Странные мероприятия проекта "Ұлттық рухани жаңғыру"
В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории. Н.А. Назарбаев. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Мероприятия, из которых состоит Национальный проект "Ұлттық рухани жаңғыру", можно разделить на несколько категорий: а) мягко говоря, странные; б) полезные, но рутинные; в) имеющие потенциал стать соответствующими уровню национального проекта, если будут сформулированы по-другому.
В этой заметке поговорим о странных мероприятиях.
Странных мероприятий, к чести разработчиков национального проекта, совсем мало. К ним можно отнести "Формирование активной гражданской позиции молодежи, навыков критического мышления, толерантности к мнению других посредством организации во всех регионах дебатов и др." и "Учреждение специальной Президентской литературной премии для молодых казахстанских писателей и поэтов". Но они являются яркими образчиками отечественного бюрократического мышления, ориентированного не на реальную жизнь, а бюрократические же фантомы.
Формирование активной гражданской позиции молодежи
Откровенно говоря, не знаю, что имели ввиду разработчики национального проекта под активной гражданской позицией молодежи. Вряд ли то, чем на самом деле является активная гражданская позиция: критическое отношение к политике государства в любой сфере, где оно присутствует, и открытое публичное выражение своего критического мнения.
Дело в том, что сущностное содержание активной гражданской позиции – это стремление к изменению к лучшему текущей действительности. Но так как за все недостатки текущей действительности отвечает государство, то оно, в первую очередь, становится объектом критики. Но наше государство не любит, когда его критикуют, старается не замечать критики и не реагировать на нее, когда это возможно.
А теперь попытайтесь представить себе, что на специальной дискуссионной площадке "Азаматтық алаң" при Казахстанском институте общественного развития проводятся дебаты, к примеру, об эффективности государства в противодействии распространению коронавируса. И чтобы участники дискуссии открыто и честно высказывали свое мнение. Лично у меня как-то не получается себе представить подобное.
Интересно, что в справочной информации Министерства информации и общественного развития о реализации программы "Рухани жаңғыру" за первое полугодие 2021 года, представлены сведения о том, что дискуссионная площадка "Азаматтық алаң" "активно работает в рамках программы "Рухани жаңғыру" в целях создания диалога и обеспечения тесной связи с гражданским обществом". Но если зайти на страницу этой площадки на сайте КИОР (вот ссылка Дискуссионная площадка "Азаматтық алаң" - "Казахстанский институт общественного развития "Рухани жаңғыру" (kior.kz), то на ней нет никаких сведений об уже проведенных дискуссиях. Конечно, возможно, автор плохо искал, попробуйте найти сами. А возможно, никаких дискуссий и не было.
Реальному формированию активной гражданской позиции способствовала бы дальнейшая либерализация законодательства о митингах (определенное смягчение произошло, но явно не достаточное), реальная свобода слова, независимая судебная система. Если формирование активной гражданской позиции не бюрократическая отписка, а реальное желание, то надо писать об этом, а не о непонятной дискуссионной площадке.
Литературная премия для молодых писателей и поэтов
Для начала, короткая история, имеющая некоторое отношение к этой теме.
В 1954 г. Жан-Поль САРТР первый раз приехал в Москву. В рамках программы визита он посетил Государственный институт литературы имени Горького (ГИЛИГ), где молодые поэты читали ему свои стихи (Сартр через переводчика слушал фактически подстрочник). У каждого из выступавших французский мэтр спрашивал, почему он хочет стать поэтом. И каждый раз слышал дежурный ответ про полезность своему народу. Сартру было скучно. Но вот вышел неказистый паренек, который прочитал стихотворение, начинающееся строками:
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лёжа…
Жан Поль Сартр встрепенулся.
- С тобою всё ясно, юноша! Ты здесь находишься по причине таланта. Талант и только талант может воспеть свою родину… Надеюсь, это ты тоже понял?! - перевели "вельможе" слова Сартра.
Поэт с прыщеватой физиономией захохотал:
- Я захотел стать поэтом, потому что знаю: девочки поэтов любят. И чем лучше из меня будет поэт, тем сильнее меня будут они любить (цитируется по странице в интернете Николай Анциферов и Жан Поль Сартр — Слава Севастополя (slavasev.ru).
Мероприятие "Учреждение специальной Президентской литературной премии для молодых казахстанских писателей и поэтов" должно способствовать достижению показателя "Повышение читательской активности населения в рамках проекта "Читающая нация" в рамках решения задачи "Развитие казахстанской идентичности и интеллектуального потенциала". Поэтому, можно предположить, что литературная премия должна служить ориентиром для читателя – какого поэта или писателя стоит читать.
Но вот, например, на первую нобелевскую премию по литературе, среди прочих, был выдвинут Лев Толстой, но получил ее Рене СЮЛЛИ-ПРЮДОМ. Значит ли это, что Толстой не заслуживает читательского внимания? Особую пикантность этой истории придает то, что в то время во Франции были поэты посильнее, чем Сюлли-Прюдом, например, Поль ВЕРЛЕН.
Другой пример. Кто был при жизни более популярен: ВЫСОЦКИЙ или Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ (безусловно, выдающийся поэт)? Очевидно, что популярность Высоцкого была больше, но никаких премий у него не было, а Вознесенский был лауреатом Государственной премии СССР.
Не наличие или отсутствие премии влияет на популярность автора, а совсем другие факторы. В первую очередь, доступность читательской аудитории (в случае Высоцкого – зрительской). Николая АНЦИФЕРОВА, с истории которого начался этот раздел, публиковали мало. Несмотря на свой несомненный большой талант, он широкой публике известен не был. От этого пристрастился к алкоголю и молодым, в 34 года, ушел из жизни. Нужно развивать специальные площадки, на которых автор сможет встретиться с читателем. Но развитие таких площадок задача не для государства, а для частного бизнеса. Александр СУВОРИН, первый издатель А. ЧЕХОВА, от государства никак не зависел. Другое дело, что, если частный бизнес не заинтересован в создании таких площадок, тогда уже государство должно разобраться - почему, и устранить барьеры.
Другой важный фактор – состояние дел в отечественном литературоведение, литературной критике. Совсем не знаю, как здесь обстоят дела, но точно ясно одно: литературовед, литературный критик являются для читателей лоцманами в литературном море, во многом влияют на литературные вкусы и предпочтения читателей. Но никаких мероприятий, связанных с развитием литературоведения, литературной критики в национальном проекте нет.
Третий фактор – качество подготовки учителей литературы. Во-первых, от их педагогических талантов в целом зависит, будет у подростка вкус к чтению литературы или нет. Во-вторых, от их кругозора, от уровня их знакомства с современными авторами зависит, узнает ли юноша или девушка о них. Но об этом тоже ничего нет в национальном проекте.
Справедливости ради, надо отметить, что есть полезное мероприятие, если оно не будет извращено или выхолощено отечественными бюрократами: "Организация и проведение республиканских конкурсов "Жылдың үздік кітабы" и "Үздік балалар шығармасы" в целях стимулирования, поддержки представителей детской литературы и отечественных издательских организаций". Конкурс, если он проводится открыто и честно, это форма справедливой конкуренции, в которой побеждает достойный. Но самое главное, подчеркнем еще раз – открытость и честность.
Надеюсь, что удалось показать, что речь идет о бюрократических отписках, а не о реальном желании достичь важных для страны результатов.
Фото: egemen.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!