Легендарное строительство Турксиба: что про него недоговаривали в СССР и как в Казахстане перегнали Америку

2504 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 29 Июн 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Про триумфальное и героическое строительство Турксиба в СССР было говорено достаточно. Но многое при этом ушло в тень. По идеологическим соображениям. Иначе пришлось бы признать чуждое классовое происхождение всей этой великой стройки Пятилетки, которая началась вовсе не в конце 1920-х годов в государстве победившего пролетариата, а в царской России и гораздо ранее. И роль Америки в успехе всего предприятия.

Первая стройка СССР, или последняя стройка Империи?

Читайте также
Первая трансказахстанская магистраль: что видели пассажиры поезда Оренбург-Ташкент в начале XX века

Между тем, стержневой костыль во всю эту железнодорожную эпопею был забит верненскими думцами, которые первыми высказали идею - связать Туркестан с Сибирью. Через Верный. И даже создали специальную комиссию. Это было ещё в 1896 году.

Среди аргументов необходимости строительства такой дороги красовались не только экономические соображения (обмен туркестанским хлопком, сибирским лесом и семиреченским зерном), но и военно-стратегические замыслы, относящиеся к экспансии в сторону Китая. Но что сыграло ключевую роль при обсуждении инициативы в правительстве - сказать трудно, однако уже в 1906 году были выделены деньги и утвержден черновой проект трассы от Барнаула, через Семипалатинск, Верный и Луговое – на Арысь.

А в 1907 году – начались изыскательные работы.

В "мрачные времена" стройка, понятное дело, не могла стать народной, потому велась не столь стремительными темпами как позже, в эпоху Турксиба, не сопровождалась шумными победами, митингами и рапортами, а шла себе строго по графику.

Уже в 1915 году началось временное движение от Новониколаевска (Новосибирска) до Семипалатинска. А с другой стороны, с юга, к 1917 году строители добрались от Арыси до Бурного.

Потом в стране началась кровавая чехарда Гражданской войны. Но (и это знаменательно) строительство Предтурксиба не прекращалось. Имеются любопытные данные о том, что даже при сибирском диктаторе КОЛЧАКЕ было уложено почти 150 километров рельсов от Семипалатинска к Сергиополю (Аягузу). А чуть позже (но, опять же, до официального начала строительства Турксиба), в 1924 году, первые поезда появились в Пишпеке. Так что по большому счёту значительная часть дороги, которая должна была связать Транссибирскую и Туркестанскую магистрали, была готова ещё до начала всенародной стройки.

"Позабытый" вклад

Читайте также
Катастрофа 1887 года: ожидали прорыв Иссык-Куля сквозь горы на Алматинскую равнину

Но обо всём этом в официальных источниках советской эпохи и учебниках истории лукаво умалчивалось. Вот, к примеру, статья о Турксибе из последнего издания Большой советской энциклопедии (полностью!):

"Туркестано-Сибирская железная дорога, Турксиб, часть Казахской железной дороги. Проходит от Семипалатинска (на севере) через Алма-Ату до станции Луговая (на юге), по восточной части Казахской ССР и соединяет республики Средней Азии с районами Сибири. Длина 1452 км. Линией Луговая — Арысь Турксиб смыкается со Среднеазиатской железной дорогой, линией Семипалатинск — Новосибирск — с Западно-Сибирской железной дорогой. Длина пути от Новосибирска до Арыси через Турксиб 2531 км, то есть на 1000 км короче старого пути — через Челябинск и Оренбург. Одна из крупных всенародных строек 1-й пятилетки (1929—32). Строительство Турксиба (1927—31) имело большое государственное и экономическое значение, он соединил кратчайшим путём богатую хлебом, лесом и углём Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и республик Средней Азии. Это позволило расширить здесь посевы хлопка и др. технических культур, а также риса, развивать садоводство, виноградарство. Турксиб содействовал развитию производительных сил в Казахстане".

Всё.

Борьба за варианты, или Кабинетная война Казахстана и Киргизии

Старые планы, однако, претерпели некоторые перемены. При изначальном планировании центром Турксиба должен уже был стать Пишпек (вскоре переименованный во Фрунзе), а вовсе не Алма-Ата. Подразумевалось, что рельсы стального первенца прорежут Чу-Илийские горы, либо через известный перевал Курдай (через который шёл почтовый тракт на Ташкент), либо через безвестный Какпатас. Но в самом начале работ стало ясно, что этот небольшой, но сложный участок значительно удорожит дорогу, а главное - почти на год затянет строительство.

Впервые об этом заявил в августе 1927 года начальник Управления строительства В. С. ШАТОВ:

Читайте также
Кто кого кормил-одевал: какое место занимал Казахстан в составе СССР

"Прохождение перевала в районе Курдая или Какпактаса обойдется на 25-26 млн руб. дороже, чем прокладка линии по Чокпарскому варианту, несмотря даже на увеличение строительной длины в последнем случае на 130 км…"

Но киргизские товарищи тоже были не лыком шиты и нашли, что ответить:

"…Остается в стороне от Туркестано-Сибирского пути мощный хозяйственный район, имеющий несомненные возможности блестящего развития, остается в стороне целая республика, давно ожидавшая этих возможностей".

На что лоббисты Чокпара выложили сейсмический козырь. А ну, как разразится очередное землетрясение, вроде недавней Кеминской катастрофы? Тогда как?

Тогда киргизские товарищи ввели в ход тяжелую артиллерию в лице тов. ГАЛЬПЕРШТЕЙНА, председателя Госплана Киргизии. Тов. Гальперштейн, между прочим, обратил внимание на то, что на Чокпаре нет воды, а это сильно затруднит движение паровозов. Кроме того:

"Опыт Ташкентской ж. д. на участке Оренбург – Арысь показал, что Ташкентская ж. д. ничего не дала и ничего не получила от степной полосы, по которой она проходит. Между тем, принятие Курдайского варианта открывает возможности разработки залежей угля, меди и других ископаемых…"

Да и вообще, затраты на Курдайский вариант, по подсчетам тов. Гальперштейна, составят не 25, а всего 7 миллионов сверх Чокпара.

А предсовнаркома Киргизии тов. АБДУРАХМАНОВ пошел еще дальше:

Читайте также
Четыре амбициозных проекта, которые могли навсегда изменить географию Казахстана

"Правительство Союза не нашло возможным игнорировать интересы Казахстана и решило поэтому провести дорогу через Алма-Ата. То же самое должно быть сделано и в отношении Киргизии. Отказ от Курдая знаменует собою разрыв старых и прочных экономических связей, существующих между Фрунзе и Алма-Ата".

В ответ на адрес комитета содействия строительству поступила великолепная по лаконизму и содержательности телеграмма от тов. НУРМАКОВА, казахстанского коллеги тов. Абдурахманова. Вот ее содержание:

"Поддерживаем Чокпар"

 Экономическая задача, таким образом, грозила перерасти в межреспубликанское напряжение. Борьба накалялась не на шутку и приближалась к состоянию холодной войны между совнаркомами двух братских автономий. Тогда, как обычно для приснопамятных советских времён, в спор братских республик (обе они были ещё автономиями в составе РСФСР) вмешалась Москва. Смачную точку поставил председатель Совнаркома СССР тов. РЫКОВ:

"Туркестано-Сибирская ж. д. призвана в первую очередь разрешить задачу снабжения Средней Азии хлебом и обслужить десятки миллионов населения Средней Азии и Сибири. Эта задача могла быть выполнена только принятием Чокпарского варианта".

Грозный рык Рыкова из Москвы угомонил спор. Турксиб пошёл через Чокпар, и Киргизия навсегда осталась в транспортном захолустье (может быть в скором времени неугомонным китайцам все же удастся восстановить несправедливость столетней давности?).

Как мы со своими колымажками догнали Америку

Строительство Турксиба сильно смахивало на практическое решение классической школьной задачки про две бригады строителей, которые вышли навстречу друг другу из двух пунктов, "А" и "Б", чтобы неминуемо встретиться в пункте "С". Пункт "А" - станция Луговая на ветке Арысь – Пишпек, "Б" - Семипалатинск, уже связанный рельсами с Новосибирском. А вот где должна была состояться встреча…

Сложность решения состояла в том, что, в отличие от школьной математики, скорость встречного движения была неизвестна. Темпы процесса зависели от тысячи разных причин: поставок, кадров, погоды, снабжения, настроения, духа соревновательности и т.д. и т.п.

Но темпы изначально были высокими. Как тогда говорили – "американскими". И это несмотря на то, что способы их достижения оставались самыми что ни на есть советскими – главным движущим стимулом являлось соцсоревнование.

Нужно сказать, что опыт железнодорожного строительства в Соединённых Штатах (тогда они назывались САСШ) - при строительстве Турксиба действительно применялся. Перед началом стройки в Америке побывала солидная инженерно-партийная делегация, ознакомившаяся с тем, как работают они там, в условиях загнивающего капитализма. Делегацию сильно удивила организация труда и… отсутствие тачек.

"При посещении американских железных дорог мы прежде всего обратили внимание на полное отсутствие тачек, катальных досок, наших примитивных колымажек" - вспоминал один из делегатов.

И хотя отказываться от тачек на Турксибе никто не собирался, поездка в Америку не прошла даром. Америка тогда ещё экспортировала не только либеральные ценности и гамбургеры, но и торговала вполне осязаемыми и достойными орудиями производства. Для Турксиба за океаном было приобретено новейшее оборудование: экскаваторы, компрессоры, тепловозы, перфораторы, бетономешалки, камнедробилки и автомашины.

Читайте также
Радус-Зенькович: что известно про первого главу Советского Казахстана

Но главной движущей силой строящегося Турксиба всё же осталась конно-человеческая. В сезон 1929-30 годов стройку обслуживало почти 15 000 лошадей, 10 000 из которых были взяты в аренду у местных жителей.

Несмотря на это, Америку мы тогда догнали. Укладка 2,5 километра полотна в сутки стало нормой не только для них, но и для нас!

"При всех наших исключительных трудностях, при всех недостатках, при мизерной механизации, стандартизации и рационализации производственных процессов, при всех этих условиях, далеко не похожих на американские, наши темпы по справедливости могут конкурировать с американскими", - писал в победном рапорте тов. ПЕРЕЛЬМАН.

Так или иначе, легендарная магистраль, заложенная ещё в дореволюционные времена и достроенная в первой советской пятилетке, продолжает свою жизнь в современном Казахстане. Однако на современной карте железных дорог название Турксиб отсутствует. Оно как-то странно утратилось ещё в эпоху СССР. И пассажиры, которые едут нынче по этим историческим рельсам, знать не знают, что движутся по легендарной Туркестано-Сибирской магистрали…

Исторические фото взяты из источников времен строительства Турксиба.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Будущая первая леди
Ертең біреумен періскен видеомыз шықса, жасанды интеллект дей саламыз ба сонда?!
Казахстан - страна победившей симулякрократии
Успех зависит от способности вовремя подменить законы понятиями и наоборот
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Переживут ли польские нефтяники общение с казахстанскими фискалами
Нефтесервисная компания из Кракова работала в Казахстане на протяжении двух десятилетий. Пока не попала под каток госорганов
Меркантилизм на практике
Когда появились могущественные централизованные государства, были разработаны научные обоснования меркантилизма и появились продуманные программы экономического развития
"Доступное жильё" по-американски
Как в Нью-Йорке решают квартирный вопрос
Легендарное строительство Турксиба: что про него недоговаривали в СССР и как в Казахстане перегнали Америку
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На родине Кастеева
Как мы туда добирались и что там увидели
Павлодарские праздники годами проводились на свистнутой в Астане аппаратуре
Разные павлодарские компании годами умудрялись выигрывать конкурсы госзакупок, продавая друг другу чужую аппаратуру без документов
Управление энергетики и водоснабжения Алматы купило насосную через “прокладку” Qazaq Stroy за 2,3 млрд тенге
Дважды на конкурс не было подано ни одной заявки
Кто из силовиков сядет на конфискованный Bentley экс-вице-министра Токтабаева
Авто, стоимостью свыше 100 млн тенге, передадут правоохранительным или специальным государственным органам
Минсельхоз заставил фермеров Актобе зарезать маточное поголовье скота
Как Агрокредитная корпорация блестяще разоряет фермерские хозяйства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Нужна ли Казахстану ипотека без первоначального взноса
Если крупные строительные игроки протащат снятие первоначального взноса, спрос на недвижимость вырастет кратно
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.