Деньгами будущих поколений покрывают непрофессионализм нынешнего правительства
Читайте предыдущую статью Сляма АХМЕТОВА "Что норвежцу хорошо, то казаху – смерть?".
Государственный бюджет представляет собой не только важнейший финансовый документ страны, но и относится к числу основных финансовых инструментов управления экономикой.
От того, насколько им продуктивно управляют, зависит не только обеспечение работы государственных органов, текущее удовлетворение социальной жизни населения и т.д., но и будущее экономики, то, как будут жить потомки.
Очень важно эффективно применять бюджетные правила для сырьевых экономик. Эти бюджетные правила специально созданы для снижения зависимости от энергетических и других природных ресурсов.
В мировой практике страны - экспортеры сырья используют различные бюджетные правила. Один из базовых принципов – это так называемая контрцикличная политика.
Эта бюджетная политика предполагает стимулирование внутреннего спроса в периоды циклического спада (например, при низких ценах на нефть) и сдерживание спроса во времена экономического подъема (при высоких ценах на нефть).
Главная цель этих правил: во-первых, отвязать расходы бюджета от непостоянных сырьевых доходов. Во-вторых – нарастить возможности по увеличению доходной части бюджета ненефтяного характера.
Проедание Нацфонда
Рассмотрим вкратце, как обстоят дела в этом плане с бюджетом РК (далее - данные по республиканскому бюджету - С.А.).
Выступая в парламенте страны с докладом о доходах бюджета 2015 года, министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ сообщил, что «доходы бюджета выросли на 4 процента, 54 процента доходов сформировали налоги, 43 процента приходятся на трансферты и 3 процента - на неналоговые и прочие поступления. В структуре доходов заметен контрцикличный эффект Национального фонда - доля трансфертов возросла в сравнении с 2014 годом».
На перевыполнение, по утверждению министра, оказали влияние организационные меры по администрированию, а также изменение курса тенге.
Действительно ли правительство проводит контрцикличную политику, как утверждают чиновники?
Составим график формирования бюджета (по структуре источников) за последние 12 лет.
График №1. Структура Республиканского бюджета РК по укрупненным источникам
Как видно из графика №1, доля трансфертов Нацфонда (далее НФ - С.А) в бюджете с 2006 года начала неуклонно расти.
Так, в предкризисный 2008 год (когда со второй половины года началось падение цен на нефть) сумма трансферта из НФ в бюджет возросла в 3 раза - с 0,4 трлн. тенге (2007г.) до 1,6 трлн тенге, его доля в структуре источников бюджета увеличилась до 35,1% (с 18,7% в 2007 году).
В 2014 году (в год очередной девальвации тенге) сумма трансферта увеличилась до 2,1 трлн тенге, доля выросла до 35,6%.
В год перехода на свободный режим плавания тенге (2015 год), трансферты НФ выросли до 2,6 трлн. тенге или до 42,9%.
А при сохраняющихся невысоких ценах на нефть, в 2017 году предусмотрено выделение трансферта из НФ уже в сумме 4,4 трлн тенге или его доля в структуре источников бюджета достигнет до 46,3% (!).
В то же время доля главного источника формирования бюджета − налоговых поступлений стремительно уменьшается. Так, с 90,3% в 2006г. они в предкризисный 2008 год упали до 62,4%. (-27,9%).
После проведенных глубоких девальвации доля налоговых поступлений снизилась уже до 54,3%, а к концу 2017 г. прогнозируется дальнейшее ее падение до 50,2%.
Таким образом, за рассмотренный 12 летний период, указанные отрицательные тренды – падающие налоговые поступления и увеличивающиеся трансферты из НФ – явно свидетельствуют о том, что контрцикличная политика не достигла главных ее целей: отвязки расходов бюджета от непостоянных сырьевых поступлений и замещение упавших нефтяных поступлений доходами не нефтяного характера. То есть, от применения такой контрцикличной политики нужного эффекта не получено.
На графике №1 видно, что идет долголетняя, примитивная практика возмещения потери налоговых поступлений деньгами будущего поколения из Нацфонда.
На сырьевой игле
Для подкреплений таких выводов используем другое графическое сравнение: тренды изменений прироста цен на нефть и прироста доходной части бюджета за 12-летний период.
График №2. Параллельность изменений цен на нефть марки «Brent-Europe» и бюджета Казахстана
Как видно из графика №2, тренд прироста бюджета РК в течение 12 последних лет движется параллельно тренду прироста цен нефти, что свидетельствует о том, что никого ослабления зависимости расходов бюджета РК от непостоянных цен на нефть не происходит.
По сути Нацфонд с деньгами будущих поколений превратился в фонд текущих трат для поддержки неэффективной нынешней сырьевой экономики Казахстана.
Фундаментальная причина такого положения дел – отсутствие полноценной контрцикличной политики, которая при ее правильном применении должна была обеспечить как рост ненефтяных доходов, так и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
В отсутствии реальной контрцикличной политики огромных масштабов достигло финансирование проектов и программ, поглощающих огромные бюджетные деньги и не дающих желаемых результатов по диверсификации экономики и росту экспортного потенциала страны.
И следствие такой практики - низкая эффективность бюджетных расходов.
Известно, что во многих сырьевых странах коррупция в сфере управления государственными финансами - распространённая проблема, сопровождающаяся отмыванием больших бюджетных денег через нежизнеспособные проекты и программы.
В результате усилилась зависимость экономики от цен на сырье, наступил крах национальной валюты, ухудшились условия для развития предпринимательства, падает уровень жизни народа.
Между тем в других нефтяных странах похожие проблемы успешно решаются.
Правило четырех процентов
Рассмотрим опыт успешной нефтяной Норвегии - ее практику управления экономикой и государственными финансами.
16 лет тому назад норвежским парламентом были приняты так называемые «руководящие принципы», чтобы уйти от зависимости бюджета и экономики от нефтяных доходов и в то же время создать крупный финансовый резерв для решения долгосрочных задач государства.
Эти принципы предусматривали 4-х процентное правило: правительству Норвегии, в обычном порядке, разрешалось использовать лишь 4% от рыночной стоимости Нефтяного фонда для финансирования структурного не нефтяного дефицита бюджета. (Нефтяной Фонд, в 2001 году был трансформирован в Government Pension Fund Global далее – GPFG - С.А.).
Жесткое правило «четырех процентов» преследовало одну из главных целей – обеспечить защиту госбюджета от опасной ловушки − чрезмерной зависимости от доходов нефти.
Но сегодня это четырехпроцентное правило предлагают пересмотреть. Правительство Норвегии намерено снизить максимальные трансферты до 3 процентов от рыночной стоимости GPFG, поскольку Фонд Норвегии растет опережающими темпами. По состоянию на 18.09.2017 года в GPFG уже аккумулировано более 1 трлн долларов США (!). Для справки: население Норвегии − 5,3 млн человек.
Таким образом, благодаря этим «руководящим принципам» и результативным реформам по диверсификации экономики, норвежцам удалось значительно снизить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов: от 37,9% (2006 г.) до 13,1% (2016 г.).
В текущем 2017 году ожидается незначительный рост до 16,9%.
График №3. Доля нефтегазовых доходов в бюджете Норвегии
Для сравнения: В бюджете РК по экспертным данным доля нефтегазовых доходов составляла около 50%, со снижением их к 2016 году до 35-40% (в связи с падением цен на нефть).
Официальных статистических данных на этот счет нет. Но зависимость бюджета от нефтегазовых доходов продолжает оставаться высокой.
Что касается влияния падения цен на нефть на бюджет Норвегии, следует отметить, что правительство в 2016 году получило трансферт из GPFG в сумме NOK 87,7 млрд или около $11,2 млрд (далее - по курсу NOK/$ 7,82). Это лишь 7,5% от бюджета и чуть больше 1% от рыночной стоимости, накопленной в GPFG.
В текущем 2017 году прогнозируется получения трансферта в сумме 71,5 млрд. NOK или около 9,1млрд.$ (график №4), что ставит к бюджету лишь 5,8%, а к GPFG - меньше 1%.
Для сравнения: Доля трансфертов НФ в бюджете РК в 2016 году составила 39,7%, а в текущем 2017 году достигнет 46,3 %.
А доля трансфертов к остатку НФ составила в 2016 году около 14,7%, а в 2017 г. – 22,9% (предусмотренный объем трансферта к остатку НФ на 08.2017 г.).
В Норвегии структурный дефицит бюджета не должен превышать ожидаемой доходности GPFG, в который зачисляется кроме нефтегазовых доходов и профицит бюджета.
Например, доходность GPFG (проценты, дивиденды) за 2016 г. составила NOK 196,6 млрд или около $25,2 млрд. В 2017 году GPFG прогнозирует получить доходы на сумму NOK 203,9 млрд или около $26,1млрд.
Что касается профицита бюджета, зачисляемого в GPFG, то только с 2006 года по 2015 год «сверхдоходы» бюджета Норвегии (на графике №4 отрицательные значения), перечисленные в GPFG составили NOK 2090,7 млрд или около $267,4 млрд (!).
График №4. Данные о перечислении сверхдоходов бюджета в Government Pension Fund Global и трансферты из Фонда в бюджет
Таким образом, норвежские «руководящие принципы» как система управления бюджетом и стимулирования развития экономики, позволили уйти стране от нефтегазовой зависимости и по праву относятся к числу эффективно применяемых бюджетных правил.