла доля государственной поддержки в структуре доходов населения с 14% до 23% за 2010–2022 годы".
Но нет ни слова про причины, породившие такого рода проблемы. Иначе говоря, симптомы более или менее точно описаны, но сам диагноз не поставлен. А без этого никакой план развития не может быть полноценным, потому что, какие дефекты общественного, политического и экономического устройства необходимо устранить, не прописано. Как следствие, в НПР содержатся проверенные временем неработающие бюрократические мероприятия.
Состояние Общества
В НПР, в первую очередь, не хватает оценок состояния нашего общества: каковы его ценности, устремления, какие внутренние конфликты его разделяют. Все это имеет непосредственное отношение и к экономике тоже. Например, французские экономисты Ян АЛГАН и Пьер КАЮК в своем исследовании "Унаследованное доверие и рост" (Yann Algan and Pierre Cahuc. Inherited Trust and Growth) показали наличие связи между уровнем доверия в обществе и уровнем экономики.
В рамках проекта "Всемирный обзор ценностей" респондентам был задан вопрос: можно ли доверять людям? В Казахстане положительно на него ответили 22.8% опрошенных. Это 36 место среди 85 стран. Разрыв с лидером (Дания) 51.1%.
На диаграмме 2 отражена связь между уровнем доверия в обществе, способностью к многостороннему сотрудничеству и ВВП на душу населения, посчитанному в долларах в ценах 2015 г.
Диаграмма 2.
Уровень доверия зависит от многих факторов, и его невозможно повысить простыми бюрократическими мероприятиями. Требуется демократизация общественно-политического устройства страны, верховенство закона, право на мирный протест против действия власти, свобода слова и много чего еще. На диаграмме 3 для примера показано, как доверие в обществе зависит от уровня демократии и верховенства закона.
Диаграмма 3.
Уровень доверия – это только одна из характеристик состояния общества. А еще есть уровень патернализма, соотношение архаики и модерна, и многое другое. Не имея адекватных представлений о состоянии общества, вряд ли можно предложить действенный план развития.
Иллюстративное фото: сгенерировано ИИ.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!