В погоне за масштабом мы забываем о конкретном человеке, о его удобстве, проблемах, трагедии даже
Я всегда за медицину. Всегда за врачей, и вы все об этом знаете. И неплохая у нас медицина совсем. Даже очень наоборот, многим бы такую медицину, как наша. Поверьте, это действительно так.
Но я бы сейчас хотел поговорить совсем о другом. О наших недостатках. А их, как вы знаете, много.
Я уже много раз писал о том, что наша медицина рассчитана на масштабность. Смертность, заболеваемость, обеспеченность и так дальше. Осмотрено миллион пациентов, оздоровлено 800 тысяч, умерло 500 – например. Всё это впечатляет, конечно, и воспринимается на слух хорошо.
Но когда сам сталкиваешься с нашей системой, то понимаешь насколько она забюрократизирована и зарегулирована. В погоне за масштабом мы забываем о конкретном человеке, о его удобстве, проблемах, трагедии даже. Ведь каждое заболевание – это трагедия для человека. Ведь ему приходится полностью менять свой образ жизни, перестраивать свои планы, и, вообще, может быть, готовиться к смерти.
А система видит только показатели, и чтобы их не портить мы отфутболиваем пациента подальше от себя. Радуемся, когда пациент не из нашего участка, не по нашему профилю и т.д. Пусть другие занимаются и отвечают, если есть риски. Особенно это заметно по беременным. Ты изначально виноват в этой системе за то, что решил иметь детей, заболел, упал, отравился. Ты сам виноват. И портишь теперь те самые показатели.
И всё делается только по звонку. Но даже если позвонил - не факт, что пациента осмотрят и пролечат как следует. Больница как полиция или прокуратура. С порога тебе дают чётко понять – ТЫ НИКТО. Мало ли какие у тебя проблемы, у нас есть дела поважнее. Зашёл, сиди и жди. Подойдут. Когда? Когда освободятся. Лежи, сиди и жди.
И медсестра, которой надо заполнить все отчёты и бежать к детям, и врач, который решил поговорить по телефону именно сейчас, когда ты голый лежишь на кресле, и санитарка, которой надо прямо сейчас помыть полы и открывать двери, когда ты в неудобном положении. Они-то привыкшие к этому, это ведь их работа. Но то, что пациент чувствует в данный момент, интересует далеко не всех и не всегда.
Нет, есть коллеги, которые работают на высшем уровне. Я сейчас говорю в целом о ситуации. Да, маленькая зарплата, загруженность и много чего.
Но врач в первую очередь должен быть человечным и добрым. Это качества, которые должны присутствовать при нём всегда, в любое время суток. И не зависеть от статуса пациента или оплаченных денег. Это или есть, или этого нет. Когда ты потерял это, надо уходить. Или переосмыслить свою судьбу.
Я много раз наблюдал как поставлена работа в лучших клиниках мира. В больнице должно быть очень мало самой больницы. Лекарства, процедуры, операции – это очень важная часть нашей работы, но не менее важная часть, а, возможно, и главная – это наше отношение к больным. Создание максимально таких условий, в которых пациент чувствовал бы себя комфортно и заряжался бы оптимизмом.
Не хочу называть, но заходя в некоторые наши клиники, особенно онкологические, невольно впадаешь в депрессию. Серость, холод, запах всевозможных лекарств вперемешку с запахом столовой пищи, грязные застиранные пижамы, идиотские деревянные или железные кровати отечественных производителей с матрасами не по размеру, ободранные полы, выпавшие плитки, объявления на дверях, напечатанные на компьютере и приклеенные пластырем и много чего ещё…
Возникает чувство безысходности от всего этого. И плюс к этому добавить нашу чёрствость, безразличие, грубость, и создаётся тот образ нашей медицины, который критикуют и который возмущает всех.
У Ю.В. ПЯ, которого знает почти весь цивилизованный мир, всё выстроено по-другому. Там чувствуется добро прямо при входе в его больницу. В принципе любая больница похожа на своего главного врача. У него больница очень добрая и отзывчивая. И коллектив такой же. Как сам Юрий Владимирович.
У Абай Кабытаевича больница очень серьёзная и аккуратная. Уже более 20 лет этой больнице, а она как будто построена вчера. Каждый кустик вокруг больницы пострижен, ухожен, чистота идеальная. Всё интеллигентно и профессионально, как сам Абай Кабытаевич. Если не заметили, приглядитесь.
И таких клиник должно быть много, и в принципе все должны стать такими. Потому что эта атмосфера отражается на всём. Санитарка не позволит себе говорить громко, медсестра будет улыбаться, и врачи будут работать усердно, потому что это престиж клиники и авторитет руководителя. Я ни разу не видел, чтобы эти люди повышали голос на своих подчинённых или демонстративно показывали свою власть. Просто их харизма не нуждается в этом.
Стало быть, нам надо как следует подумать о том, кого мы назначаем руководителями в наши больницы и поликлиники. Ведь именно они создают там атмосферу, принимают или выгоняют врачей, воспитывают средний или младший медперсонал. Именно от них зависит, как врач примет вас и назначит лечение.
Кто-то сейчас наверняка скажет: "Правильно, надо всё отдать частникам!", что было модно до недавнего времени. Может быть. Но если честно, я видел много частных клиник и большой разницы не заметил. Почему? Да просто потому, что многие руководители этих клиник - бывшие наши руководители. Они просто создали такую же модель, но за наличные деньги пациентов или ФСМС. Там тоже есть отдельные исключения, не спорю, но всех считать таковыми – уж извините… не могу.
Вот такая мысль пришла ко мне после очередного случая безуспешной госпитализации моего знакомого в стационар.
Так что берегите себя и хороших ГЛАВНЫХ врачей.
Фото: egemen.kz.