Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Каждый нормальный советский юноша (мальчик) страстно мечтал. О чём? Об автомобиле, конечно! Купить машину в Советском Союзе имели возможность многие. В смысле - имели финансовую возможность. Но вот стать обладателем какого-никакого "Жигулёнка" или "Москвича", или, на худой конец, "консервного" "Запорожца" могли лишь самые счастливые или заслуженные. Возможности отечественного автопрома сильно отставали от спроса масс. А иномарок, кроме Москвы, в СССР и вовсе не видывали.
Но советские пацаны были не лыком шиты! Пока мечта о собственном автомобиле казалась чересчур наглой и несбыточной, в голове у каждого нормального советского юноши крутилась заветная альтернативная мысль о собственном мотоцикле. Куда более реалистичная. В отличие от автомашины купить мотоцикл в СССР мог позволить себе каждый умеющий работать – для этого не нужно было десятилетиями выстаивать в очереди, да и чисто по цене всё выглядело вполне себе гуманно для молодёжного бюджета.
Если сравнить то, на чём и как гоняли отчаянные сорвиголовы в 1970-80-е годы, с тем, на чём и как носятся сегодняшние байкеры (их внуки), то ещё неизвестно, кого можно считать безбашеннее. Техника прошлого была, конечно, не столь навороченной и комфортной, как ныне. Но техника – это всего лишь груда брендированных материалов. А главное всё же в том, кто и как с нею управляется.
Обо многом могут поведать победы казахстанских мотоциклистов на престижных всесоюзных соревнованиях. Наши земляки были заметны всегда. Команда Казахской ССР неоднократно становилась победительницей чемпионатов СССР по мотоциклетному многоборью, побеждала соперников в рамках Спартакиад народов Советского Союза, привозила главные трофеи и кубки с матчевых встреч из самых разных краёв и областей страны. Участвовали и в международных трассах. Кстати, высокогорный стадион Медео принимал не только самые престижные состязания конькобежцев. Здесь проходили и соревнования по мотогонкам на льду. В том числе и Чемпионат мира.
Наиболее прославленные мотоциклисты Казахстана, вроде известных братьев Дарвинов (Владимира, Валентина и Евгения) были объединены в специальные организации, которые поддерживались государством. Так, в Алма-Ате существовал и работал не только Республиканский автомотоклуб, но ещё около десятка самодеятельных организаций такого плана. А изучать азы мотоциклетного спорта в прежние времена мальчишки могли на уроках машиноведения в старших классах школы (это могу вспомнить по своему опыту). Те же, кто хотел двигаться дальше, старались попасть в специализированные кружки, вроде того, которым славилась станция юных техников Алма-Атинской области, её будни и стали основой для сегодняшнего фоторяда.
В те годы, когда никто ещё не называл свой мотоцикл "байком", а мотоциклисты ещё не сбивались в стаи всяких "ночных волков", беззаветных любителей быстрой бесшабашной езды было никак не меньше. И может быть, частое отсутствие шлема на голове и не следует причислять к преимуществам мотоциклистов над байкерами, но вот вопрос на засыпку – многие ли владельцы байков способны ныне разобрать свой агрегат по винтикам и – теперь главное! – вновь собрать всё, как было?
Самый крутой советский "драндоцикл" – знаменитый "Урал" (с коляской!) – стоил (в масле!) примерно столько же, сколько легендарный "Запорожец". То есть нескольких зарплат молодого рабочего или одного "уборочного сезона" среднего механизатора в колхозе вполне хватало для того, чтобы стать мотоциклистом. Но бог с ним, с "Уралом" (и его коляской), ибо он не считался особо популярным в молодёжной среде. У молодых в фаворе были всякие отечественные "ИЖи" и особенно заграничные (чешские) "Явы". Это они позволяли почувствовать в полном объёме все преимущества юности. Скорость за 100 километров, остающиеся сзади автомобили, прижимающаяся всеми изгибами (и фибрами) подруга за спиной – что ещё нужно для того, чтобы ощутить полноценную радость от начинающейся жизни?
Что до столь раздражающих мирного обывателя во все времена шумных гонок по ночным улицам – гоняли всегда, правда, в те времена не стаями, а в основном по одному-два. И от милиции уходили, а милиция на мотоциклах была куда более серьёзной, нежели нынешние полицейские на автомобилях. И на дальние расстояния ездили: "кругосветников" не было, но таких, кто умудрялся на двух (трёх) колёсах объехать весь Союз во время трудовых отпусков, набиралось немало. Бились? Увы, у каждого из нас есть несколько друзей-мотоциклистов из печального списка, так навсегда и оставшихся молодыми. Ведь то, что в зрелом возрасте понимается как ненужная (и опасная!) бравада, в молодости воспринимается совсем иначе.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото из архива Андрея Михайлова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!