Мотоциклисты - дедушки нынешних байкеров: угнаться ли за ними внукам

3865 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 04 Дек 2022, 14:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Каждый нормальный советский юноша (мальчик) страстно мечтал. О чём? Об автомобиле, конечно! Купить машину в Советском Союзе имели возможность многие. В смысле - имели финансовую возможность. Но вот стать обладателем какого-никакого "Жигулёнка" или "Москвича", или, на худой конец, "консервного" "Запорожца" могли лишь самые счастливые или заслуженные. Возможности отечественного автопрома сильно отставали от спроса масс. А иномарок, кроме Москвы, в СССР и вовсе не видывали.

Но советские пацаны были не лыком шиты! Пока мечта о собственном автомобиле казалась чересчур наглой и несбыточной, в голове у каждого нормального советского юноши крутилась заветная альтернативная мысль о собственном мотоцикле. Куда более реалистичная. В отличие от автомашины купить мотоцикл в СССР мог позволить себе каждый умеющий работать – для этого не нужно было десятилетиями выстаивать в очереди, да и чисто по цене всё выглядело вполне себе гуманно для молодёжного бюджета.

Если сравнить то, на чём и как гоняли отчаянные сорвиголовы в 1970-80-е годы, с тем, на чём и как носятся сегодняшние байкеры (их внуки), то ещё неизвестно, кого можно считать безбашеннее. Техника прошлого была, конечно, не столь навороченной и комфортной, как ныне. Но техника – это всего лишь груда брендированных материалов. А главное всё же в том, кто и как с нею управляется.

Обо многом могут поведать победы казахстанских мотоциклистов на престижных всесоюзных соревнованиях. Наши земляки были заметны всегда. Команда Казахской ССР неоднократно становилась победительницей чемпионатов СССР по мотоциклетному многоборью, побеждала соперников в рамках Спартакиад народов Советского Союза, привозила главные трофеи и кубки с матчевых встреч из самых разных краёв и областей страны. Участвовали и в международных трассах. Кстати, высокогорный стадион Медео принимал не только самые престижные состязания конькобежцев. Здесь проходили и соревнования по мотогонкам на льду. В том числе и Чемпионат мира.

Наиболее прославленные мотоциклисты Казахстана, вроде известных братьев Дарвинов (Владимира, Валентина и Евгения) были объединены в специальные организации, которые поддерживались государством. Так, в Алма-Ате существовал и работал не только Республиканский автомотоклуб, но ещё около десятка самодеятельных организаций такого плана. А изучать азы мотоциклетного спорта в прежние времена мальчишки могли на уроках машиноведения в старших классах школы (это могу вспомнить по своему опыту). Те же, кто хотел двигаться дальше, старались попасть в специализированные кружки, вроде того, которым славилась станция юных техников Алма-Атинской области, её будни и стали основой для сегодняшнего фоторяда.

В те годы, когда никто ещё не называл свой мотоцикл "байком", а мотоциклисты ещё не сбивались в стаи всяких "ночных волков", беззаветных любителей быстрой бесшабашной езды было никак не меньше. И может быть, частое отсутствие шлема на голове и не следует причислять к преимуществам мотоциклистов над байкерами, но вот вопрос на засыпку – многие ли владельцы байков способны ныне разобрать свой агрегат по винтикам и – теперь главное! – вновь собрать всё, как было?

Самый крутой советский "драндоцикл" – знаменитый "Урал" (с коляской!) – стоил (в масле!) примерно столько же, сколько легендарный "Запорожец". То есть нескольких зарплат молодого рабочего или одного "уборочного сезона" среднего механизатора в колхозе вполне хватало для того, чтобы стать мотоциклистом. Но бог с ним, с "Уралом" (и его коляской), ибо он не считался особо популярным в молодёжной среде. У молодых в фаворе были всякие отечественные "ИЖи" и особенно заграничные (чешские) "Явы". Это они позволяли почувствовать в полном объёме все преимущества юности. Скорость за 100 километров, остающиеся сзади автомобили, прижимающаяся всеми изгибами (и фибрами) подруга за спиной – что ещё нужно для того, чтобы ощутить полноценную радость от начинающейся жизни?

Что до столь раздражающих мирного обывателя во все времена шумных гонок по ночным улицам – гоняли всегда, правда, в те времена не стаями, а в основном по одному-два. И от милиции уходили, а милиция на мотоциклах была куда более серьёзной, нежели нынешние полицейские на автомобилях. И на дальние расстояния ездили: "кругосветников" не было, но таких, кто умудрялся на двух (трёх) колёсах объехать весь Союз во время трудовых отпусков, набиралось немало. Бились? Увы, у каждого из нас есть несколько друзей-мотоциклистов из печального списка, так навсегда и оставшихся молодыми. Ведь то, что в зрелом возрасте понимается как ненужная (и опасная!) бравада, в молодости воспринимается совсем иначе.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото из архива Андрея Михайлова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как судья Мекемтас отдохнул с женой в Греции за 16 тысяч евро
И почему туроператору пришлось вернуть туристам из Казахстана львиную долю потраченных на дорогую поездку денег
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Ходоки из Сеула у министра энергетики
Корейцы первыми пожаловались на дешёвую нефть для казахстанских заводов
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Про культ пива в СССР: чем он так привлекал американцев
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Казахская “экстремистка” довела до слёз шейхов
Айка Алеми - о Лувре в Абу-Даби и о том, почему Димашу не надо было петь с Крутым
Как ботаники в Казахстане прививают обществу интерес к науке
Три года назад казахстанцы получили возможность участвовать в конкурсе по сбору данных о растениях и животных на онлайн-платформе iNaturalist
За что актюбинский нотариус набросился на юриста
Причиной могла стать денежная клиентка
В ВКО бухгалтер перепутала 155 миллионов тенге и 200 тысяч
После запроса Ratel.kz план госзакупок пришлось срочно корректировать
В Караганде чиновники разрешили BI Group уничтожить Центральный парк города
На участках земли, которые вдаются в зелёную зону, компания будет строить большой ЖК с дорогими квартирами
Болезни медицины: только за три месяца в СКО от пациентов поступило 96 жалоб
Жители региона возмущаются нехваткой врачей и невозможностью своевременно пройти обследования
Суд по делу Шерзата Полата может затянуться на два месяца, считают его адвокаты
А родные подростка, возможно, не будут участвовать в  дальнейших судебных разбирательствах
Алматинка 14 лет назад взяла более 300 млн в банке и сейчас должна столько же, несмотря на продажу дорогостоящего имущества. Часть 2
Ужасающая и нескончаемая история банковского рейдерства
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.