Известный каскадер – о том, как цирк и лошади привели его в голливудскую команду постановщиков трюков и помогли получить спортивный «Оскар»
Жайдарбек КУНГУЖИНОВ (на снимке) и группа каскадеров Nomad Stunts известны не только в Казахстане, но и во всем мире. «Неудержимые-2», «Дневной Дозор», «Викинг», «Кочевник», «Султан Бейбарс», «47 ронинов», «Конан Варвар», «Мын бала», «Шал», «Рэкетир» - это далеко не полный список фильмов, в съемках которых группа принимала участие в качестве постановщиков трюков и их исполнителей.
Эта гремучая смесь и есть моя жизнь
Результат такой активной творческой деятельности: Жайдарбек Кунгужинов был принят в Международную группу постановщиков трюков Hitz International, а совсем недавно группа каскадеров Nomad Stunts стала официальным партнером Международного агентства All International Actors. Это и есть признание.
Жайдарбек – человек невероятно занятой: съемки, тренировки, репетиции, командировки… Но нам все же удалось поговорить с ним – о спорте, о съемках и даже о будущем казахстанского кино.
- Ваше конное шоу - удивительное! Сложно ли работать с этими животными? Или с людьми труднее?
- Это с какой стороны посмотреть (улыбается). Конечно, с лошадьми работать куда сложнее. Ведь на них тратится больше времени. Лошади же не объяснишь, почему я хочу, чтобы она сделала именно так, а не иначе. Приходится искать подход, пути соприкосновения с животными, чтобы они понимали, что и зачем от них требуется. В этом и есть суть дрессировки – не банальное унижение и подчинение себе животного, а общий язык с ним, взаимопонимание…
- Почему вы решили посвятить себя трюкам, кино и коням? Чувствовали в этом потребность? Или просто судьба?
- Конечно же, все начинается с любви. Когда-то давно я начинал работать в цирке как конный акробат, и очень сильно полюбил лошадей: это прекрасные умные животные. Кроме того, я знал, как с ними работать, на что обращать внимание. Но и без Госпожи Удачи здесь не обошлось: мне повезло, что меня начали приглашать на фильмы как каскадера-конника. И я влюбился это дело. Возможно, что постоянное чувство адреналина мне просто необходимо, ведь в кино работать сложно, но невероятно интересно! Я получаю от этого огромное удовольствие, кураж, адреналин – вся эта гремучая смесь и есть моя жизнь.
Оскар, Taurus и признание: официальным лицам это не интересно
Сейчас группа каскадеров Nomad Stunts работает на съемках документального фильма EQUUS канадского режиссера Найоби ТОМПСОНА, до этого – участвовали в совместном проекте с режиссером Эрденбилега ГАНБОЛДА из Монголии под названием «Дух», съемки которого сейчас идут в Китае и Казахстане.
- Жайдарбек, как вы добились такого успеха за границей? И почему об этом мало кто знает? Ведь это – реальный повод для гордости…
- За рубежом про нас знают уже давно, после фильмов «Монгол» и «Путь домой»… А два года назад меня приняли в голливудскую команду постановщиков трюков, в США наградили спортивным «Оскаром» и медалью почета. В этом году я был номинирован на премию Мировой академии каскадеров Taurus World Stunt Academy и меня приняли в нее, как лучшего постановщика трюков. Вот такая история… А не «кричат» об этом, потому что мы - люди не публичные. Вот, например, если престижную премию получает актер – об этом знают все, а мы большей частью остаемся за кадром. Зритель только восхищается трюками в кино, которые для него отчасти безлики (или он думает, что это все – заслуга актеров). А то, что наша команда давно работает в Голливуде и там нас знают, как одну из лучших команд мира, не интересно официальным лицам нашей страны.
- И это обидно… Потому что ваш вклад в получение отличной картинки в кино не меньше, чем у исполнителей главных ролей. Надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится. Но вернемся к нашему разговору. Выше вы упоминали про работу в цирке… Сейчас вы следите за ним? Что ждет наш цирк?
- Я был и остаюсь частью Казахского государственного цирка: и сегодня руковожу конно-акробатическим номером. Могу сказать, что сейчас в цирке грядут перемены - привлечены новые силы для постановок программ (уже даже начали появляться театрализованные шоу), стали создавать интересные сценические костюмы и образы… Мне кажется, что это какая-то новая волна.
- А чего не хватает нашему цирку? Куда двигаться?
- Я думаю, что нужно делать что-то похожее на знаменитый Дю Солей – мощно, масштабно, эффектно! Но - с привлечением животных, а то калька получится, никому не интересная. Надо развиваться, работать, выдавать новые идеи и воплощать их – просто непочатый край для творчества, фантазии и воплощения всего этого в жизнь!
Бороться с Голливудом не нужно!
- И снова о кино: вы часто снимаетесь в голливудских блокбастерах, а на родине их хотят, буквально, запретить. Вот недавно прошла новость, казахстанские режиссеры Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ и Сергей АЗИМОВ считают, что в Казахстане нужно бороться с засильем Голливуда, предлагают Закон о кино и налоги для поддержки казахстанских фильмов. Как думаете, это поможет? Или все-таки надо начинать с другого?
- Бороться с Голливудом не нужно! Нужно создавать совместные фильмы и принимать опыт коммерческого кино. И тогда у нас будут много хороших специалистов, которые будут работать по всему миру, прославлять нашу страну и дадут возможность нашим талантливым режиссерам снимать хорошие фильмы с хорошим бюджетом. Многие страны прошли по этому пути: Болгария, Ирландия, Марокко, Малайзия и т.д. Я много работал там и видел, как эта совместная деятельность изменила их киноиндустрию. Пока же мы будем вариться в собственном соку, гордо отвергая помощь и не желая ничему обучаться, ничего путного из этого не выйдет.
- Вас часто приглашают в Америку и Европу, а как часто зовут местные режиссеры? Или ваша труппа им не по карману?
- Да, вы правы - на иностранные проекты зовут постоянно. Но в этом году мы отказались от четырех зарубежных проектов в пользу местных. Для меня очень важно работать в Казахстане! Я хочу, чтобы о нас знали, чтобы чаще приглашали в наше кино. А на счет «не по карману»: практически во всех фильмах, которые снимают в Казахстане, мы работаем, причем иногда даже бесплатно.
Мы можем и хотим помогать людям
- Расскажите о самых сложных съемках или трюках за время работы в Nomad.
- Об этом можно говорить просто бесконечно, ведь в каждой картине есть свои сложности. Бывает, что на съемках очень много непрофессиональной массовки, которая носится на лошадях, едва ли не топча исполняющих трюки каскадеров. Часто свою доля риска и проблем вносят погодные условия: приходится работать под дождем или снегом, а в таких ситуациях выполнять трюки просто-напросто опасно… Всегда сложно и нервно даются трюки с лошадьми (особенно связанные с водой) – это вообще отдельная графа нашей работы. Я могу сказать так: ни одни съемки не прошли одинаково – всегда есть различные моменты и факторы, которые все осложняют. Но от этого только интереснее!
- И завершение нашего разговора хотелось бы затронуть благотворительные проекты, в которых ваша группа активно принимает участие.
- Это – важная часть нашей работы, мимо которой мы никак не можем пройти. К примеру, Nomad уже четвертый год помогает детям, больными ДЦП. Мы проводим иппотерапию (метод реабилитации при помощи лечебной верховой езды. – Е.Н.). Специально для этого даже закупили лошадей, которые могут и любят работать с детками. Кроме того, мы вступили в Красный Полумесяц, где уже помогали волонтерам при потопах и при розыске людей. Мы – одни из первых доноров для нуждающихся в крови, также помогаем и финансово. Делаем мы это не за славу или какие-то еще корыстные цели, а потому что можем и хотим помогать людям. Хотя бы тем, чем можем…
Фото автора и из архива Жайдарбека Кунгужинова.