На ком будут экономить: о провалах в налоговой и бюджетной политике Казахстана

2982 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Понедельник, 05 Авг 2024, 15:00

Продажа долей "Казатомпрома" не спасёт ситуацию

В каждой сфере деятельности год начинается в разное время, тогда как в политической жизни нашей страны год начинается 1 сентября. Традиционно глава государства в начале сентября выступает с Посланием, где озвучивает свои инициативы на предстоящий год.

Этот год для Казахстана будет годом вызовов, так как достаточно большие дисбалансы продолжают накапливаться в экономике. Очевидно, что достичь экономического роста в 6% будет практически невозможно в этом году и будет чудом, если мы дотянем до 4%. Здесь, объективности ради, нужно акцентировать внимание на том, что основной провал у нас наблюдается в нефтедобыче, и это существенно повлияло в целом на рост в стране. Обрабатывающая промышленность показывает обнадеживающую динамику, но при этом нужно обратить внимание на то, что основным драйвером роста является строительство и логистика. Я много раз писал, что строительство не является мультипликативной отраслью, а всегда используется как канал фискального импульса в экономику, что в долгосрочном аспекте не является эффективным. В этом году, думаю, это результат национальных проектов. Рост логистики, скорее всего, обусловлен ростом тарифов на монопольных транзитных перевозках, но здесь имеется глобальная угроза, так как Китай совместно с Кыргызстаном и Узбекистаном начал строительство железной дороги в обход Казахстана. Вместо создания конкурентной среды в транзитных перевозках, мы почему-то пытаемся ее монополизировать через КТЖ.

Читайте также
Казахстану необходимо радикально сократить субсидирование реального сектора экономики

Но самой огромной проблемой для Казахстана в ближайшее время будут налоговая и бюджетная политики. Очевидно, что в этом году даже маневры по продаже долей "Казатомпрома" с баланса "Самрука" на баланс Минфина за счет Нацфонда сильно не спасут ситуацию, и, скорее всего, потребуются дополнительные заимствования или трансферты с Нацфонда. Из краткой аналитической записки Минфина видно, что уже начали экономить, и в первую очередь под раздачу попал Минздрав. Их расходы профинансированы всего на 67%. Недавно встречался со своим другом, известным хирургом. Он впервые за долгое время вышел в отпуск больше чем на две недели, что связано с тем, что у них просто нет денег на финансирование дорогостоящих операций. Болеть люди меньше не стали, просто их теперь просят ждать, когда деньги появятся. В такой ситуации больше всего удивляют инициативы в новом Налоговом кодексе, которые всё также направлены на неэффективное предоставление льгот и преференций, которые работать не будут. Создание неравных условий в отраслях и между отраслями приводит к дестимулированию конкуренции и снижению роста, для этого есть ряд причин:

  1. Создание благоприятных условий для предприятий определенного размера приводит к дальнейшему дроблению бизнеса, и у них нет стимулов институализироваться и создавать нормально работающие корпорации с корпоративным управлением, что приводит к сокращению производительности труда и снижению в целом эффективности.
  2. Разные ставки между отраслями будут приводить к созданию схем оптимизации налогов через аффилированные компании, но на развитие это сильно влиять не будет, так как для компаний более важными являются равные конкурентные возможности, а не преференции избранным компаниям.
  3. Сложные налоговые системы будут порождать более жесткие формы администрирования, что будет вызывать субъективизм в проверках (например, в определении аффилированности) и будет являться тормозом развития проверяемых компаний.

И таких примеров множество. При этом увеличение налоговой нагрузки должно проходить на фоне увеличения эффективности государственных расходов. Для этого необходимо не просто административными методами сокращать расходы, но и более активно осуществлять структурные изменения путем передачи многих функций на рынок, повышать производительность труда в государственном аппарате и более эффективно осуществлять государственные закупки. Очень важно проанализировать исполнение поручений в рамках прошлого послания, особенно в части структурных изменений. В части финансовой инфраструктуры пока нет понимания по объединению бирж, хотя вроде это не такой сложный вопрос. Содержание двух полноценных бирж на таком маленьком рынке явно является неэффективным. По регулированию и приближению к международным стандартам, AIX находится куда ближе, и здесь логичнее присоединение KASE к AIX, и, может быть, правильнее было бы регулирование РЦБ передать в ведение МФЦА. То же самое касается вопроса реформирования "Байтерека": было много инициатив, но не видно больших изменений, всё также множество дочерних компаний, содержание которых не всегда является оправданным.

Читайте также
Чем проще и понятнее налог, тем сложнее уйти от него

Банковское регулирование пока остается также достаточно сложным, и текущая регуляторная среда пока не является привлекательной с точки зрения появления новых игроков на рынке. Корпоративное кредитование не растет такими темпами, которые обеспечили бы нужную траекторию роста. При этом привлечение иностранных инвестиций в ручном режиме пока не дает больших результатов, и это очевидно, так как иностранцам нужно больше институциональных гарантий в виде работающих институтов (работа акиматов, налоговых и регулирующих органов, правоохранительных органов, судебной системы). Было бы логично сделать акцент на уже существующий МФЦА и унифицировать работу всех органов. Например, несмотря на усилия МФЦА по привлечению инвестиций, многие иностранные компании сталкиваются с неоднозначным комплаенс-контролем, который сейчас приобрел ключевую роль. У нас нет единых подходов между банками, а АФМ придерживается более жесткой позиции, тогда как другие страны используют текущую ситуацию в своих целях. ОАЭ, Оман, Турция, Грузия, Армения, Кыргызстан и так далее всё больше и больше оттягивают на себя региональных иностранных инвесторов, и мы как страна теряем привлекательность. В этом плане АФМ в координации с АРРФР должны иметь единые принципы комплаенс-контроля, чтобы эффективно отделять мух от котлет. Если не решить системно вопрос с привлечением инвестиций, достичь экономического роста будет крайне сложно.

Можно перечислять ещё много проблем и недоработок, но наиболее важными являются задачи по сокращению дефицита бюджета, налоговой политике, реформированию государственного и квазигосударственного сектора, привлечению инвестиций и дальнейшей либерализации экономики.

Фото: фото пресс-службы Акорды.

Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
На какие уступки может пойти Киев: интервью с экспертом Максимом Крамаренко
Аналитик о скандале вокруг нового мирного плана, реакции Киева и вероятных сценариях для Украины
ЕАЭС в поисках новой динамики
Десять лет ЕАЭС: работающие механизмы и нерешенные вопросы
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В этом году в Казахстане собрано пшеницы на 500 тыс. тонн больше уровня предыдущего года
О чём говорит ноябрьский отчёт USDA
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента