Децентрализация власти по-казахски
Обсуждать разделение полномочий, поправки в Конституцию – занятие увлекательное, но к реальной жизни не имеющее никакого отношения.
Мы все знаем, что законы у нас просто изумительные. Проблема только в том, что они не соблюдаются.
Во время встречи с жителями Алматы аким города Бауыржан БАЙБЕК вдруг рассказал, как выстроена вертикаль власти в стране. Оказалось, что Байбеку жить тоже непросто. Стоит только подумать о сносе чебуречной, как ему начинают звонить из столицы, убеждая не делать этого.
Я и раньше слышал такие истории. Один чиновник жаловался, что не мог уволить даже уборщицу, которая неделями не появлялась на работе. Он прибыл в область вместе с новым акимом, а местные вставляли по мере сил палки в колеса. Вроде как у моего собеседника были полномочия, и человек он был неробкий, но вот с менеджером по клинингу справиться не мог. Местные стояли насмерть, одолевая акима звонками и визитами до тех пор, пока от женщины не отстали.
Один офицер финансовой полиции задержал колонну с контрабандой. За последующий час он услышал столько влиятельных фамилий, что очень быстро осознал политическую значимость контрабанды для Казахстана.
Бедному Умирзаку ШУКЕЕВУ уже несколько раз приходилось выслушивать про то, что в Фонде «Самрук-Казына» засилье «зайчиков» и «живчиков», получающих высокую зарплату за перекладывание бумажек с места на место. Вместо простого решения вопроса пришлось даже устроить сложную и маловразумительную процедуру трансформации, главная цель которой, как я подозреваю, сделать так, чтобы ни один живчик не пострадал.
Но вернемся к Байбеку.
По факту получается, что целый ряд людей считают допустимым позвонить акиму города, назначенному президентом, и ходатайствовать, чтобы не закрывали ларек или чебуречную.
Лет пятнадцать назад у журналистов нашей редакции была одна проблема – как найти номер сотового телефона министра, вице-премьера или главы правительства. В те либеральные времена большие начальники, хоть и без удовольствия, но снимали трубку и отвечали на вопросы по телефону.
По нынешнему протоколу большие начальники сами берут трубку только в случае, когда им звонят люди либо равные им по статусу, либо выше по должности.
Это я к тому, что звонить акиму Алматы могли чиновники не ниже уровня министра, главы агентства, ну или, на худой конец, вице-министра ключевого министерства. Всех остальных - даже, я думаю, депутатов парламента - помощники Байбека не подпустили бы даже на порог.
На месте градоначальника я бы поименно назвал тех, кто ему звонил и впрягался за ларьки, чтобы другим было неповадно.
Но Байбек, как и Шукеев, хорошо знает правила игры.
Есть полномочия, есть поручения главы государства, законы и все прочее, но в реальной жизни всегда найдется Баке, Саке или еще кто-то, отказать которому невозможно.
Кстати, ларек – это тоже своего рода показатель. То есть самостоятельного бизнеса в стране все меньше и меньше, уже и чебуречные вошли в зону жизненных интересов тех или иных влиятельных людей.
А между тем, они по долгу службы распоряжаются миллиардными бюджетами, но при этом тратят время на решение частных вопросов субъектов самого мелкого предпринимательства.
А вы говорите: разделение полномочий.
Да в нашей стране редкий чебурек пролетит мимо кассы.
Фото: voxpopuli.kz.