Известный артист – о работе на одном из самых знаменитых шоу прошедшей ЭКСПО
Весной этого года известный цирковой артист и шоумен Мурат МУТУРГАНОВ (на снимке с сыном) внезапно оказался в Астане. Причина проста – Cirque du Soleil уже начал подготовку к своему выступлению, и Мурат не мог этого пропустить. А буквально на прошлой неделе Евразийское культурное сообщество вручило Мурату медаль за вклад в развитие циркового искусства – чем не повод гордиться собой? И вот, начав, как говорится, за здравие – о работе с известными на весь мир артистами и цирковой атмосфере, закончили мы за упокой – о казахстанском цирке и его печальном состоянии…
Когда мне зааплодировали, артисты «Дю Солея» спросили: почему?
- Когда вы выложили пост в социальных сетях про переезд в Астану, все поняли – это связано с Cirque du Soleil. Но все-таки расскажите: как все было на самом деле?
- Все очень просто: когда я узнал, что Cirque du Soleil едет на «Экспо», то подумал: «Это же прекрасный шанс проявить себя и вряд ли он представится когда-нибудь еще!». И я поехал в Астану… волонтером! Все здесь бросил и поехал! Пришел в цирк и сказал: я - цирковой артист, хотел бы с вами поработать волонтером, окунуться во всю эту атмосферу, впитать ваш опыт. Они сказали: «Пожалуйста». А через три дня предложили мне быть менеджером. В мои обязанности входило отвечать за волонтеров, за зрителей и за то, чтобы во время шоу не было никаких проблем. И вот - первый закрытый показ для журналистов. Меня попросили выйти на сцену и объявить правила поведения в зале во время выступления.
И когда я вышел на сцену, мне зааплодировали. Артисты «Дю Солея» удивились – почему? Пришлось объяснить им, что меня все-таки немного да знают, особенно журналисты. Им это понравилось, и в итоге все 72 шоу я выходил на арену и объявлял. И это – огромная гордость и огромный опыт. Понимаете, это шоу - уникальное, создавалось исключительно для ЭКСПО, и больше его нигде не покажут. Это, повторюсь, колоссальный опыт.
- Кого-то еще из наших цирковых артистов встретили там?
- Нет. И я был очень удивлен: когда приехал туда, то думал, что будет очередь из них… Но нет! Вот поэтому наш цирк и находится в таком состоянии: артисты живут в своем закрытом мире и не видят ничего вокруг… Не зря я конфликтовал с ними, когда был замдиректора цирка: говорил – откройте шире глаза! На что слышал в ответ, что ничего не понимаю и что я выскочка…
Бросить все и уехать с «Дю Солеем»? Легко!
- Не будем о грустном. Что-то интересное, полезное, вдохновляющее почерпнули из гастролей Cirque du Soleil?
- Конечно! У меня был блокнот, куда я записывал все, что хотел бы запомнить и привнести в свои шоу. У них совершенно иной подход к созданию программы: они ее планируют за год! Сначала серьезный кастинг на сценаристов, затем – на режиссеров, все поэтапно и максимально четко расписано. Затем под сценарий отбирают номера, костюмы, пишется музыка (всегда живая и эксклюзивная) и все это комбинируется, как пазл. Кроме того, они огромное внимание уделяют свету. Всю светотехнику они привезли с собой. И это, конечно, что-то! Человек, который ставит свет, словно пишет картину!
Он светом может такие чудеса творить, что просто голова кругом идет. Представляете, благодаря игре света на сцене можно незаметно перейти из одного номера в другой: они просто концентрируют весь свет на небольшом участке сцены, а в это время в полной темноте на сцене создается совершенно другой образ для следующего номера. Выглядит волшебно.
Для меня это важное открытие – я же делаю свое ежегодное шоу и однозначно буду это там использовать. Использовать, применять, но – не копировать! Нельзя копировать Cirque du Soleil. Надо вдохновляться им и стремиться к его уровню, но не копировать. Он один-единственный и поэтому он – Cirque du Soleil.
- А ребята из Cirque du Soleil не планируют гастроли по Казахстану?
- В ближайшее время нет, но галочку на нашей стране они себе однозначно поставят. Они были поражены, какой ажиотаж возник вокруг них и их шоу: распроданные за месяцы вперед билеты, отсутствие свободных мест, вдохновленная публика… Раньше они вообще не имели представления о нашей стране, но, побывав здесь, решили – к нам можно с гастрольным туром.
- Провокационный вопрос: не хотелось бросить все и уехать с «Дю Солеем»?
- Конечно, хотелось! Тем более, что они меня заметили, попросили прислать мое видео, хотят внести в базу... Они были бы не против поработать со мной и как с артистом, и по административной части. Но я не могу бросить все и уехать: кто тогда будет продвигать и развивать наш цирк? И это ни в коем случае не понты, просто многим в этой сфере все равно, их не волнует, что с цирком будет дальше. Поэтому я считаю, что не зря мой папа основал нашу цирковую династию - Мутургановых и что она продолжается (мой сын Майкл тоже будет артистом цирка, это уже решено).
Конечно, хочется уехать с ними, поработать лет пять, набраться опыта, но тогда я потеряю здесь все свои наработки и фундамент, который заложил. Я верю, что совсем скоро у меня будет свое грандиозное шоу и я стану директором цирка либо Алматы, либо Астаны... Я должен доказать артистам, что я действительно хотел сделать лучше для них, а доказать я это смогу не словами, а действиями.
Цирк – это коллаборация нового и старого. Но не у нас
- Кстати, о нашем цирке… Почему же там все так печально? Ходить можно исключительно на «привозные» шоу. А наши многие дети до конца не высиживают.
- Вся проблема нашего цирка в том, что он - на дотации у государства. Государство выделяет ему определенную сумму, независимо от того, одно представление там пройдет или 10, будет ли это супер шоу или просто заурядное представление. Свои деньги артисты получат. И развития нет, потому что - зачем? Ведь деньги-то и так есть. Но когда цирк перейдет в доверительное управление к кому-то, тогда запустится механизм возрождения. Наш цирк может зарабатывать очень большие суммы.
Даже сейчас, даже без продвижения и рекламы, поток людей там очень хороший, но есть и те, кто вообще туда не ходит. А если их завлечь? Делать мастер-классы для детей, открыть цирковую студию, цирковое кафе, создать уникальное цирковое представление, наконец! Искусство всегда требует денег. И это реальная возможность заработать, но пока это никому не нужно.
- А что же молодые артисты? Они не хотят внести «свежую кровь» в наш цирк?
- Ой, с этим все еще сложнее. У нас есть цирковой колледж, который выпускает 7-8 человек ежегодно. Этого очень мало, но даже из этого скромного количества никого не берут в коллектив цирка.
- Почему?
- Потому что штатное расписание на определенное количество человек. И наше старшее поколение, которое я очень уважаю, просто хочет доработать до пенсии. Подход у них простой: «Зачем нам жонглер? У нас есть!». И идут молодые жонглеры барменами, акробаты – охранниками, кто-то на тоях выступает, чтобы просто зарабатывать деньги на жизнь. Но той – это не искусство, это банальщина. Молодые таланты просто рубят на корню. И это очень обидно. Ведь цирк держится именно на коллаборации: молодое поколение придумывает, старое – подсказывает. У нас такого, к сожалению, пока что нет.
- Недавно мы разговаривали с Жайдарбеком Кунгужиновым, и в разговоре промелькнула мысль, что в цирке грядет новая волна. Вы ее чувствуете?
- Нет, я ее не чувствую. Может быть, это потому, что я не бывают за кулисами – меня же в цирк не пускают с 2013 года. А вполне возможно, что этот дух чего-то нового витает именно там, в закулисье. И знаете, если это так – я очень рад! И готов помогать. Но пока я – персона нон грата. И это меня только подхлестывает делать что-то новое, интересное и крутое. И я уверен, что когда-нибудь государство скажет: «А давайте развивать цирк», и первый, кто придет на ум, буду я. Папа всегда говорил: слабый боится – сидит дома, сильный боится – идет дальше. Так я и стараюсь поступать.
- Насколько я поняла, сейчас вы живете между Алматы и Астаной. Так будет и дальше?
- Пока в ближайших планах переезда в Астану нет – все мое внимание и силы сейчас уйдут на ежегодное новогоднее шоу «Смайл» (которое, несмотря ни на что, будет и в этом году). При этом 20 октября будет открыта новая цирковая студия в Астане, и я собираюсь там преподавать.
Пока да, буду жить на два города, но потом, возможно, окончательно переедем в Астану. В школе в Алматы останется папа, ведь это была его мечта. Я всегда говорю: все мои достижения - это папины достижения. Моя история началась лишь после того, как родился сын. Поэтому – все еще впереди!
Фото: из архива Мурата Мутурганова.