Какой эффект новая пешеходная зона в Алматы произведет на жизнь всего города
На снимке: аким Алматы Бауыржан Байбек инспектирует строительство пешеходной зоны.
Окончание. См. начало: «Между прогулкой Байбека и прогулкой президента».
Когда в Алматы отремонтируют «ливнёвку»
- Одна из главных головных болей города – ливневая канализация, - обращаюсь к пресс-секретарю акима Алматы Тимуру БАЗАРБАЕВУ.
- По Гоголя мы сделали автоматический полив, ливнёвку провели. Всё лето ездили каждый день, вытаскивали трубы из арычной системы: абсолютно все были забиты.
- Но это одна улица. А вы сами как-то говорили, что в реконструкции нуждаются 500 км ливневой канализации в городе. Ее же придется когда-то менять. Иначе Алматы опять затопит, как не раз было в прошлом году.
- Мы эту проблему понимаем, знаем, она застарелая. Нами в прошлом году была проведена инвентаризация свыше 1000 км арыков. Выяснили, что примерно половина из них в неудовлетворительном состоянии. Районными акиматами были разработаны ПСД (проектно-сметная документация. – В. Б.) на реконструкцию свыше 400 км арычной системы. В этом году мы уже реконструировали порядка 100 км. Думаю, за два-три года мы проблему решим.
- А не придется для этого отремонтированные улицы вскрывать?
- На реконструированных улицах мы уже делаем ливневку. Вы видите, здесь (на ул. Панфилова. – В. Б.) арыки закрыты.
А вот какие данные фигурировали в справке, которую прислал мне пресс-секретарь. С 2010-го по 2016-й построено и отремонтировано 128 км арычной сети. В прошлом году - 26 км. В 2017-м ведется строительство и капремонт 14,7 км арыков на 17 улицах. Срок сдачи – ноябрь. До мая 2018 года планируется реконструкция сетей протяженностью 43,51 км на 58 улицах. Общая стоимость работ – свыше полутора миллиардов тенге.
Речь Тимура Базарбаева я воспроизвел дословно, и, как видим, «устные» и «письменные» цифры не «бьются»: первые гораздо оптимистичнее вторых.
Даже при условии, что в год будут вводить в строй по 40-50 км арычной сети (а не по 20 км, как в среднем было в 2010-2017 гг.), то решение проблемы растянется не на два-три года, а лет на десять. А по стольку в акимах у нас не сидят.
И Бауыржан БАЙБЕК рискует не завершить апгрейд арычной сети. Если, конечно, им не овладеет idée fixe насчет «ливнёвки». Как она захватила его с пешеходной зоной.
Заменит ли ЛРТ уничтоженный трамвай
- Убрали из города трамвай, выкопали рельсы. Получается, альтернативы этому виду электротранспорта теперь никакой?
- Мы ведем подготовку к ЛРТ (легкорельсовый транспорт. – В. Б.), - отвечает Тимур Базарбаев.
- По каким маршрутам будет ходить скоростной трамвай?
- По Толе би – это я знаю точно. БРТ (безрельсовый транспорт. – В. Б.) планируем по Мустафина пустить.
- ХРАПУНОВ (аким Алматы в 1997-2004 гг.) тоже обещал ЛРТ. Если не ошибаюсь, еще в прошлом веке. Да и при следующих акимах эта тема периодически возникала.
- Я вам по-свойски скажу, почему мы тянем с ЛРТ. Мы не хотим влезать в долговую яму, чтобы Алматы был должником. Ведь зарубежные финансовые институты дают займы в иностранной валюте.
А вот что говорится в документе, который я получил от пресс-секретаря в письменном виде: «Протяженность трассировки линии ЛРТ составит 22,9 км. Маршрут линии ЛРТ проходит от депо до конечной остановки: ул. Момышулы (от депо до ул. Толе би) – (от ул. Макатаева до конечной остановки)».
Цитирую как есть. И слегка запутался: где конечная, а где депо? Если оно останется на прежнем месте – на углу Гоголя и Байтурсынова, значит, лофт-центр для молодежи пустили в депо пожить на время.
Линия современного трамвая будет (если будет) длинная, но одна. И по ней резво побегут 36 единиц подвижного состава через каждые 4 минуты. Ориентировочно ЛРТ планируют запустить в 2021 году.
На снимке: ЛРТ в Алматы – пока в мечтах.
Впрочем, в скоростном трамвае еще конь не валялся. Читаю справку: «На сегодня Управлением по проекту ЛРТ города Алматы совместно с проектной компанией ведутся работы по корректировке ТЭО для уточнения и подтверждения расчетов, сроков и стоимости проекта, а также внесение необходимых изменений в финансово-правовую модель реализации проекта».
В переводе на русский: в акимате морщат ум, во что ЛРТ обойдется и где деньги взять, да так, чтобы с валютным кредитом не попасть на очередную девальвацию.
Так что с альтернативой старому доброму уничтоженному трамваю придется подождать. А может, она сама собой и рассосется - альтернатива.
Куда водителю податься?
Для меня как для «ходока» (в хорошем смысле слова), не имеющего машины из принципа (зачем умножать выхлопные сущности?), еще одна прогулочная территория в городе – бальзам на душу.
Но вижу, как страдают автолюбители: пробки в центре теперь практически постоянно, парковаться тут негде (дворы и стоянки забиты, да еще эвакуаторы лютуют).
Некоторые знакомые предприниматели, у которых здесь офисы, собираются переносить их на окраину города. Один объяснил почему: «Я бы с удовольствием ездил на метро, будь оно развито. Если б не свои колеса, мне пришлось бы из дома на работу добираться на перекладных, со многими пересадками. А сейчас за весь день парковки платить накладно. Поэтому думаю съехать куда-нибудь на Саина».
- Какая, с появлением пешеходной зоны, альтернатива для автомобилистов в центре города? – спрашиваю Тимура Базарбаева.
- Создаем для них условия: улицы Шевченко и Курмангазы сделали односторонними.
- А паркинги?
- Мы сейчас этим проектом занимаемся, чтобы многоуровневые паркинги делать.
Тут пресс-секретарь изящно съехал на тему платных стоянок.
- Мы убрали зеленых парковщиков, которые по всему городу были. Они давали 40 миллионов налогов.
- Долларов?
- Тенге.
- Ежемесячно?
- В год. Сейчас мы планируем довести парковочные места до 10 тысяч. Пока охватили [платными стоянками] только 10 процентов магистральных улиц города. Но поступления в бюджет уже выросли в пять раз! Мы выводим из теневого оборота средства, которые вернутся сюда (в городскую казну. – В. Б.). От системы «Онай» ежемесячно поступало в бюджет 600 млн тенге. После того, как мы ввели дифференцированную систему оплаты, за август эта сумма увеличилась на 700 млн, достигнув 1,3 млрд тенге. Представляете, за месяц поступления за месяц увеличились более чем в два раза.
На снимке: самый популярный дорожный знак в Алматы.
- А парковки где будут находиться – в центре или где-то на отшибе?
- В центре. Наша задача – разгрузить центр.
- Я говорю о многоуровневых паркингах…
В этом месте наш разговор прервали, но я повторил вопрос о паркингах в письме. Ответ был кратким: «Пока никакой инфы нет. Как будет, сразу же скину».
Раз «инфы нет», можно предположить, что на тему паркингов акимат всерьез еще не задумывался. Да и где их строить? Земли свободной в центре всё равно не осталось. Разве что опять не снесут часть старой Алма-Аты.
В общем, обнадеживающих новостей для автомобилистов у меня кот наплакал.
Хотя вангую: зимой они станут парковаться на пустующих велодорожках. Что ж месту зря пропадать?
Потому что мы рвемся на запад
- А про метро акимат не забыл?
- Две станции строятся. По-моему, в 2020 году их сдадут, - в беседе пресс-секретарь акима был лаконичен, а на письме куда обстоятельнее.
Он напомнил мне, что в алматинской подземке действуют 9 станций протяженностью 11,2 км. Также я узнал, что сейчас «ведется строительство второго пускового комплекса второй очереди первой линии метрополитена, который включает станции «Сарыарка» и «Достык» и линию метро протяженностью 3,1 км вдоль пр. Абая в западном направлении от пр. Алтынсарина до ул. Момышулы».
К сегодняшнему дню завершена проходка двух перегонных тоннелей от станции «Москва» до «Сарыарки», а от нее до «Достык» проходка продолжается. Обе новые станции действительно запланировано сдать через три года.
Третий пусковой комплекс второй очереди - тоннели от «Достык» до станции «Калкаман» протяженностью 2,4 км - пока в проекте. Когда введут этот комплекс – бог весть: в ответе не написано.
Отметим, что underground тянут только в западном направлении – в «Аксаи» и Калкаман. А если учесть темпы нашего метростроя (первую очередь из семи станций сооружали четверть века, а за последние шесть лет открыли всего две новые – «Сайран» и «Москва»), то алматинцы, обитающие в «Орбите» и ниже проспекта Райымбека, могут расслабиться. «Своего» сабвэя дождутся лишь те, кто доживет до выполнения Стратегии-2050.
На снимке: в алматинском метро.
Ян Гейл и медицина бессильны
Для жителей Алматы пешеходная зона – пусть это даже не лучшая копия европейских променадов, да еще с закопанными арыками – всё равно благо. Но она парадоксальным образом усугубила трафик в центре города и другие проблемы. Впрочем, какой тут парадокс?
Мегаполис – организм с единым кровообращением, то есть транспортной системой. И любой «тромб» немедленно отзовется во всех частях «тела».
Можно ли было поставить лошадь впереди телеги? Другими словами, развить транспортную инфраструктуру, чтобы появление прогулочных улиц стало органичным и безболезненным. По логике – да. В наших условиях – нереально. Потому что это так долго, муторно, сверхзатратно и рискованно – сначала строить ливнёвку, ЛРТ, метро, паркинги. К тому же на этих поприщах лавров акиму не снискать: скорее найдешь угрозу карьере, если что пойдет не так.
Иное дело – заявить о себе компактным пиароёмким проектом. «Город для пешеходов». Или «Город без заборов». Хотя он дорогой, но его можно завершить «в целом» в сжатые сроки. И сорвать аплодисмент сверху. А критику снизу за «афтершоки» проекта - в игнор: «нижние» на судьбу акима никак не влияют.
Бауыржан Байбек не хитрее своих коллег-акимов: все они делают это. Правда, в отличие от многих прочих «бордюрбеков», он еще что-то хочет изменить. И в этом его основной «зачот».
А главный «незачот», о чем я уже не раз писал и говорила архитектор Жанна СПУНЕР, - в отказе от диалога с экспертами и простыми горожанами. Но тут уж медицина бессильна. И никакой Ян Гейл не поможет.
Можно вывести акима из Системы. Но Систему из акима – никогда.
P. S. Когда этот материал был уже готов к публикации, в фейсбуке я увидел два поста, подтверждающие мои слова о «пиароёмкости» реконструкции «Золотого квадрата». На углу Кабанбай батыра и Фурманова практически высох газон, уложенный неделю назад.
А пешеходная зона на Панфилова превращается в парковку.