Мотоциклисты - дедушки нынешних байкеров: угнаться ли за ними внукам

2393 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 04 Дек 2022, 14:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Каждый нормальный советский юноша (мальчик) страстно мечтал. О чём? Об автомобиле, конечно! Купить машину в Советском Союзе имели возможность многие. В смысле - имели финансовую возможность. Но вот стать обладателем какого-никакого "Жигулёнка" или "Москвича", или, на худой конец, "консервного" "Запорожца" могли лишь самые счастливые или заслуженные. Возможности отечественного автопрома сильно отставали от спроса масс. А иномарок, кроме Москвы, в СССР и вовсе не видывали.

Но советские пацаны были не лыком шиты! Пока мечта о собственном автомобиле казалась чересчур наглой и несбыточной, в голове у каждого нормального советского юноши крутилась заветная альтернативная мысль о собственном мотоцикле. Куда более реалистичная. В отличие от автомашины купить мотоцикл в СССР мог позволить себе каждый умеющий работать – для этого не нужно было десятилетиями выстаивать в очереди, да и чисто по цене всё выглядело вполне себе гуманно для молодёжного бюджета.

Если сравнить то, на чём и как гоняли отчаянные сорвиголовы в 1970-80-е годы, с тем, на чём и как носятся сегодняшние байкеры (их внуки), то ещё неизвестно, кого можно считать безбашеннее. Техника прошлого была, конечно, не столь навороченной и комфортной, как ныне. Но техника – это всего лишь груда брендированных материалов. А главное всё же в том, кто и как с нею управляется.

Обо многом могут поведать победы казахстанских мотоциклистов на престижных всесоюзных соревнованиях. Наши земляки были заметны всегда. Команда Казахской ССР неоднократно становилась победительницей чемпионатов СССР по мотоциклетному многоборью, побеждала соперников в рамках Спартакиад народов Советского Союза, привозила главные трофеи и кубки с матчевых встреч из самых разных краёв и областей страны. Участвовали и в международных трассах. Кстати, высокогорный стадион Медео принимал не только самые престижные состязания конькобежцев. Здесь проходили и соревнования по мотогонкам на льду. В том числе и Чемпионат мира.

Наиболее прославленные мотоциклисты Казахстана, вроде известных братьев Дарвинов (Владимира, Валентина и Евгения) были объединены в специальные организации, которые поддерживались государством. Так, в Алма-Ате существовал и работал не только Республиканский автомотоклуб, но ещё около десятка самодеятельных организаций такого плана. А изучать азы мотоциклетного спорта в прежние времена мальчишки могли на уроках машиноведения в старших классах школы (это могу вспомнить по своему опыту). Те же, кто хотел двигаться дальше, старались попасть в специализированные кружки, вроде того, которым славилась станция юных техников Алма-Атинской области, её будни и стали основой для сегодняшнего фоторяда.

В те годы, когда никто ещё не называл свой мотоцикл "байком", а мотоциклисты ещё не сбивались в стаи всяких "ночных волков", беззаветных любителей быстрой бесшабашной езды было никак не меньше. И может быть, частое отсутствие шлема на голове и не следует причислять к преимуществам мотоциклистов над байкерами, но вот вопрос на засыпку – многие ли владельцы байков способны ныне разобрать свой агрегат по винтикам и – теперь главное! – вновь собрать всё, как было?

Самый крутой советский "драндоцикл" – знаменитый "Урал" (с коляской!) – стоил (в масле!) примерно столько же, сколько легендарный "Запорожец". То есть нескольких зарплат молодого рабочего или одного "уборочного сезона" среднего механизатора в колхозе вполне хватало для того, чтобы стать мотоциклистом. Но бог с ним, с "Уралом" (и его коляской), ибо он не считался особо популярным в молодёжной среде. У молодых в фаворе были всякие отечественные "ИЖи" и особенно заграничные (чешские) "Явы". Это они позволяли почувствовать в полном объёме все преимущества юности. Скорость за 100 километров, остающиеся сзади автомобили, прижимающаяся всеми изгибами (и фибрами) подруга за спиной – что ещё нужно для того, чтобы ощутить полноценную радость от начинающейся жизни?

Что до столь раздражающих мирного обывателя во все времена шумных гонок по ночным улицам – гоняли всегда, правда, в те времена не стаями, а в основном по одному-два. И от милиции уходили, а милиция на мотоциклах была куда более серьёзной, нежели нынешние полицейские на автомобилях. И на дальние расстояния ездили: "кругосветников" не было, но таких, кто умудрялся на двух (трёх) колёсах объехать весь Союз во время трудовых отпусков, набиралось немало. Бились? Увы, у каждого из нас есть несколько друзей-мотоциклистов из печального списка, так навсегда и оставшихся молодыми. Ведь то, что в зрелом возрасте понимается как ненужная (и опасная!) бравада, в молодости воспринимается совсем иначе.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото из архива Андрея Михайлова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




президент Казахстана
- Моя принципиальная позиция заключается в том, что критика власти является неотъемлемой частью гражданского общества, и Казахстан здесь не исключение.
На чём подорвётся Казахстан
Спираль кризиса девяностых начала раскручиваться в обратную сторону
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Магзум Мирзагалиев в Румынии защищает деньги "КазМунайГаза"
KMG International по итогам 2022 года является крупнейшим налогоплательщиком Румынии
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы. Часть 2
Власти Алматы отказываются реагировать на проблемы целого микрорайона, вызванные строительством в запретной зоне
Крушение царя царей
Краткий обзор неудачной модернизации
"Эскалация ради деэскалации": кто первым моргнёт - Москва или Вашингтон
США хладнокровно приняли по Украине самое логичное решение. Россия тоже
В Санкт-Петербурге хранят землю из разных регионов Казахстана. Для чего?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Алма-Ата и Алматы. Куда пропали артели?
Артельное дело в разрезе истории города
Инвесторы оценивают устранение последствий аварии в Экибастузе уже в 2,5 млрд
Никто затрат Клебанова с Каном не проверял, как и не подсчитывал расходы предприятий Экибастуза и других городов Казахстана, участвовавших в ликвидации ЧС
Квартирный вброс перед выборами: столичной работающей молодёжи готовят более 1000 квартир
Конкурс управления строительства города Астаны должен завершиться до начала выборов депутатов
В ВКО собираются оцифровать наскальную живопись, чтобы спасти её от вандалов
Для виртуальных копий древнейших наскальных изображений даже создадут специальный сайт
Медика в Актобе подозревают в получении взяток с инвалидов
Борцы с коррупцией полагают, что медик получал мзду переводами
Ратель. Лучшее за 2022 год. Лиля Калаус
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Почему опасно покупать квартиры в Алматы и Астане
Воды нет и не будет в ближайшее время
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- А попробовал бы утром с Орбиты в центр и вечером обратно с работы проехать, и понял бы что Байбек то умнее и с заботой о гражданах работал.