Продажа долей "Казатомпрома" не спасёт ситуацию
В каждой сфере деятельности год начинается в разное время, тогда как в политической жизни нашей страны год начинается 1 сентября. Традиционно глава государства в начале сентября выступает с Посланием, где озвучивает свои инициативы на предстоящий год.
Этот год для Казахстана будет годом вызовов, так как достаточно большие дисбалансы продолжают накапливаться в экономике. Очевидно, что достичь экономического роста в 6% будет практически невозможно в этом году и будет чудом, если мы дотянем до 4%. Здесь, объективности ради, нужно акцентировать внимание на том, что основной провал у нас наблюдается в нефтедобыче, и это существенно повлияло в целом на рост в стране. Обрабатывающая промышленность показывает обнадеживающую динамику, но при этом нужно обратить внимание на то, что основным драйвером роста является строительство и логистика. Я много раз писал, что строительство не является мультипликативной отраслью, а всегда используется как канал фискального импульса в экономику, что в долгосрочном аспекте не является эффективным. В этом году, думаю, это результат национальных проектов. Рост логистики, скорее всего, обусловлен ростом тарифов на монопольных транзитных перевозках, но здесь имеется глобальная угроза, так как Китай совместно с Кыргызстаном и Узбекистаном начал строительство железной дороги в обход Казахстана. Вместо создания конкурентной среды в транзитных перевозках, мы почему-то пытаемся ее монополизировать через КТЖ.
Но самой огромной проблемой для Казахстана в ближайшее время будут налоговая и бюджетная политики. Очевидно, что в этом году даже маневры по продаже долей "Казатомпрома" с баланса "Самрука" на баланс Минфина за счет Нацфонда сильно не спасут ситуацию, и, скорее всего, потребуются дополнительные заимствования или трансферты с Нацфонда. Из краткой аналитической записки Минфина видно, что уже начали экономить, и в первую очередь под раздачу попал Минздрав. Их расходы профинансированы всего на 67%. Недавно встречался со своим другом, известным хирургом. Он впервые за долгое время вышел в отпуск больше чем на две недели, что связано с тем, что у них просто нет денег на финансирование дорогостоящих операций. Болеть люди меньше не стали, просто их теперь просят ждать, когда деньги появятся. В такой ситуации больше всего удивляют инициативы в новом Налоговом кодексе, которые всё также направлены на неэффективное предоставление льгот и преференций, которые работать не будут. Создание неравных условий в отраслях и между отраслями приводит к дестимулированию конкуренции и снижению роста, для этого есть ряд причин:
- Создание благоприятных условий для предприятий определенного размера приводит к дальнейшему дроблению бизнеса, и у них нет стимулов институализироваться и создавать нормально работающие корпорации с корпоративным управлением, что приводит к сокращению производительности труда и снижению в целом эффективности.
- Разные ставки между отраслями будут приводить к созданию схем оптимизации налогов через аффилированные компании, но на развитие это сильно влиять не будет, так как для компаний более важными являются равные конкурентные возможности, а не преференции избранным компаниям.
- Сложные налоговые системы будут порождать более жесткие формы администрирования, что будет вызывать субъективизм в проверках (например, в определении аффилированности) и будет являться тормозом развития проверяемых компаний.
И таких примеров множество. При этом увеличение налоговой нагрузки должно проходить на фоне увеличения эффективности государственных расходов. Для этого необходимо не просто административными методами сокращать расходы, но и более активно осуществлять структурные изменения путем передачи многих функций на рынок, повышать производительность труда в государственном аппарате и более эффективно осуществлять государственные закупки. Очень важно проанализировать исполнение поручений в рамках прошлого послания, особенно в части структурных изменений. В части финансовой инфраструктуры пока нет понимания по объединению бирж, хотя вроде это не такой сложный вопрос. Содержание двух полноценных бирж на таком маленьком рынке явно является неэффективным. По регулированию и приближению к международным стандартам, AIX находится куда ближе, и здесь логичнее присоединение KASE к AIX, и, может быть, правильнее было бы регулирование РЦБ передать в ведение МФЦА. То же самое касается вопроса реформирования "Байтерека": было много инициатив, но не видно больших изменений, всё также множество дочерних компаний, содержание которых не всегда является оправданным.
Банковское регулирование пока остается также достаточно сложным, и текущая регуляторная среда пока не является привлекательной с точки зрения появления новых игроков на рынке. Корпоративное кредитование не растет такими темпами, которые обеспечили бы нужную траекторию роста. При этом привлечение иностранных инвестиций в ручном режиме пока не дает больших результатов, и это очевидно, так как иностранцам нужно больше институциональных гарантий в виде работающих институтов (работа акиматов, налоговых и регулирующих органов, правоохранительных органов, судебной системы). Было бы логично сделать акцент на уже существующий МФЦА и унифицировать работу всех органов. Например, несмотря на усилия МФЦА по привлечению инвестиций, многие иностранные компании сталкиваются с неоднозначным комплаенс-контролем, который сейчас приобрел ключевую роль. У нас нет единых подходов между банками, а АФМ придерживается более жесткой позиции, тогда как другие страны используют текущую ситуацию в своих целях. ОАЭ, Оман, Турция, Грузия, Армения, Кыргызстан и так далее всё больше и больше оттягивают на себя региональных иностранных инвесторов, и мы как страна теряем привлекательность. В этом плане АФМ в координации с АРРФР должны иметь единые принципы комплаенс-контроля, чтобы эффективно отделять мух от котлет. Если не решить системно вопрос с привлечением инвестиций, достичь экономического роста будет крайне сложно.
Можно перечислять ещё много проблем и недоработок, но наиболее важными являются задачи по сокращению дефицита бюджета, налоговой политике, реформированию государственного и квазигосударственного сектора, привлечению инвестиций и дальнейшей либерализации экономики.
Фото: фото пресс-службы Акорды.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!