Непопулярный пост
Безусловно, 2023 год будет очень важным для страны, так как в этом году будет разрабатываться новый налоговый кодекс. Несмотря на различные теории относительно низких ставок, налоговая база у нас в ненефтяном секторе сильно не растет, и все программы по развитию несырьевого сектора не дали должного результата. Это привело к тому, что жить без нефти мы не можем и трансферты из Нацфонда сейчас являются самой крупной статьей дохода в бюджете. Чтобы достичь приемлемого дефицита бюджета и еще копить деньги в Нацфонде, придется повышать налоги, и в этом кроется вся соль. Кому и сколько, а самое главное - как повышать, будет основным вопросом при разработке Налогового кодекса.
Чтобы подсчитать, на сколько нужно увеличить налоги, нужно весь дефицит скорректировать на величину прироста налогов за счет заложенного реального роста ВВП. Далее поделить в определенной пропорции между всеми налогами и считать, на сколько какой налог повышать.
При этом разработка налогового кодекса должна строиться на принципах, которых не так много, но без них нельзя строить Налоговый кодекс. Главными принципами любой налоговой системы являются принцип равенства и справедливости, принцип эффективности и принцип разумности (экономности).
Самый спорный, но самый важный принцип - это принцип справедливости налогообложения. Например, транспортный налог платят за наличие машины, хотя справедливо платить за количество использования автомобиля. Такое возможно, например, за счет включения транспортного налога в акциз на топливо. Чем больше тратишь топлива, тем больше платишь.
Прогрессивное налогообложение также является более справедливой системой, хотя с какого угла смотреть.
Справедливость также очень актуальна для налогообложения недропользователей. Недра принадлежат народу, поэтому налогообложение данного сектора является наиболее чувствительным. В данном аспекте важна норма рентабельности в зависимости от стадии разведки и вида добычи. Сейчас очень разбалансирована система налогообложения недропользователей, хотя это должно быть основным нашим доходом в бюджет страны.
Эффективность налоговой системы определяется способностью стимулировать развитие экономики, и здесь не всегда работают низкие ставки. Например, прогрессивное налогообложение является одним из основных методов стимулирования. Если физическому лицу давать возможность из доходов вычесть расходы, которые стимулируют внутренний спрос (расходы на приобретение жилья, образование, медицину, туризм), то это стимулирует внутреннее потребление, и человек не платит налоги с этих сумм. Так как он потребляет внутренний продукт, то налоги заплатит тот, у кого он купил, в виде КПН и налогов с заработной платы. Прогрессивная шкала будет его к этому стимулировать. По такому же принципу работает система с доходами корпораций в виде ускоренных амортизаций ОС, НМА, налогообложением дивидендов и так далее.
Продолжая про недропользователей: нужно стимулировать их к тому, чтобы большее количество переделов производилось внутри страны, а для этого нужно с повышением передела сокращать ставку, тем самым стимулировать к созданию производства. К сожалению, уровень глубины переработки у нас оставляет желать лучшего, особенно в горнорудной промышленности.
Для справки, при расходной части республиканского бюджета в размере 18,5 трлн тенге налоговые поступления обеспечивают всего 10 трлн тенге. Остальное закрывается за счет трансфертов с Нацфонда и займов минфина. 8,5 трлн тенге - это огромная сумма, которую закрыть без повышения налоговых ставок будет крайне сложно. Либо нужно понимать, что накапливать деньги в Нацфонд за счет нефтяного сектора мы не сможем.
Источник: телеграм-канал Галима Хусаинова.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!