Китайский гамбит

7926 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 02 Мая 2016, 08:30

Поднебесная империя тихой сапой увеличивает присутствие в секторе казахстанской нефтепереработки

В то время как в разных городах страны казахстанцы выходят на митинги, протестуя против передачи земли в аренду китайцам, наш великий южный сосед тихой сапой увеличивает свое присутствие в секторе казахстанской нефтепереработки.

В пятницу нацкомпания «КазМунайГаз» объявила о продаже 51 процента акций своей перерабатывающей дочки – KazMunayGas International N.V. (KMGI) – китайской компании CEFC China Energy Company Ltd. До 2014 года KMGI носила другое название – Rompetrol Group. Компания владеет тремя перерабатывающими заводами в Румынии, а также сетью из более чем тысячи автозаправочных станций в Европе. Rompetrol был приобретен в 2007 году в рамках проводившейся в те годы «КазМунайГазом» политики «экспансии на внешние рынки». Благо запредельные цены на нефть позволяли тогда деньги особо не считать. Тогда и появились в портфеле активов национальной компании перерабатывающие мощности в Румынии, газораспределительные сети в Тбилиси, нефтяной терминал в Батуми и санаторий в районе Боржоми.

Фото: Газета.ру.

Были ли сделки по покупке этих активов экономически выгодными или же они удовлетворяли политические и иные амбиции топ-менеджеров национальных компаний – история об этом умалчивает. Но факт остается фактом: работа прикупленных по случаю активов все эти годы сопровождалась шлейфом разборок, скандалов и судебных исков.

Компания «КазТрансГаз-Тбилиси», владеющая газораспределительными сетями грузинской столицы, больше года находилась в ситуации жесткого противостояния с местными властями. Камнем преткновения стал долг в 48 миллионов долларов перед государственной «Корпорацией нефти и газа Грузии» за поставленный газ. Противоречия дошли до такой степени, что на предприятии решением суда было введено внешнее управление, а казахстанская сторона фактически отстранена от руководства. Астана пригрозила обратиться в международный арбитраж, и проблему удалось урегулировать только на уровне премьер-министров в ноябре 2014 года через реструктуризацию задолженности.

В судебных тяжбах весь прошлый год провел и Батумский нефтяной терминал. Тбилисский городской суд даже арестовывал его имущество, но потом с истцами удалось как-то договориться, арест был снят, и сейчас терминал выставлен на продажу. А сын бывшего генерального директора Батумского терминала Талгата БАЙТАЗИЕВА Михаил попал в раздел светской хроники мировых СМИ, презентовав в августе прошлого года в Париже у пятизвездочного отеля Four Seasons Hotel George V Paris свою коллекцию желто-черных эксклюзивных автомобилей (на снимке).

Среди выставленных экспонатов – Ferrari F12 Berlinetta Mansory Stallone и Mercedes S63 AMG Mansory, а также сделанный в единственном экземпляре Gronos G63 AMG 6×6, оцениваемый специалистами в миллион евро.

Новая нефтяная реальность заставляет КМГ избавляться от проблемных активов, несмотря на всю их привлекательность для отдельных персон. И тут на выручку приходит дружеский Китай. Он уже владеет 50 процентами Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Эксимбанк Китая профинансировал второй этап реконструкции Атырауского НПЗ под залог имущества завода. То есть в случае, если завод будет не в состоянии обслуживать кредит, он вполне может сменить хозяина. И вот теперь китайцы купили перерабатывающие мощности «КазМунайГаза» в Румынии.

Мы уже писали, что в нефтедобывающей отрасли Казахстана доля Китая составляет от 25 до 30 процентов. В нефтепереработке – пока нет. Но мы к этому, похоже, активно стремимся.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента