Платим, не глядя, доверяясь расчетам коммунальщиков - иначе могут и за границу не пустить
Ошарашивающая новость об ограничении выезда имеющим долги за коммунальные услуги стала очередным подтверждением засилья отечественных монополистов. Откровенно говоря, все это напоминает советскую репрессивную модель хозяйствования и мало похоже на инструменты рыночной экономики.
Судите сами, коммунальщики имеют достаточно эффективных рычагов, чтобы заставить человека платить. Первым и наиболее действенным является отключение от предоставления услуг, вплоть до погашения задолженности. Второй – хорошо апробированная практика «позорного столба», т.е. публикация фамилий и адресов неплательщиков на информационных стендах у подъездов. Третий рычаг - начисление пени за просроченные платежи. Ну, и разумеется, механизм взыскания задолженности через суд. А далее дело за проворностью судебных исполнителей, которые могут наложить арест на имущество, счета и создать массу прочих неудобств задолжникам.
К чему тут применять барьеры на границе? Одно дело, когда государство стоит на страже интересов ребенка, блокируя передвижения злостного неплательщика алиментов, или госбюджета, когда не дают покинуть пределы страны лицам с задолженностью по налогам. Другое – ограничивать конституционное право на свободу передвижения граждан, вмешиваясь, по сути, в сугубо хозяйственный спор между поставщиком услуг и их потребителем.
Безоговорочно принимая сторону монополистов, государство при этом мало уделяет внимания интересам потребителей. Почему-то никто не задается вопросом о качестве предоставляемых монополистами услуг. Никто не осуществляет перерасчетов за дни простоя лифтов или периодически возникающее низкое давление в системе отопления, выражающееся в 20-градусной температуре в квартирах. И уж точно никто не следит за «ошибочно начисленными» лишними суммами, которые коммунальщики, если кто-то дотошный обратил внимание, возвращают, но лишь на депозит, а не наличными. Можно представить объемы этих депозитов, по сути, бесплатного займа от населения. Но, увы, за эти долги никого из руководителей коммунальных компаний не блокируют на границе. Хотя суммы здесь значительно превышают 700 тенге.
Отношения с коммунальными службами у нас чем-то сильно напоминают крепостное право, где одна из сторон ведет себя не как поставщик услуг, а как распорядитель судеб человеческих. Достаточно взглянуть на ежемесячные квитанции за коммунальные услуги. Независимо от добросовестности плательщика, на каждой из них красуется суровая и достаточно оскорбительная по своему заведомо обвинительному уклону надпись, предупреждающая об ответственности за несвоевременную оплату услуг. Тем самым в каждом, пусть даже самом добросовестном, потребителе заведомо подозревается неплательщик.
Согласитесь, это мало похоже на рыночные механизмы взаимоотношения поставщика с потребителем. А знаменитая формула «клиент всегда прав» здесь вообще звучит как издевательство. Это, скорее, похоже на советский стиль, в котором рядовой гражданин имел массу обязанностей при слабой обремененности правами. И был заранее должен государству, обществу, партии…
На этом фоне особенно мило выглядят немецкие счета за коммунальные услуги, в которых компания благодарит клиента за сделанный в ее пользу выбор и выражает надежду на продолжение сотрудничества, обязуясь постоянно работать над улучшением качества своих услуг.В отличие от нас, в ФРГ нет единой государственной системы коммунальных служб, следовательно, нет и единых тарифов на коммунальные услуги. Все предприятия, обслуживающие местных жителей, являются частными и участвуют в достаточно жесткой конкурентной борьбе за потребителя. Конкуренция является и стабилизирующим фактором в тарифном вопросе. Каждый собственник недвижимости вправе самостоятельно выбирать, какой частной фирме отдать предпочтение. Каждый может сам выбрать, каким электричеством пользоваться, выбирая атомную, тепловую, газовую, водяную электростанцию (стоимость электроэнергии может различаться в зависимости от источника). Отопление помещения также предоставляется на выбор между масляным, водяным, газовым. И если государство вдруг и вмешивается в их взаимоотношения, то лишь исключительно на стороне клиента и простого избирателя.
P.S. Кстати, не исключено, что многие долги возникают, в том числе, и из-за отсутствия возможности своевременно оплатить услуги. Не всем удается сделать это через банк, у многих возникают вопросы, нередко вполне обоснованные. Для их урегулирования приходится отправляться в абонентские отделы, в которых традиционно работает, в лучшем случае, половина окон. Можно представить ущерб экономике страны, если половина сотрудников, как госаппарата, так и частного сектора, будут ежемесячно простаивать в очередях хотя бы половину рабочего дня. Вот и приходится им платить, не глядя, доверяясь расчетам коммунальщиков. Иначе ведь могут и красные флажки на границе поставить…