Мой пациент

4536 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Понедельник, 08 Июл 2024, 18:00

Новые встречи с Калмыковым – через картины, фотографии и воспоминания

"Это ваш пациент!", - написал мне один ученый, пропадающий в архивах. И выслал неизвестное (мне) старую фотографию художника Сергея Ивановича КАЛМЫКОВА.

Читайте также
На родине Кастеева

Добавил, что ему фотография не нужна, он случайно нашел ее в архивных документах.

По терминологии этого ученого "пациент" - объект исследования. Так он, любя и уважая, называет всех тех, чьими историями занимается.

У нас с ним разные пациенты. Каждый из нас тянет -вытягивает свои исторические ниточки.

Но иногда ниточки пересекаются... Да, так бывает – ищет человек в архиве что-то по теме своей научной (или не очень, как в моем случае) работы, а по пути находит что-то совсем другое. Безумно интересное, но не по теме поиска. В своей работе использовать находку нельзя, а просто пролистнуть и забыть – жалко. И тогда приходит "посылочка" тому, кому именно эта личность интересна - в виде вот таких фото или пары строчек ценной информации, или даже сам документ в виде скрина. Спасибо!

А Калмыков действительно мой пациент. Везде меня найдет. И я везде его встречаю. И я рада этим встречам.

Хотя казалось бы наша с ним история закончилась. Могила художника найдена, идентифицирована. И даже оградку смогли поставить на могиле, и скромный крест установили.

Но тень Калмыкова приходит ко мне.

Самыми невероятными способами.

Читайте также
Центр мира - Мерке

На днях написал мне человек, который в Алматы приехал на три дня на одно серьезное мероприятие. Приехал издалека, с другого континента.  И одной из целей (как он сказал) его шестичасового перелета было следующее: увидеть могилу Калмыкова, положить на нее цветы. Попросил провести экскурсию – показать Калмыковские места нашего города. Мы такую проводим, но обычно весной, приурочивая ее к Дню памяти художника. Или осенью, в день его рождения. И занимает такая экскурсия полдня. А у человека время было только после конференции – и это сейчас, когда ночь приходит в семь вечера…

Но ничего, провела, показала…

Всё успели объехали, а начали с кладбища, потому что туда все-таки лучше не в самую темень… Фотографий с этой поездки нет, все-таки было уже темно. Да и не за этим ехали. А просто положить цветы…

А две недели назад были в Караганде в путешествии (ах, Караганда, какая она замечательная, и я про наши карагандинские приключения напишу, обещаю!), и там оказались мы в очень дружелюбном арт-пространстве "Гражданин Художник".

Не случайно оказались – нас туда пригласили в гости – хозяйка пространства Любовь ГУМЕНЮК и наш гид по Караганде Юлия СУВОРКИНА.

Они - художники, яркие, увлеченные натуры и я им горячо благодарна за совершенно неожиданную Караганду. Обсуждая планы перед поездкой, мы поначалу хотели только познакомиться с арт-пространством, а потом… А потом договорились о лекции. Я ж такое люблю – и слушать, и рассказывать. К тому ж очень хотелось культурно-исторических мостов с Карагандой. И они состоялись, чему я рада невероятно.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только

А когда с организаторами выбирали тему лекции, остановились на Калмыкове, на нашем расследовании двухлетней давности. Как выяснилось, в Караганде есть люди, которые следили через соцсети и статьи на сайте Ratel.kz за нашим расследованием. И им было интересно узнать подробности.

Провела лекцию, рассказала.

Возможно, излишне эмоциональна была. Но не могу быть я беспристрастной и сухой, рассказывая историю жизни (мне известные ее части) художника Калмыкова.

А присутствующие на лекции (был полный зал, даже стулья от соседей принесли) были тактичны, внимательно слушали, а потом вопросы задавали…  Вот так в процессе лекции и познакомились. Все люди творческие (в разной степени) и очень любознательные. Это очень здорово! Спасибо!

На сайтах алматинских галерей и в самих галереях, куда я частенько захожу, вижу работы  Калмыкова – в основном, это его эскизы к спектаклям.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

Его картин, надо сказать, много в мире, он был не только очень талантливым художником, но и очень трудоспособным, плодовитым. Сложно даже примерно прикинуть размер его художественного наследия – по самым осторожным оценкам специалистов - это 1500 работ.

Но! Только в одном музее - музее имени Кастеева - сейчас находится 1111 его картин, эскизов, зарисовок. А еще есть другие музеи, частные галереи, личные коллекции…

И очень много подделок.  Говорят, это самый подделываемый художник Казахстана. Видимо, потому что один из самых востребованных казахстанских на международном рынке.

Но если в  алматинских галереях видеть его работы вполне себе привычно и логично – все-таки он жил и творил в нашем городе – то в Семее найти работу Калмыкова я не ожидала совершенно. А она там есть!

В Семее мы были ровно год назад – в начале июля 2023 года. И писала я об этом путешествии много. И про старинные дома, и про кладбища, и про мечети…  Но еще больше не успела написать. Вот про семипалатинский Музей изобразительных искусств имени Невзоровых вообще ни строчки не написала.

А ведь он, музей имени семьи Невзоровых, великолепен!  И если вы там еще не были (как и в Семее) – обязательно летите в Семей и бегите в музей.

Он был основан в 1985 году, и там находится одно из крупнейших в Казахстане собраний художественных ценностей.  

Читайте также
Хроники Верного.  Историю делают "мелочи"

Произведения искусства пришли  в музей разными путями. Некоторые были получены в дар от Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – это картины и гравюры голландских, английских, французских, русских мастеров 17 – 19 веков. Часть работ мастеров мирового искусства музейные сотрудники когда-то приобрели у частных коллекционеров.

А 569 произведений искусства, из которых 177 живописные работы признанных известнейших мастеров, были получены в дар от московского коллекционера Юлия Владимировича НЕВЗОРОВА и его семьи. Произошло это в 1988 году - Юлий Владимирович Невзоров, его супруга Антонина Михайловна и дочь Юлия Юльевна тогда передали музею коллекцию произведений русского, советского и зарубежного искусства.

Эта коллекция собиралась отцом и дедом Юрия Владимировича с середины 19 века, а в 20 потомками обогатилась и приумножилась. К тому же дарители долгое время изучали и систематизировал работы, и всю найденную информацию тоже передали музею, что очень помогло научно-исследовательской работе музея.

Имя этого коллекционера и его семьи и носит музей. В знак глубокой признательности за столь щедрый дар.

Работы ТРОПИНИНА, ВЕНЕЦИАНОВА, ЩЕДРИНА, МЯСОЕДОВА, ПЕРОВА, КРАМСКОГО, ГЕ… Есть там и небольшая работа Василия ВЕРЕЩАГИНА.

И она поразила меня даже больше, чем все остальные шедевры, вместе взятые. Ибо Верещагина в казахстанских музеях я видела немного. Точнее – только на картинках в Википедии. Хотя в запасниках моей любимой Кастеевки есть две работы. Одна из его знаменитой Индийской серии, а вторая -  "Горы, окружающие станицу Лепсинскую" - из Туркестанской, что ясно даже из названия. Про историю Лепсинска (сейчас Лепсы) читайте вот тут.

А в начале 90-х музей пополнился большой коллекцией отечественного искусства - КАСТЕЕВ, ЛЕОНТЬЕВ, ЧЕРКАССКИЙ, ГАЛИМБАЕВА, СИДОРКИН, ЗАЛЬЦМАН, ШАРДЕНОВ…

Видимо, в эти годы была приобретена и работа Сергея Калмыкова… Работа называется просто "Пейзаж", и мы (а в музее, да и в самом Семее я была в большой компании алматинцев) "узнали" на картине Алма-Ату. Но датирована работа 1930-м годом, и следовательно на картине не Алма-Ата – Калмыков в наш город приехал в 1933-м…

Но этот факт не дал нам поводов для грусти и разочарований – наоборот, мы обрадовались этой небольшой картине будто встретили старого знакомого… Кружили вокруг работы долго, даже привлекли внимание сотрудницы музея, что принесло нам несомненную пользу. Видя такой наш неподдельный и искренний интерес, она показала нам помещение музея, в котором сохранились элементы старой архитектуры.

Ведь здание музея – историческая ценность. Оно было построено в 1870-х годах купцом первой гильдии Фёдором СТЕПАНОВЫМ.

Красивый, элегантный особняк в два этажа, арочные окна, колонны, лепнина, большие просторные комнаты. Сотрудница музея рассказала, что этот большой дом был построен на месте старого деревянного. И новый дом сразу строился с расчетом, что в нем будут принимать гостей с большим размахом и изыском, здесь будут проходить творческие вечера и балы, торжественные приемы и важные встречи.

В советское время в этих стенах располагались разные государственные учреждения и, понятное дело, в те годы тут все выглядело совершенно иначе. Сейчас же исторические интерьеры частично восстановлены, а в залах опять воцарился дух искусства.

Но самая невероятная встреча случилась несколько месяцев назад. Позвонил человек, представился  – алматинец Евгений ШУМИК. И сразу завел разговор о Калмыкове. Точнее, об опубликованном в моей статье документе: свидетельстве о крещении Сергея Ивановича.

Читайте также
Хроники Верного. Неожиданный Зенков

Спросил – под рукой ли документ? Он был под рукой – в ноутбуке в специальной папочке. Открыла.

"Видите, в документе указаны люди, которые были крестными Калмыкова? Прочитайте, кто крестный отец".

Прочитала: "… ммм… непонятно, а потом Оренбургской губернии купеческий сын Михаил Иоанов БАРЫШОВ".

"Да, он. Это мой предок, прапрадед. А непонятное название – это Илецкая Защита".

Я ахнула.

Залезла в интернет. Он поведал, что Илецкая Защита – "крепость, основанная в 1754 г. в заяицкой степи, верховьях р. Илек, в 62 верстах к югу от Оренбурга". 

Близость Илецкой Защиты к Оренбургу (70 км) – косвенное доказательство того, что семьи Барышовых и Калмыковых могли быть знакомы. Ведь именно в Оренбург Калмыковы перебрались в 1892 году, именно в Оренбурге Сергей учился в школе, и именно в Оренбург вернулся после революции, работал там декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читал лекции и продолжал писать свои работы. С 1926 по 1928 годы он был членом оренбургского отделения Ассоциации Художников Революционной России, участником выставок общества "Жар-Цвет".  И в начале 1930-х он делал эскизы костюмов и афиш Оренбургского драматического театра и цирка. А в Алма-Ату перебрался позже…

Про Илецкую Защиту я, конечно, прочитала.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Памяти художника посвящается

Сейчас это местечко называется Соль-Илецк, и это шестое его название. С 1754 года - Илецкая Защита, с 1856-го – Илецк (это был уже город с 2585 жителями), с 1920-го по 1935 год - Илецкое, потом полгода он был Соль-Илецком, затем ему вернули старое название Илецкая Защита. А с 1945 года и по сей день он Соль-Илецк.

Ну и как ясно из названия, в Соль-Илецке добывают каменную соль. Причем, много столетий. "На 560 верст ниже Вора (р. Ори) пала в Яик с левой стороны Илек-река, ниже горы Тустебе: по-нашему та гора Соляная, ломают в ней соль", - вот так описывали эту местность в 1627 году. Соли добывали много, настолько много, что в соседнем Оренбурге в 70-е годы 18 века открылось соляное правление и соляные магазины, соль в которые поставляли из Илецкой защиты.

В конце 19 века, когда, судя по документу, там и жил купец Барышов, основным крупным предприятием был соляной промысел.

Из того, что там было кроме шахт, удалось найти информацию о двух мечетях, четырех церквях,  и двух начальных школах, мещанской и купеческой. А еще там было девятнадцать лавок, одиннадцать питейных заведений, харчевня, баня и три кузницы. Годовой оборот лавок составлял приблизительно 35 тысяч рублей – о, совсем неплохо для столь небольшого городка, в котором не было даже больницы.

Чем занимался в Илецкой Защите купец Барышов доподлинно неизвестно, но наверняка так или иначе его дела были связаны с солью и Оренбургом. И видимо очень хорошо был знаком с семьей Калмыковых, раз отправился в столь дальнее путешествие, чтоб стать крестным отцом для новорожденного Сергея.

Все бы ничего, но путь действительно был дальним.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Старый город на старых фото

Семья Калмыковых (на фото самый маленький – это Сергей) жила в Самарканде, где его отец Иван Емельянович был в то время руководителем транспортной конторы. Я посмотрела по карте -  сейчас по трассе надо ехать 2200 километров.  А в 1891 году и трассы не было, и поезда не везде ходили. Добираться надо было на подводах или верхом. А это долго.

Но Барышова в Самарканде ждали. И не приглашали другого крестного отца – это тоже доказательство близкого знакомства! В те давние времена (да и сейчас, если крещение ребенка – осознанный шаг, а не дань моде) крестные не были случайными людьми. Они ж несли ответственность за своего крестника, были проводниками в духовном мире, помогали в бытовом воспитании - и житейскими советами, и порой деньги давали на образование. А в случае смерти родителей (такое в 19 веке случалось, увы) могли вырастить крестника в своей семье.

По документу ясно – Барышов добраться смог до Самарканда только через полгода. Родился Сергей Иванович 6 октября 1891 года, а крестили его только 5 мая 1892 года.

Если судить по тому, что спустя два года Калмыковы перебрались в Оренбург, а не в  родной Чугуев, откуда Иван Емельянович был родом – город этот им чужим не был. Скорей всего потому, что в нем жили хорошо знакомые люди…

Встретились с Евгением в кафе, он пришел с семейными фотографиями. Он рассказал про свою семью. Семья Барышовых была большой: сам Михаил Иванович, супруга его, как ее потом называли "Баба Феня", была из Польши. Было у них пять дочерей: Маня, Шура, Надя, Лида, Нюра.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Великому краеведу посвящается

В 1905 году семья переехала из Илецкой Защиты в Оренбург. Михаил Иванович вскоре после переезда умер. Управление бизнесом передали управляющему, он и обанкротил купеческую семью.

Чтобы спастись от нищеты, было решено выдать замуж старшую дочь Шура (Александру) за ГАВРИЛОВА Алексея. На фото - Барышова Феня с дочерьми и будущий зять Гаврилов Алексей.

Гаврилов тоже был из купеческой семьи, а семья была небедной. Есть семейная легенда, что основатель рода Гавриловых был куплен у цыган, воспитала его чужая семья. Причем, купили его не по доброте или жалости, а из выгоды - чтобы потом, когда он вырастет, отдать его в солдаты. Вроде как был тогда закон – сто крестьянских дворов должны были отдать одного мужчину в армию, чтобы он отслужил солдатом 25 лет…  Звали мальчика Александр, а фамилии он своей не знал. Фамилию  "Гаврилов" мальчику дал священник,  который его крестил…

После завершения службы Александр Гаврилов вернулся, стал купцом, женился и родились у него сыновья.

Гаврилов Алексей Александрович родился в 1886 году, и он был в семье младшим сыном. Видимо, был избалованным. К торговле и другому делу оказался неприспособлен. По семейной легенде был азартен и стремился модно одеваться. И его решили женить на хорошей девушке из порядочной семьи. Выбор пал на Барышову Шуру.

Поначалу семья жила в Оренбурге, родились у них трое детей, мальчик и две девочки. В 30-х годах перебрались в Алма-Ату, купили дом в районе нынешней улицы Калдаякова.

Дети выросли, разъехались. Родители остались одни, и в годы войны, когда и в Алма-Ате было голодно, продали свой дом за бричку муки и переехали в город Джамбул (сейчас Тараз) к старшей дочери Валентине.

Там прожили свою жизнь и там же были похоронены…

Зачем я все это так подробно рассказываю?

Потому что в этой семье есть еще одна история, которая передается уже из поколения в поколение. И эта история удивительная.

В семье рассказывали, что Калмыков был частым гостем у Гавриловых. Приходил, пил чай, его даже на базар могли отправить – он был "своим". Как-то его попросили купить литр сметаны и несколько помидоров к обеду. Он купил. Но у продавца не оказалось литровой банки, и он налил сметану в двухлитровую. А помидоры дал Калмыкову в руки - полиэтиленовых пакетов тогда еще не было, а Сергей Иванович был без авоськи. И тогда Калмыков сложил купленные помидоры в банку со сметаной…И принес в одной банке два продукта.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Прямо по Гоголя

Ему нравилась Шура, Александра Михайловна (на фото выше она с мужем и детьми), он выказывал ей симпатию, подолгу с ней беседовал, а ее дочерям Валентине и Римме покупал мороженое со своей зарплаты. А в один из дней принес десять своих картин, "лучших", как он сказал, и подарил их Шуре. И добавил: "когда-нибудь они будут стоить дорого, и ты будешь богата".

История умалчивает, что это были за картины. Но скорей всего это были именно те работы, которые Сергей Иванович писал не для театра и не на заказ, а от души, от всей своей космической души. Те, которые специалисты-искусствоведы и относят к совершенно оригинальному стилю живописи, присущему только Калмыкову -  "фантастический экспрессионизм". Когда Юрий ДОМБРОВСКИЙ написал про Калмыкова в романе "Факультет ненужных вещей": "Двадцать первый век ему был уже ни к чему, он работал для двадцать второго". И если сейчас, в 21 веке, мы лишь чуть-чуть приблизились к пониманию творчества Сергея Ивановича, то в середине 20-го его фантастические работы обывателям были совсем непонятны.

Потому Шура не оценила подарок. А картинами закрыла беседку в саду – чтобы солнце не жарило... Сергей увидел, обиделся и больше с семьей Гавриловых дел не имел. Вообще ни с кем из них.

А когда встречал в городе Шурочку – переходил на противоположную сторону.

Читайте также
Хроники Верного. Прекрасные двигательницы прогресса

… Прошло много лет, и как-то из Джамбула приехали погостить в Алма-Ату внучки Шуры. Остановились у Николая Гаврилова, своего дяди. Николай прогуливался с девушками по городу, и увидел Калмыкова. "Сергей привет! Познакомься, это мои племянницы из Джамбула". 

Услышав это, Калмыков резко развернулся и быстро ушел, не оборачиваясь.

Гений I ранга Земли и Галактики не простил…

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Инженер
Петиция деген еш пайдасы жоқ зат екен. Жаздың не, жазбадың не, оны тыңдап, қыстырып жатқан ешкім жоқ.
Как нам вылечиться от синдрома Назарбаева
От посадки экс-министра юстиции Марата Бекетаева вряд ли что изменится
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Что скрывает министр юстиции по делу Стати
Парламент ушёл на каникулы, не дождавшись от правительства ответа: сколько же денег потратил Казахстан на борьбу с изгнанным из страны молдавским инвестором Анатолом Стати и каких результатов достиг
Кто такой Петр I: великий реформатор или антихрист
Почему петровская Россия не догоняла, а, наоборот, отставала от Западной Европы
Nothing personal, или Жизнь по-американски
Американцы не понимают, почему хорошие личные отношения должны мешать им быть жёсткими в делах
Неудобный Ионов: губернатор Семиречья, захвативший Памир и утерянный в Алма-Ате
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Исторический weekend. Где, где… В Караганде!
Неожиданная романтика шахтерского города
Соавтор Алии Назарбаевой требует опровергнуть, что она идиотка
Для чего живущая в Дубае журналист Орманбаева, деятельность которой связывали с пиаром Масимова и Назарбаевой, оскорбляет известных казахстанцев
У кого и за сколько Qazaq Stroy Almaty купил землю под насосную станцию для микрорайона "Акжар"
И почему управление энергетики и водоснабжения города Алматы рискует попасть под проверку
Обвиняемый обматерил судью и добавил себе проблем
После отсидки ему придётся усиленно подметать улицы
Полицейский, чуть не убивший ножом замначальника, получил условный срок
Поводом для трагедии стала ссора на работе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.